В статье понимается вопрос о таком явлении, как профессионализм учителя. Рассмотрены основные положительные и отрицательные стороны участия педагога в конкурсах и других мероприятиях, способствующих росту педагогического мастерства. Кроме того, в статье раскрывается значимость участия педагога в конкурсах как для него самого, так и для всего образовательного процесса.
Ключевые слова: педагог, профессионализм, педагогическое мастерство, конкурсы, профессиональный рост.
В настоящее время утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, наиболее актуально. Педагог, целью которого является профессиональный рост, пытается заявить о себе широкой публике, для того чтобы поднять уровень педагогического мастерства и распространения опыта своей работы [5]. Педагогические конкурсы помогают педагогу реализовать свои способности.
Для педагога участие в конкурсах можно рассматривать как один из способов показать успехи в педагогической деятельности, а также представить результаты работы не только с учениками, но и с их родителями.
Участие в конкурсе — это, можно сказать, рефлексия, рассмотрение собственной деятельности со стороны. У любого педагога появляется возможность показать, что он — современный учитель, так как использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, подобным образом повышая уровень квалификации и улучшая свое педагогическое мастерство.
Для подачи заявка на участие в профессиональном конкурсе учителю необходимо обладать смелостью и рядом умений. И способствовать этому может прошлый опыт педагога участия в мероприятиях такого рода. Кроме того, значительной поддержкой выступает заинтересованность образовательного учреждения и методических центров в творческой деятельности учителя.
В современном мире педагогу требуется непрерывно повышать уровень своей профессиональных компетентностей. Они включают в себя знания и умения, которые отражают наличие у учителя ценностей и идеалов [4].
Исходя из требований, предъявляемых к педагогу, учебная организация определяет главные способы формирования его профессиональной компетентности:
- Работа в методических, творческих или проблемных группах.
- Инновационная деятельность педагога.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства, форумах, фестивалях и т. д.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Конкурсы педагогического мастерства являются основным путем повышения профессионализма учителя. Они обеспечивают условиями обладания определенных свойств личности, которые являются необходимыми для повышения уровня педагогов [3, с.128]. Каждый конкурс индивидуален и имеет свою конечную цель.
Осознать, какова роль конкурсов в педагогической деятельности возможно только при условии, что учитель уже когда-либо принимал участие в профессиональном конкурсе. В целом, победа и приз не имеют большого значения, но играет важную роль атмосфера интеллектуального напряжения, единения и сотворчества. Деятельность такого рода требуют больших интеллектуальных усилий. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и мотивируют идти вперед.
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать в них участие или игнорировать, однако, сложно не принимать во внимание то, что условия конкурса — это привлечение внутренних человеческих возможностей, потребность точного расчета времени и сил, а также значительное психологическое напряжение.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
1) формирование компетенций педагогов и творческих возможностей, вовлечение в исследовательскую деятельность;
2) развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самореализации;
3) создание успешной мотивационной среды для профессионального становления педагогов;
4) появление новых педагогических технологий и их активное использование в образовательной деятельности;
5) улучшение показателей конкретного учителя, а также учебного заведения;
Тем не менее в конкурсах профессионального мастерства присутствуют и негативные стороны:
1) проблемы в организации трудового дня, т. к. не хватает времени;
2) стресс и напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу
Как организация, так и непосредственное участие в конкурсах дают возможность повышения уровня педагогической компетентности.
Необходимо сказать, что профессиональные конкурсы предоставляют возможность педагогу «выходить» за границы образовательного учреждения, проявлять себя, осознавать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.
Развитие профессионализма — это постоянный и разносторонний процесс постижения профессии. Но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен быстро реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, — он несомненно будет успешен! Сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основополагающих факторов успешности его работы.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что участие в конкурсах, проведение открытых уроков — необходимое условие самосовершенствования и саморазвития для каждого педагога [1, 2].
Литература:
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики и творчества. — Казань.: Из-во Каз. Ун-та 1988. — 238 с.
- Буланкина Н. Е. Резервные возможности педагогического творчества учителя в становлении личностного пространства ученика. — Новосибирск.: Из-во НИПК и ПРО, 2000.
- Зязюн Н. А. Основы педагогического мастерства. — М., 1989.
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.
- Петрова В. М. О роли конкурса педагогического мастерства в дошкольном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 2. — С. 40–41