Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ефремова, Н. А. Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Н. А. Ефремова, Ю. В. Муханкина, А. С. Пуларгина, О. В. Сурикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 406-411. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75537/ (дата обращения: 18.12.2024).



Особое значение в развитии ребёнка имеет игра. Игра — подлинная социальная практика развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Теме игры большое внимание в своих исследованиях уделяли такие отечественные учёные как: В. А. Сухомлинский, Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский и другие. Опираясь на их исследования, можно сделать вывод, что все они придерживались точки зрения, что игра — это та деятельность, в которой происходит развитие ребёнка и его ориентация в отношениях между людьми, а также овладение ребёнком навыками кооперации.

Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирования игровой деятельности дожжен учитывать возрастные особенности детей, их физическое, психическое развитие, способность, умения, индивидуальные качества.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается сюжетно-ролевая игра — самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых. Именно сюжетно-ролевая игра является одним из основных видов игры в дошкольном возрасте.

Сюжетно — ролевая игра играет очень важную роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника, а так же формированию связной речи. Сюжетно — ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит ярко выраженные личностные качества. Главной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое развивается.

Поэтому, считаем актуальной к рассмотрению и изучению тему формирования игровой деятельности дошкольников посредством именно сюжетно-ролевой игры, так как именно в ней дети учатся договариваться, находят общие контакты, передают взаимоотношения между людьми.

Тем не менее, не стоит отрицать тот факт, что игра «уходит» из детского сада. К сожалению, дети стали меньше играть. В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако о значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое. Результаты специальных исследований ученых всего мира свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей в целом и отрицательно сказывается на их готовности к школе.

В нашем детском саду № 397 «Берёзка» работа в данном направлении ведётся значительная. Хотелось бы отметить, что сюжетно-ролевые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, а также их интереса.

В каждой группе составлены картотеки сюжетно-ролевых игр, соответствующих возрасту детей.

Потому что для каждой возрастной группы существуют характерные особенности развития навыков сюжетно-ролевой игры.

Так, например, к 3–3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры — умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога — сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом — заместителем и воображаемым предметом, связывать 2–3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром — взрослым, а затем сверстником.

Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера — игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником. Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни — построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения. Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры — необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Задача воспитателя в работе с детьми 6-го года жизни — переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры.

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников — игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

В своей работе воспитатели нашего детского сада самостоятельным играм отводят значительное место в режиме дня. В поле зрения педагогов постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, тщательный отбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно, чтобы дети много и хорошо играли. Многолетняя практика показала, что пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому мы в любом виде детской деятельности, разумно опекая, предоставляем ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Естественно, мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства.

Следует отметить, что мы сами играем с детьми, для того чтобы они могли овладеть игровыми умениями. Воспитатели принимают на себя роль «партнёра», с которым дети чувствуют себя свободными и равными в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок, так как в игровом процессе это недопустимо. Воспитатели всегда хвалят и поощряют каждого ребёнка, чтобы никто из детей не потерял интереса к игре, имел возможность самореализоваться в игре, проявить свое творческое начало.

Хотелось бы отметить, что детей дошкольного возраста следует не учить, а развивать. А лучше всего развивать их посредством доступной для них деятельности — игры.

Из опыта работы воспитателей МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара:

Проект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты Очарование» с детьми старшего дошкольного возраста:

1. Задачи:

1. Расширение представлений об окружающем:

− расширять представления воспитанников о профессии парикмахера, мастера маникюра, администратора, визажиста, заведующего, диспетчера

− расширять, уточнять, конкретизировать знания воспитанников о салоне красоты, работниках салона красоты и их деятельности;

− расширять словарный запас у воспитанников: ввести понятие «администратор-кассир», «мастер маникюра», «визажист»; «диспетчер»; «машинка для стрижки волос», «лак для волос»; лак для ногтей»; «заколка»; «бигуди», «плойка», «щипцы для волос»; «завивка»; «маникюр»; «косметика».

