В статье обсуждаются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что они нуждаются в коррекционной работе, проведении консультационной и развивающей работы. Также показано, что социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья можно заниматься в консультационном центре. В центре есть необходимые специалисты и оборудование, необходимое для проведения работы с детьми, а также консультаций родителей (лиц их заменяющих).
Ключевые слова: дошкольный возраст, социализация детей с ОВЗ, социализация в условиях центра.
C каждым годом все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и устойчивости внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (сенсорно-моторной алалией, РАС, синдромом Дауна, ЗПР, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Как правило, такие дети не посещают детский сад, вследствие чего их социальное окружение значительно уже. Они остро нуждаются в общении, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Под социализацией мы понимаем многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Такие дети и их родители остро нуждаются в постоянной психологической и педагогической помощи, сопровождении, коррекционной работе с детьми. Такую помощь они могут получить в специализированных центрах помощи [1, с. 36].
Одной из инновационных форм работы с такими детьми является консультационный центр сопровождения детей и родителей. Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультационном центре позволяет нам проводить успешную социализацию детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, в том числе с ОВЗ.
На базе нашего детского сада был открыт консультационный центр сопровождения родителей детей, не посещающих детский сад от 0 до 7 лет. Работа в нем строится на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь родителям и детям. Основная задача сотрудников консультационного центра — социализировать детей с ОВЗ и воспитать к ним терпимость детей и окружающих. Для успешного решения поставленной задачи привлекаются различные специалисты консультационного центра. Педагог-психолог диагностирует психологический статус ребенка; определяет степень отклонений в психологическом развитии ребенка; оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста; составляет индивидуальные программы развития ребенка с подбором игровых упражнений для использования их в условиях семьи. Также в его задачу входит организация коррекционно-образовательных мероприятий для детей с ОВЗ.
Музыкальный руководитель оказывает помощь детям в коррекции речи музыкальными логопедическими упражнениями через просвещение родителей; организация коррекционно-образовательных музыкальных мероприятий для ребенка с ОВЗ; консультирует родителей (законных представителей).
Логопед проводит индивидуальные занятия с детьми, направленные на обучение родителей (законных представителей) организации игр, упражнений, занятий с детьми по исправлению отклонений в речевом развитии; консультирует родителей (законных представителей) с целью обучения их методам и приемам, корректирующим речевые нарушения дошкольников; организация коррекционно-образовательных мероприятий для ребенка с ОВЗ.
Совместная работа воспитателя по обучению татарскому языку и старшего воспитателя заключается в разработке и проведении развивающих занятий с дошкольниками. Занятия строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Работа с родителями дошкольников, не посещающих ДОУ, заключается в обучении родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи. Воспитатели также разрабатывают методические рекомендации по вопросам развития, воспитания и обучения детей.
Для реализации этой непростой задачи работа разделена на этапы:
- Первичная встреча и знакомство с семьёй.
- Диагностическая работа — на этом этапе работает педагог-психолог и логопед. Они выявляют соответствие развития ребенка возрастным нормам. Если выявляются отклонения, мы даем рекомендацию обратиться к специалистам в медицинское учреждение. Если ребенок приходит с выявленным ОВЗ, нам важно, диагностируя психолого-педагогический статус, составить индивидуальную программу его развития.
- Разработка и проведение коррекционных занятий согласно индивидуальному образовательному маршруту всеми специалистами консультационного центра.
- Анализ работы.
Работа специалистов консультационного центра направлена не только на работу с детьми ОВЗ, но и их родителями, с педагогами, а также с детьми и их родителями.
Первый важный аспект по социализации детей с ОВЗ — это их интеграция в общество. Мы интегрируем детей с ОВЗ в группы с детьми более старшего возраста, поскольку у более старших детей, как правило, больше развито чувство эмпатии, заботы и терпимости, они осознанно проявляют заботу, терпеливы к недостаткам других [3, с. 47].
Однако такая интеграция младших и старших детей вызывает затруднения в процессе их обучения. Дети с ОВЗ, как правило требуют индивидуального подхода. Детей с ОВЗ не всегда возможно включить в образовательную деятельность, так как у них индивидуальные способности, им сложнее освоить материал занятия. Для решения этой проблемы мы проводим совместные коллективные занятия: в то время, как основной педагог проводит занятие, остальные специалисты следят за детьми с ОВЗ и оказывают им достаточную помощь.
Второй важный аспект — это достаточные профессиональные компетенции педагога. Кроме профессиональных умений, компетенций, педагог, работающих с таким контингентом, должен обладать достаточной эмпатией, быть отзывчивым, добрым и терпимым. Ему необходимо уметь организовывать образовательную среду таким образом, чтобы было комфортно всем участникам образовательного процесса. Для этого педагоги и специалисты проходят постоянное повышение квалификации. Специалисты консультационного центра организуют семинары и тренинги для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и их родителями. Основная задача таких семинаров и тренингов — преодоление синдрома эмоционального выгорания.
Третий аспект — работа с родителями ребёнка с ОВЗ: формирование эффективного родительского поведения, организация преемственности домашних занятий, решение поведенческих проблем ребенка. Задача специалистов и педагогов консультационного центра — убрать чувство вины, агрессивное или любое другое некорректное поведение по отношению к своему ребёнку. Для этого разработаны и проводятся психолого-педагогические тренинги, мастер-классы, воркшопы, марафоны, киноклуб.
В консультационном центре для организации коррекционно- развивающего обучения с детьми использовалась система Марии Монтессори, методы которой оптимально подходят для ребенка с любым уровнем умственного, психического, речевого развития, поскольку реализуют индивидуальность в обучении. Нормализации по Монтессори- превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное. Одновременно с нормализацией поведения повышается эффективность коррекционной работы, поскольку дети начинают демонстрировать поведение, свойственное воспитанникам с нормальным развитием. Занятия проходят в соответствии с различными зонами [2, с.89]. Мы используем книжки-малышки, дидактические игры, разработанные и рецензированные педагогами, картотеку нейропсихологических игр, картотеку психологических игр на сплочение, на развитие эмоциональной сферы, на эмоциональную разгрузку, бибабо. Также используется комната релаксации и разгрузки, соляная пещера, игротека.
Следующий аспект — развитие мультисенсорного обучения — обучения с опорой на каналы восприятия всех органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, что способствует более легкому восприятию и запоминанию нового материала. Мы применяем теоретические и практические аспекты мультисенсорного обучения музыкальной грамоте, изобразительному искусству.
Последний аспект — работа с социумом. Мы обучаем других родителей, что инвалидность может быть разной, говорим о толерантности к таким детям и т. д. На кинотренингах мы рассказываем родителям о видах ОВЗ и т. д.
Таким образом, консультационный центр охватывает достаточно большой объем работы с детьми с ОВЗ и их родителями, социумом. Эта работа актуальна и важна, поскольку способствует социализации детей с ограниченными возможностями, повышению психолого-педагогической грамотности взрослых.
Литература:
- Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н. В. Бабкина. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 143 с.
- Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет./ В. Г. Дмитриева — М., 2011- 135с.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 167 с.