Формирование представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста с использованием медиапространства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Власенко, Е. Г. Формирование представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста с использованием медиапространства / Е. Г. Власенко, Л. И. Гюнтер, Л. Н. Бородина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75365/ (дата обращения: 16.11.2024).



Семья — величайшая общественная ценность. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. [1]

Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, семья — это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере важнейшая структура социальных отношений в обществе. Она создает и воспитывает главное общественное богатство — человека, гражданина. Семья имеет огромное значение как социальный институт, определяющий качество образа жизни людей, здоровья нации и государства [2, с. 184]

Когда семейный человек относится к своей семье как к важнейшей ценности и в ее создании видит одну их главных задач своей жизни, то тогда можно быть совершенно уверенным, что фундамент такой семьи очень прочен, и ее внутренние силы позволят выстоять в любых жизненных невзгодах. И наоборот, если на семейную жизнь человек смотрит как на не совсем ответственное явление, а на свои семейные обязанности — как на обыденное и малозначащее, скорее отягощающее, то тогда не стоит ожидать, что внутренние силы самосохранения этой созданной ячейки, ее суть, будут крепкими.

В дошкольной педагогической практике семья рассматривается как известная социальная среда, где осуществляется воспитание ребенка. Любое дошкольное образовательное учреждение обеспечивает действенное оказание помощи родителям в воспитании их детей. В процессе такого взаимодействия детей знакомят с семьей, как с важным социальным явлением общественной жизни, ее назначением и важнейшими функциями и особенностями, на доступном их пониманию уровне. Важно понимать, что семья готовит ребенка к его будущей семейной жизни с помощью имеющихся семейных укладов, традиций, ценностей. Используя опыт дошкольных образовательных организаций и положительный родительский опыт, можно повлиять на создание положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Детский сад имеет возможность обобщать, уточнять, корректировать представления детей о семье, семейном укладе, формировать ценностные ориентации на основе приобщения к традиционному идеалу семьи, организовывать деятельность детей, в которой найдут выражение чувства малышей к родителям, другим членам семьи; косвенно воздействовать на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого-педагогической культуры родителей. [4, с. 23]

Цель нашей работы заключена в создании новых форм сотрудничества между дошкольной образовательной организацией и семей для формирования семейных традиций, как основ семейных ценностей, с использованием медиапространства.

Чтобы создать у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, уточнить представления о социальной роли каждого члена семьи; воспитать желание заботиться о близких необходимо решение следующих задач:

— расширить контакты между дошкольной образовательной организацией и семьей используя ресурсы социальных сетей в медиапространстве;

— повысить педагогическую компетентность родителей, используя цифровые технологии;

— смоделировать последовательную воспитательную систему коммуникаций между родителями и их детьми на базе дошкольной образовательной организации с целью создания и сохранения семейных традиций.

Учитывая изменения в социуме из-за возникших ограничений в близком и непосредственном общении между воспитателями и родителями, успешно используются ресурсы медиапространства. [5] Решая задачи сохранения контактов между дошкольной образовательной организацией и родителями, администрацией учреждения созданы средства коммуникаций на платформах социальных сетей. Они позволяют родителям непрерывно сотрудничать с педагогами. Для этого в каждой группе установлены контакты воспитателей с родителями в системе коммуникаций WhatsAppи Viber. Администраторами в социальных сетях выступают педагоги учреждения. Для создания интереса к теме «Моя семья» родителям предлагаем совместно с детьми подготовить рисунки на тему: «Моя мама и я», «Мой папа и я», «Мой братик», «Моя сестричка». Выполняются работы в акварели, карандашом или фломастером и другими техниками. Воспитатели назначают сроки выполнения работ и предлагают переслать выполненные работы на личную почту педагога. Получив работы, педагог их анализирует, консультируется с родителями по поводу их размещения и названия. К указанному числу работы собираются и размещаются на сайте. Так организуется виртуальная галерея «Моя семья». Каждый родитель имеет доступ к галерее. По такому же принципу организованы и другие публикации. Так, в указанные педагогом сроки родителям рекомендуется написать стихи о происшедших событиях в семье, о родственниках. Авторам стихов предлагается выбрать и самостоятельно семейную тему. В этом жанре с интересом принимают участие бабушки, дедушки, и близкие родственники. Конечно, стихи написать могут немногие, и если чьи-то родители находят стихи о семье написанные кем-то, это также приветствуется. Таким образом, в детском саду создается виртуальный сборник стихов на тему семьи. Над его оформлением трудится воспитатель. Дизайнерскую обработку обеспечивают родители из числа владеющих программными технологиями. В результате получается сборник «Семейные строчки». Он размещается на сайте. Готовый сборник может распечатать любой родитель в цветном варианте. Путь создания сборника такой же, как при создании виртуальной галереи.