2. Формирование игровой деятельности:

− отражать в игре труд работников салона красоты;

− способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности;

− развивать творческое воображение, способность совместно развертывать сюжет игры, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

− придерживаться игровых действий в соответствии с выбранной ролью.

3. Формирование взаимоотношений:

− формировать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах;

− побуждать детей реализовывать в играх правила культурного поведения, доброжелательности в салоне красоты.

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Салон красоты «Очарование»

Администратор-кассир

Телефон, записная книжка, книга жалоб и предложений, журнал, ручка, касса, деньги, чеки, калькулятор, модные журналы, визитки.

Встречает и провожает клиентов.

Организует работу сотрудников.

Беседует с клиентами.

Предлагает ожидающим каталоги, журналы.

Устраняет конфликты.

Принимает плату за услугу.

Даёт сдачу.

Записывает в журнал информацию об услуге.

Записывает клиентов на процедуры.

Предлагает чай, кофе, дополнительные услуги.

«Здравствуйте»

«Чем я могу вам помочь?»

«На какую процедуру хотите записаться»

«Какое время записи вас устроит?»

«Разрешите предложить вам чай или кофе?»

«Заплатите пожалуйста за услугу … рублей»

«Понравилось ли вам наше обслуживание?»

«Спасибо, будем ждать вас снова»

«До свидания»

Заведующий

Телефон, ежедневник, ручка, визитки.

е

Контролирует работу сотрудников.

Заказывает косметические средства, инструменты, оборудование.

«Здравствуйте»

«Предоставьте мне, пожалуйста, отчёт о работе Салона»

«Всё ли нравится нашим клиентам?»

Парикмахер

Фен, расческа, фартук, зеркало, баночки, ножницы, заколки, накидка для клиента, полотенце, бантики, журнал с образцами причесок, бигуди, талоны для оплаты услуги.

Получает заказ.

Моет голову клиенту.

Сушит волосы. Расчесывает. Стрижёт.

Предлагает прическу.

Укладывает прическу.

Плетёт косички.

Выписывает талон оплаты услуги.

Даёт рекомендации по уходу за волосами.

«Здравствуйте»

«Что желаете?» «Как вас постричь?»

«Я бы вам посоветовала»

«До свидания»

Мастер по маникюру

Ванночка, пилочка, ножницы, крем для рук, салфетка, лак для ногтей, талон для оплаты услуги

Получает заказ.

Красит и пилит ногти.

Готовит ванночки для рук.

Даёт рекомендации по уходу.

Выписывает талон оплаты услуги. Подбирает дополнительные средства по уходу за ногтями.

«Здравствуйте»

«Что бы вы хотели?»

«Какой цвет лака предпочитаете?» «Эта услуга будет стоить…..?»

«Я бы вам посоветовала средство … для укрепления ногтей»

«До свидания»

Визажист

Косметические наборы (для лица, для глаз, для губ), кисти для макияжа, ватные диски, ватные палочки.

Предлагает каталог для выбора косметики.

Консультирует по выбору косметических средств.

Накладывает крем, румяна, тени, красит губы.

Выписывает талон оплаты услуги.

«Здравствуйте» «Присаживайтесь в кресло»

«Какой макияж вы бы хотели сделать праздничный или повседневный?»

«Я бы посоветовала вам … цвет помады»

«До свидания»

Уборщица

Халат, косынка, перчатки, ведро, таз, швабра, щётка.

Убирает зал.

Меняет полотенца.

Моет инструменты.

«Когда вы освободитесь?»

«Могу ли я приступить к уборке?»

Клиенты

Кошелёк, деньги, телефон, сумка.

Заказывает процедуру.

Оплачивает процедуру.

Выбирает прическу.

Сидит в очереди.

Советуется.

«Здравствуйте»

«Мне хотелось бы….?»

«Подойдет ли мне эта прическа?» «Сколько я вам должна?»

«Мне всё очень понравилось»

«До свидания»

Сопутствующие сюжеты

Автопарк

Диспетчер

Телефон, журнал заказов, ручка.

