Актуальность воспитания начал экологической направленности Туапсинских дошколят определяется особым географическим положением и значимостью формирования мировоззрения юного поколения. Так, Н. А. Рыжова в книге «Экологическое образование в детском саду» указывает, что дошкольное экологическое образование должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. Для решения задач экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные ребёнку, сущность которых он может познать в детской деятельности.
Опираясь на позицию Н. А. Рыжовой мы полагаем, что знакомство дошколят МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе с водоплавающими птицами , должно стать одним из ориентиров экологического сознания детей в рамках реализации вариативной части основной образовательной программы «Мы — Черноморцы» , которая реализуется посредством модели социального партнерства с ГБОУ кадетская школа-интернат «Туапсинский морской кадетский корпус» Краснодарского края. Предлагаемое профориентационное взаимодействие, творчески организованное педагогами ДОУ, зарождает добрые традиции, направленные на приобщение к миру водной стихии, связанные с деятельностью выбранной профориентационной морской профессии.
Так раздел вариативной части основной образовательной программы «Мы — Черноморцы» по изучению мира водоплавающих птиц «Пернатые друзья моряка» реализуется с 2016 года в подготовительной к школе группе.
Педагоги ДОУ неспроста выбрали ориентир ознакомления с природой посредством глубоко изучения водоплавающих птиц. Так человек издревле был знаком с водоплавающими птицами, рассматривая их, в первую очередь, как источник пищи и тёплого мягкого пуха. Давно известна практическая ценность водоплавающих птиц. Перья и пух используются как набивочный материал (например, для подушек). Так, гагачий пух, собранный из гнезд обыкновенных гаг на крайнем Севере, используется для одежды и спальных мешков полярников и, даже, моряков. В народе хорошо известна способность гусей, кричать с приближением чужих людей — по этой причине этих птиц часто используют в роли «сторожевых собак». Так же «Юные Черноморцы» МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» знают, что для моряка появившиеся в воздухе птицы всегда служат верной приметой близости суши, но если в море моряк увидит парящего огромного альбатроса, то он уже знает, что до земли еще очень далеко.
Педагоги МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» убеждены, что видеозаписи, фотографии и презентации позволяют изучить птиц и рассмотреть их более детально в условиях невозможности проведения целевых экскурсий. Прослушивание записи голосов птиц позволяет детям развивать произвольное слуховое внимание, способствует развитию способности различать голоса разных птиц на слух.
В процессе ознакомления с птицами используются художественные и творческие занятия детей: рисование, раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, изготовление птиц из природного материала. Именно такой вид деятельности, особенно когда он осуществляется по инициативе детей, является показателем успешности работы педагога по приобщению к птицам, проявлению их познавательных интересов. При этом педагогу необходимо создавать условия для этих видов деятельности.
Приобщение детей к птицам имеет огромное влияние на речевое развитие детей. Особое внимание следует уделить задачам лексической работы: обогащению, активизации словарного запаса, работе над смысловой стороной слова, образности речи. Постановка задачи детям: описание внешнего вида птиц, придумывание сказок, рассказов о птицах, составление сравнительных рассказов о них, рассказ о том, какие птицы прилетели в кормушку, как птицы зимуют в наших краях, рассказывают о перелетных птицах и т. д.
Систематическое приобщение детей к птицам, использование схем, моделей, содержательная словарная работа — все это может стать пропедевтикой при обучении детей рассказывать на собственном опыте.
Игровая деятельность детей также может быть значительно обогащена благодаря работе по ознакомлению с птицами родного края. Подвижные и пальчиковые игры «птичьей» тематики, включённые в процесс познавательной деятельности, могут не только значительно разнообразить формы работы, закрепить представления детей, поддержать интерес к птицам, но и стимулировать двигательную активность, развивать мелкую моторику. Такие дидактические игры, как, например «Чего не хватает», «У кого какой клюв», «Чей это детёныш?», «Кто пообедал в птичьей столовой», «Кто где построит дом», «Чьи это ноги», закрепляют представления детей о внешнем виде, о пищевых предпочтениях, местах обитания птиц. Важен и разговор об исследователях птиц — орнитологах, включение этого персонажа в образовательный процесс позволит глубже познакомить детей с деятельностью взрослых в сфере «человек — природа».
Таким образом, систематическое ознакомление детей с птицами может способствовать развитию познавательных интересов детей к миру животных, имеет большое воспитательное значение, интеграция разных видов деятельности в процессе ознакомления с птицами будет способствовать решению важнейших задач познавательно речевого, художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, младших школьников.
