В данной статье рассматриваются основные направления деятельности органов прокуратуры, применения акта прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
Ключевые слова: профилактика правонарушений, акта реагирования, предостережение о недопустимости нарушения закона.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — закон № 182-ФЗ) установлено, что органы прокуратуры являются субъектом профилактики правонарушений, которые осуществляет деятельность посредством обеспечения надзора за исполнением законов.
Во исполнение Закона № 182-ФЗ в целях обеспечения эффективной работы по профилактике правонарушений Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 05.03.2018 № 119 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации», где в качестве одного из основных направлений деятельности органов прокуратуры определено осуществление профилактики правонарушений.
Включение органов прокуратуры в систему субъектов профилактики правонарушений является свидетельством того, что предупредительная деятельность прокуратуры является наиболее важным и эффективным, поскольку именно данная система призвана реагировать на любые нарушения закона.
Как отмечает Раскина Т. В.: «Анализ существующего регулирования общественных отношений в области профилактики, в т. ч. ведомственного регулирования, позволяет говорить о том, что в прокурорской практике наиболее востребованными формами воздействия применительно к предупреждению нарушений признаются просвещение, нормативно-правовое информирование, подготовка предостережения о недопустимости нарушения, разработка представления об устранении нарушений» [1, с. 63].
Среди упомянутых правовых средств, направленных на предотвращение правонарушений, на мой взгляд, наиболее эффективным в современных условиях, является предостережение о недопустимости нарушения закона.
Указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.199 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) определен порядок применения предостережения о недопустимости нарушения закона.
Так, прокурорам и его заместителям предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
При этом, данный акт прокурорского реагирования применяется лишь при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для предупреждения нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства он не применяется.
Как правило, предостережение не влечет за собой какие-либо правовые последствия, однако, в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть применено наряду с другими средствами прокурорского реагирования.
Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер, поскольку прокурор, применяя его «уберегает» потенциальных правонарушителей от незаконных действий.
Необходимость применения этого акта обусловлена прежде всего функцией прокуратуры как главного органа по пресечению нарушений закона, так и воспитании граждан и должностных лиц в духе добросовестного исполнения свои конституционных обязанностей [2, с. 9].
Своевременное разъяснение прокурором возможных последствий игнорирования требований закона или его прямого нарушения выступает важным средством профилактики нарушений норм закона.
По сравнению с другими актами прокурорского реагирования, таких как представление об устранении нарушений закона, протест на незаконный акт и постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона имеет профилактический, превентивный характер, поскольку применятся прокурором лишь при наличии сведений о готовящихся нарушений, которых в природе пока не существует, но которые могут возникнуть, в то время как другие акты используются как средства реагирования на уже случившееся нарушение.
Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ за 2019 год органами прокуратуры предостережено 84 726 лиц в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за 2018 год предостережено 85 254 лиц, что на 0, 6 % больше [3].
Анализ этих статистических данных свидетельствует, что с помощью данного акта прокурорского реагирования удалось предотвратить несколько тысяч нарушений закона.
К примеру, проведенной прокуратурой Республики Тыва проверкой установлено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории республики, в 2020 году предусмотрено проведение капитального ремонта в 35 многоквартирных домах в 5 муниципальных образованиях.
Вместе с тем, до июня 2020 года Некоммерческим фондом капитального ремонта в Республике Тыва не заключено ни одного договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2020 году.
В связи с тем, что непринятие действенных мер со стороны регионального оператора может привести к невозможности своевременного завершения работ по капитальному ремонту в 35 многоквартирных домах, первым заместителем прокурора республики руководителю Некоммерческого фонда капитального ремонта в Республике Тыва объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
Своевременное принятие указанного акта реагирования позволило предотвратить нарушения жилищных прав граждан.
При довольно широком применении данного средства прокурорского надзора и достаточном правовом регулировании, на практике перед прокурорскими работниками возникают определенные сложности при его применении.
Так, предостережение является единственным актом прокурорского реагирования, срок рассмотрения которого законодателем не определен. Должностное лицо, которому в письменной форме объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, получив его, в дальнейшем не осуществляет какие-либо ответные действия, в том числе письменный ответ о принятии мер для недопущения впредь нарушений закона или несогласии с изложенным мнением прокурора. Получается, что в данном случае, предостережение является односторонним актом прокурорского реагирования.
Думается, что установление определенного срока для рассмотрения акта прокурорского реагирования целесообразно, поскольку данное обстоятельство позволит провести контроль исполнения требований, изложенных в предостережении.
Таким образом, предостережение о недопустимости нарушения закона является главным инструментом прокурора в сфере профилактики правонарушений, которое в настоящее время имеет законодательный пробел для его применения в полную силу.
Литература:
- Раскина Т. В. Профилактика прокурорами правонарушений// Международный научно-исследовательский журнал. № 9 (75). Часть 2. С. 63.
- Филипенко С. В. Проблемы применения предостережения о недопустимости нарушения закона // Законность. 2017. N 6. С. 9–12.
- Официальные статистические данные с сайта Генеральной прокуратуры РФ // URL: http://crimestat.ru/analytics. Дата обращения: 14.11.2020.