Ключевые слова: одаренность, уникальность, дети.
Одаренные и талантливые дети не просто воспринимаются не только детьми, но и учителями в школе. И нормальный познавательный процесс одаренного и творческого ребёнка может категорически отрицаться окружающими, а также восприниматься как противоестественной способностью в обыденной жизни.
Свойства личности талантливого ребёнка:
- Бдительность, организованность, постоянная мобилизованность к работе.
- Неудержимая необходимость работать без утомления, не видя необходимости в сне и отдыхе.
- Отличительная черта таких детей: скорость мыслительных возможностей, высокий уровень обобщенно-комплексной деятельности, производительность умственной работы.
Обширный круг интересов, становящийся активным толчком интеллектуальной активности ребенка.
В комплексе все эти свойства образуют систему интеллектуальной одаренности, которые обнаруживаются у преобладающего большинства детей и отличаются лишь уровнем проявления каждой из этих способностей.
Но одаренность не приобретет полномерного развития, если на нее не будут воздействовать конкретные обстоятельства. На формирование таланта ребенка, как и на развитие самой личности, оказывают воздействие три фактора: генетически предрасположенные задатки, как предпосылки развития таланта, воспитание и окружающая среда.
Социальные отношения — это аспект личности как человека. Если основа индивидуума составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого определенного индивида как личности составляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые он оказывается включен. Эти связи вне его, то есть в социальном окружении, и поэтому возможны, объективны, и вместе с тем они внутри, в нем как субъекта.
Ученые подтвердили, что все дети рождаются уникальными, но лишь 20–30 % развивают свою одаренность. Что же на это влияет? Сами по себе задатки от рождения не являются данными успешности ребенка или его «сверхспособностей», как уже говорилось выше, лишь конкретные факторы оказывают воздействие на их формирование. Только в ходе воспитания, обучения, общения и социальных взаимодействий из задатков складываются способности.
Есть точка зрения, что одаренность — это вид девиации, который представляет собой отклоняющееся поведение на базе развития «сверхспособностей». Но что же получается? Почему из достоинства может сложиться масса проблем? И главное, что воздействует на негативные стороны одаренности — социальные условия. Вспомните, сколько раз одаренные дети находились в ранге «трудных детей» лишь потому, что неадекватно воспринимались одноклассниками, учителями, родителями. Модели обучения признанные в образовательных организациях зачастую перемещают одаренного ребенка в тупиковую ситуацию, ведь общепризнанные взрослые шаблоны мышления не дают ему качественно формироваться. Конечно к внешним факторам присоединяются социально- психологические и личностные проблемы ребенка. Социально-психологические трудности одарённых детей выражаются довольно часто в хорошо знакомых школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как асоциальное и враждебное. Недовольство ребёнка сложившейся практикой отношения к нему сверстников и взрослых, протест в отношениях, долговременное угнетение важных для него интересов — в деятельности, выражении своих возможностей, лидировании — могут занимать в поведении формы нарочито-подчеркнутой асоциальности и защитной агрессии. В этом случае ребёнок ведёт себя неприлично-провакационно, яростно и враждебно реагирует на действия и оценки окружающих его людей, допускает ненормативные, даже вульгарные поступки: портит вещи, матерно ругается, дерётся и т. д. Случается и противоположная реакция — ребенок оказывается замкнутым, задумчивым, часто пребывает где-то во «вне», «летает в облаках», создавая свой идеальный мир.
Индивидуальные сложности одарённых детей ещё больше усугубляются в случаях образования у них неестественно заниженной самооценки их возможностей, незначительных требований, кризисного отношения к себе, беспомощности в воплощении в жизнь своих скрытых способностей.
Исходя из вышеперечисленного, обратим внимание на наиболее частые возможности дезадаптации одарённых детей:
— затруднения в общении при присутствии близких и друзей;
— трудности при участии в играх и затеях со сверстниками;
— социализация, т. е. стремление подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей уникальности;
— необычайно раннее стремление познать проблемы мироздания и судьбы;
— диссинхромия развития как фактор потери интереса к учёбе.
Предотвращая неблагоприятные последствия «одарённости», дезадаптацию уникальных детей в обществе желательно пользоваться цепочкой последовательных и единых социально-педагогических действий.
Одаренные дети превосходят сверстников в скорости, объеме понимании информации и ее расшифровке. Такие дети умеют следить и воспринимать несколько явлений одновременно, из их восприятия не исчезают манеры, поступки, мимика и формы поведения окружающих.
Одаренного ребёнка очень часто сравнивают с губкой, поглощающей самую всевозможную информацию. Но такое дарование часто сопровождается чувствительностью, ранимостью, нерешительностью. Их обычный эгоцентризм формируется так, что эти дети в полной мере всё воспринимают на свой счёт.
Показанные нами противоречивые направления в персональном развитии одарённого ребенка указывают на специфические трудности в воспитании таких детей и могут создавать недопонимание в родительско-детском взаимодействии. В таком случае необходима помощь специалистов.
Психоразвивающая работа работников образовательного учреждения с одаренными детьми ведется в тех направлениях: формирование интеллектуальных способностей ребенка, расширение адекватного самовосприятия, поддержка ребенка в адаптации в окружающем мире и достижение конструктивных форм общения с ровесниками и взрослыми.
В настоящее время создано достаточное количество специальных программ и методик для работы с одаренными детьми, многие школы в нашем государстве трансформируются в сторону дифференцированного обучения. Психолог и учителя в образовательном учреждении должны поставить перед собой определенный круг задач:
- Консультационная поддержка и информирование педагогов и родителей по проблемам, связанных с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей.
- Организация таким образом занятий на развитие способностей, чтобы поддержать одаренность каждого конкретного ребенка.
- Организация работы специалистов с семьей одаренного ребенка.
- Привлечение внимания сотрудников образовательного учреждения: публикации в периодике, определение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах.
- Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т. д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью и т. д.
Социальный педагог в образовательном учреждении следует букве закона «О правах ребенка», а так же поставить работу по созданию и управлению работы школьных площадок по работе с одаренными детьми. В его обязанности может входить также:
- Организация и проведение массовых мероприятий, проведение олимпиад и научно-практических конференций.
- Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях образовательного учреждения.
- Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми.
Таким образом, названные проблемы одаренных детей способствуют утверждению о важности для государства и общества приоритетных решений таких проблем как, совершенствование законодательной базы социальной защиты и поддержки одаренных детей, профессиональная подготовка и обучение работников образовательного учреждения по работе с одаренными детьми, создание системы психолого-педагогической подготовки родителей одаренных детей.
Думается, что реальная и практическая освоение каждого из данных положений разрешает обеспечить работу по воспитанию одаренных детей на качественный уровень и добиться эффективных результатов, имеющих неоценимое значение для развития нашей страны в будущем.
Литература:
1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
2. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
3. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.