Для успешного развития ребенка первых лет жизни необходимо сенсорное освоение мира, обогащение чувственного опыта, столь значимого для полноценного восприятия окружающей действительности, и в первую очередь, пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине, соотношении частей и целого, положении в пространстве и т. п., которое обеспечивается в предметной деятельности. Л. А. Венгер называет сенсорное развитие «фундаментом» общего познавательного развития. Однако оно имеет и самостоятельное значение, так как «полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда» [1, с. 10].
Предметная деятельность является ведущим типом деятельности в младшем дошкольном возрасте. Мир, окружающий маленького ребенка, — это, в первую очередь, предметный мир, в котором ему необходимо научиться использовать предметы по своему назначению. Предметная деятельность оказывает существенное влияние на развитие внимания, памяти, любознательности, познавательной активности, знаково-символического и наглядно-действенного мышления, а также речевых навыков на основе смыслового обозначения вещей.
Одним из эффективных средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в предметной деятельности современная педагогическая наука считает игровые технологии.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в рамках использования дидактических игр происходит через решение различного рода задач «широкого диапазона трудностей» [2, с. 193]. Двигаясь от простого к сложному, от единичного к целому, ребенок в непроизвольной форме овладевает навыками познания окружающего мира. Учитывая, что игровая деятельность в возрасте 3–4 лет является ведущей, игровые технологии можно назвать одними из эффективнейших средств сенсорного развития детей, а главное, игры приносят ребенку искренние удовольствие и радость, становясь незаменимыми мотиваторами интенсивного процесса естественного познания мира и самого себя.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, безусловно, в первую очередь, связано с созданием игровых ситуаций, предполагающих выполнение ребенком специального игрового задания, в основе которого лежит противоречие между необходимостью найти решение и невозможностью совершить это при помощи шаблонных действий.
Важнейшими условиями сенсорного развития детей при этом становятся:
яркая естественная мотивация;
поэтапное усложнение деятельности;
активная коммуникация;
позитивная реакция на процесс познания;
варьирование приемов создания предметно-развивающей среды.
Природа дидактических игр — двойственная: с одной стороны, игра несет в себе учебное, познавательное начало, направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и практической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя. Познавательное начало в каждой игре реализуется в специфических дидактических задачах, направленных, в том числе, на развитие сенсорных способностей детей.
С другой стороны, дидактические задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, образуя синкретичное единство с игровыми, занимательными задачами и игровыми действиями.
Среди дидактических игр, ориентированных на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста и организуемых на основе предметной деятельности можно выделить следующие разновидности:
1) Дидактические игры на различение цвета — «Домики и флажки», «Воздушные шары» и др.;
2) Дидактические игры на различение величины предметов — «Нанизывание больших и маленьких бус», «Сбор фруктов» и др.;
3) Дидактические игры на различение формы предметов — «Нанизывание бус разной формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» и т. д.;
4) Дидактические игры на формирование понятия количества — «Веселые лягушата», «Орешки для белочек», «Каких кругов больше?» и др.;
5) Дидактические игры на соотношение частей и целого — «Разрезные картинки», «Составь предмет» и т. д.;
6) Дидактические игры на положение предмета в пространстве — «Справа как слева», «Далеко — близко» и др.
Практический опыт показал, что естественная любознательность детей раннего возраста особенно ярко проявляется в играх «Осенний букет», «Потрогайте и угадайте, что я вам дала», «Что лежит в мешочке?», «Почтальон принес посылку», «Зайчик с мешочком», «Бабочки», «Картина» и т. д. Все перечисленные игры связаны с предметной деятельностью исследовательского или творческого характера, что позволяет сделать вывод, что для детей младшего дошкольного возраста интересны не только дидактические игры, основанные на воспроизведении действий взрослого человека (педагога, родителей), но и самостоятельная поисковая деятельность на пути познания окружающего мира.
В системе дидактических игр, составляющих основу сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, можно выделить два самодостаточных комплекса: начального формирования сенсорных умений и закрепления сенсорных способностей в разного рода предметной деятельности.
На первом этапе средством сенсорного развития становятся простейшие дидактические игры на определение цвета, величины, формы. Так главной задачей изучения дидактических игр «Катание цветных шариков», «Разбери по цвету», «Воздушные шары», «Стирка». «Осенний букет» является формирование представления о цвете, умения определять цвета и называть их.
На втором (закрепляющем) этапе содержание дидактических заданий усложняется. Игры «Домики и флажки» (попарное размещение цветовых элементов), «Собери грибочки в корзинку», «Лишний предмет», «Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета» ориентированы на закрепление умений различать и называть основные цвета, группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Подобный прием поэтапного усложнения содержания заданий и материала дидактических игр позволяет сохранить познавательный интерес детей младшего дошкольного возраста, мотивирует к познанию нового, неизвестного.
Все игры ориентированы на активную коммуникацию (свободное общение детей с педагогом и между собой в игровом процессе), что оказывает влияние не только на эффективность мотивационных моментов, но и на становление социально-коммуникативных, а также речевых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.
Значительное количество дидактического материала, используемого в процессе игр, обуславливает закономерность создания развивающей предметно-пространственной среды — зоны сенсорного развития. Особое внимание следует уделить наглядным пособиям, способствующим формированию представлений о цвете, величине и форме предметов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста, а также автодидактическим (то есть самостоятельно подсказывающим способ игры) игрушкам. Особенной популярностью у детей пользуются:
цветовое панно и ленты основных цветов;
панно со съемными изображениями фруктов и овощей, а также героев любимых сказок о животных;
пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
матрёшки 3–4-местные;
«коробки форм», т. е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
крупные пазлы и мозаики;
кубики крупные пластмассовые и деревянные;
шнурки и бусины для нанизывания;
флажки и мячи различных размеров;
геометрический календарь и т. д.
При организации развивающей сенсорику предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие аспекты:
дидактический и игровой материал (куклы, кубики, пирамидки и т. д.) должен быть представлен в нескольких экземплярах, чтобы каждый ребенок мог при желании взять заинтересовавший его предмет;
игрушки не должны восприниматься как некие атрибуты, стоящие на полках: они активно задействуются в разнообразных видах предметной деятельности.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что дидактические игры, в основе которых лежит предметная деятельность, представляют собой одно из эффективнейших средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Высокая продуктивность дидактических игр объясняется их личностной ориентированностью, исследовательским и игровым характером ведущего типа деятельности, высокой технологичностью, нацеленностью на реальный практический результат.
Литература:
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. Для воспитателя дет. Сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. / Г. К. Селевко— М.: Народное образование, 2014. — 235 с.