Раздел «Птичье царство на воде»
Представители |
Интересный факт |
|
Ржанкообразные |
гагарка, белая чайка, зуек, круглоносый плавунчик, крачка, морской голубок и тупик. |
Околоводный, а иногда и водный образ жизни. В поведении главным связующим звеном является привязанность с водной среде обитания — к морским или внутренним водоёмам. |
Журавлеобразные |
водяной пастушок, лысуха, султанка, камышница обыкновенная, малый погоныш. |
Уникальная особенность почти всех журавлиных: укороченный и расположенный выше остальных задний хватательный палец на ногах. Такое строение позволяет легко передвигаться среди высокой травы. По этой же причине все журавли, кроме венценосного, не могут сидеть на деревьях — им нечем держаться за ветки. |
Пингвинообразные |
императорский пингвин, хохлатый пингвин, королевский пингвин, антарктический пингвин, малый пингвин и др. |
Большие птицы любят развлекаться. Они ложатся на живота и катаются по льду, отталкиваясь лапами и крыльями. одни из самых заботливых и преданных родителей в мире животных. |
Пеликанообразные |
кудрявый пеликан, большой баклан, северная олуша, змеешейка, фаэтон, фрегат и др. |
На теле у пеликана размещены воздушные мешки, которые позволяют ему маневрировать не только в полете, но и в воде. Такие мешки расположены между костями, под крыльями, а также под кожей на груди и горле. Пеликаны — само воплощение доброты. Они не только охотятся вместе со своими сородичами, но и вылетают на рыбалку с другими пернатыми. Если какая-то наглая птичка стащит у пеликана его добычу, он не станет её преследовать, а просто заново полетит на охоту. |
Поганкообразные |
Представители: пестроклювая поганка, чомга, поганка Кларка, черношейная поганка, серощекая поганка и др. |
Птицы имеют сильный неприятный запах рыбы (отсюда название). Замёрзшие в холодной воде ноги греют не как утки, пряча их в оперении живота, а подняв из воды в сторону. |
Гагарообразные |
Представители: чернозобая гагара, белоклювая гагара, полярная гагара, краснозобая гагара и др. |
Если к гнезду подходит собака, человек или кто-то другой, представляющий серьёзную опасность, насиживающая птица сначала затаивается на гнезде, пригнув вытянутую шею, а затем тихо сползает в воду и выныривает уже в отдалении, молча плавает с внешне безучастным видом. На насиженной кладке сидит более плотно, ближе подпускает хищника, нередко отвлекает его от гнезда шумными демонстрациями — ныряет, кричит, хлопает крыльями, «танцует» на воде. |
Гусеобразные |
Представители: красноносый нырок, кряква, обыкновенная гага, серый гусь, хохлатая чернять, широконоска и др. |
Птенцы после вылупления из яйца следуют за тем, кого посчитали своим родителем. Это может быть утка, гусь, курица, человек, кот или собака. |
Материально-техническое обеспечение раздела
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Развивающие игры |
||
1 |
Что едят птицы? |
1 |
2 |
«У кого какой клюв», |
1 |
3 |
«Чей это детёныш?» |
1 |
4 |
«Кто пообедал в птичьей столовой», |
1 |
5 |
«Кто где построит дом», |
1 |
6 |
«Угадай птиц по описанию» |
1 |
7 |
«Чьи это ноги», |
1 |
8 |
Угадай по голосу? |
1 |
9 |
«Мозаика» (индивидуально по всем изучаемым птицам раздела) |
2 |
10 |
мнемотаблицы логического ряда |
10 |
11 |
планшет- балансир " Найди признак отряда» |
6 |
Иллюстративный материал |
||
1 |
Ржанкообразные птицы |
1 комплект |
2 |
Журавлеобразные птицы |
1 комплект |
3 |
Пингвинообразные птицы |
1 комплект |
4 |
Пеликанообразные птицы |
1 комплект |
5 |
Поганкообразные птицы Реклама 12 |
1 комплект |
6 |
Гагарообразные птицы |
1 комплект |
7 |
Гусеобразные птицы |
1 комплект |
Произведения художественной литературы |
||
Иван Соколов-Микитов: «Лебеди», «Ласточки и стрижи»; «Над болотом»; «Цапля». Ольга Высотская: «Журавли», «Птичий дом», «Почему мы замолчали». Николай Сладков: «Про птиц»; «С севера на юг». Дмитрий Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка». М. Пришвин «Журка» Л. Воронкова «Лебеди и гуси» М. Пришвина «Ребята и утята». |
||
Оборудование |
||
1. |
Флеш-колонка |
1 |
2. |
Интерактивная доска |
1 |
3. |
Ноутбук |
1 |
Картотеки |
||
1. |
дидактические игры по теме «Птицы» |
1 |
2. |
пословицы и поговорок по теме «Птицы» |
1 |
3. |
Цикл презентаций наблюдениям в мире природы на воде |
10 |