Для создания журнала «Что интересного в нашей семье?» предлагаем родителям с участием их детей написать рассказы о своей семье. Это очень занимательные истории, в которых описаны интересные, порой забавные события, участниками которых являются члены семьи. Дети очень любят рассказывать, что с ними произошло. А когда все описанное ребенком размещено в онлайн-публикации, наряду с другими историями, то для ребенка это событие является предметом гордости и становится важным. Конечно, пишут родители, но их дети, как правило, почти наизусть запоминают тексты, написанные родителями. Тексты каждого из рассказов оформляются на отдельном листе в журнале. Размещается журнал на сайте учреждения.

В решении задач повышения педагогической компетенции родителей успешно используются мессенджеры. В этом направлении мы решаем вопросы, главным образом, консультирования родителей. Для этого привлекается педагог-психолог и воспитатели. Для контактов на платформах социальных сетей созданы группы из числа специалистов дошкольной образовательной организации, педагогов и родителей. Вопросы от родителей поступают на личную почту к специалистам и педагогам. Ответы на вопросы, рекомендации, консультации, адреса необходимых контактов присылаются персонально родителю.

Чтобы родителям было легче и понятнее разобраться, что из себя представляют семейные традиции и в чем заключается их ценность, педагогами разработана система коммуникаций между педагогами и родителями. Она определяется в отработке процесса взаимных контактов педагога и родителей посредством ресурсов медиапространства. Обработка взаимных контактов заключается в техническом взаимодействии воспитателя и родителей. Направлена эта деятельность на осуществление процесса общения в формате диалогов в медиапространстве. Технически это осуществляется постоянно, с все большим привлечением числа родителей.

Определение направлений развития семейных ценностей осуществляется по принципу «От простого к более сложному».

Говоря о развитии семейных традиций необходимо отметить, что многие родители благодаря взаимодействию с педагогами обрели знания, по которым выстраивают свою работу в создании семейных ценностей. Началом в этой системе считаем беседу педагога о восприятии ребенком самого понятия семья. В систему этой работы входят совместные рисунки детей и их родителей, стихи, написанные родственниками, бабушками, дедушками. Создание семейных альбомов, журналов и их публикация. Это творческие продукты, они первичны и, как правило, являются основой для дальнейшей работы. На основе приобретенных знаний осуществляются более сложные и глубокие ценности, такие как создание семейных летописей, генеалогических древ [3, с.16]. Наиболее глубоким и показательным в развитии семейных традиций, на наш взгляд, будет создание семейного герба. Создав герб семьи, родители и их дети установят точку отсчета важной семейной традиции: оценка качественных человеческих отношений между членами семьи и их главные достижения.

Литература:

  1. Кондратьева О. В., Серкова Е. С. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста- Тольятти, ТолВики, 2009 г.
  2. Красова Т. Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста//Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения, выпуск № 26- Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2012 г.
  3. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
  4. Силко В. Е. Рекреационная функция семьи и ее реализации//Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы II международной научно-практической конференции, Выпуск № 32- Прага, VedeckovydavatelskecentrumSociosfera-CZs.r.o., 20111 г.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Медиапространство
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, дошкольная образовательная организация, ребенок, член семьи, педагог, виртуальная галерея, детский сад, работа, система коммуникаций.


Похожие статьи

Формирование представлений о геральдике на основе интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Похожие статьи

Формирование представлений о геральдике на основе интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Задать вопрос