Принимает заказ.

Отправляет машину или автобус по указанному адресу.

«Здравствуйте»

«Чем я могу вам помочь?»

«Ваш заказ принят, ожидайте машину (автобус)»

«До свидания»

Водитель

Руль, бейджик.

Выезжает на указанный адрес.

Забирает пассажиров.

Доставляет пассажиров по указанному адресу.

«Здравствуйте»

«Желаю вам приятной поездки»

«Мы прибыли по адресу»

«Желаю вам удачного дня»

«До свидания»

III. Ход игры.

1) Приём создания интереса к игре.

Воспитатель обращает внимание детей на лежащую на столе газету, и говорит о том, что её утром доставил в группу почтальон. Воспитатель предлагает познакомиться с содержанием газеты, открывает первую страницу, а там крупными буквами напечатано объявление, которое гласит, что открылся новый салон красоты «Очарование», в который требуются сотрудники.

2) Сговор на игру.

Воспитатель предлагает детям устроиться на работу в салон красоты. Предлагает вспомнить, кто работает в салоне красоты. Ответы детей. Воспитатель задаёт вопрос, как можно добраться до салона красоты. Ответы детей

Воспитатель уточняет, что прежде, чем начать игру, необходимо выбрать роли. Перед детьми раскладываются карточки с изображением роли картинкой вниз. Воспитанники выбирают, кому достанутся, какие роли, берут атрибуты для игры, создают игровое пространство. В соответствии с выбранной ролью воспитатель, вместе с детьми вспоминает, кто и как работает в Салоне красоты.

Воспитатель предлагает ребятам позвонить в автопарк и заказать такси или автобус (по желанию воспитанников), чтобы добраться до салона красоты. Дети на транспорте добираются до места назначения — салон красоты «Очарование».

Перед тем, как войти в салон красоты «Очарование» воспитатель напоминает детям правила поведения в общественных местах.

«Работники салона» занимают игровые места. В салоне красоты работают парикмахеры (женский и мужской залы), постепенно открываются кабинеты мастера маникюра и визажиста. Парикмахеры, администратор — кассир, специалисты, готовят рабочие места, принимают клиентов либо в порядке очереди, либо по предварительной записи. Клиентам, ожидающим своей очереди, администратор-кассир предлагает чай или кофе.

Заведующий салоном проверяет наличие всех необходимых инструментов, косметических средств, исправности оборудования. При необходимости заказывает всё необходимое для работы салона красоты. Следит за работой сотрудников салона.

Каждый специалист предлагает свои услуги. После заявки, специалисты выполняют свои функции, дают талоны для оплаты за услуги, просят пройти к стойке администратора-кассира и оплатить их. Администратор-кассир принимает оплату и выдаёт чек. Клиенты благодарят, уходят.

Уборщица поддерживает чистоту в Салоне красоты.

Специалисты приглашают клиентов прийти ещё раз.

3) Приёмы обучения игровым действиям.

Воспитатель на начальном этапе игры берёт на себя роль администратора-кассира или заведующего, впоследствии передаёт эту роль ребёнку (уехала в отпуск, заболела, координирует работу по телефону).

Воспитатель может взять роль какого-либо специалиста (парикмахера, визажиста, мастера маникюра) и продемонстрировать способы действия с игровыми атрибутами.

Также воспитатель может взять на себя роль посетителя (клиента).

По ходу игровых действий воспитатель помогает детям налаживать ролевой диалог, выполнять ролевые действия, отслеживает тематику игры, линию развития сюжета, разнообразие игровых действий, умение пользоваться игровыми атрибутами, а также умение детей вступать во взаимоотношения друг с другом, решать возникающие конфликты, проблемы, действовать в ситуациях затруднения.

4) Приёмы поддержания и развития игры.

  1. Участие воспитателя во второстепенных ролях. Например, приходит в салон красоты со своей дочкой и просит сделать ей причёску, так как она собирается на День Рождения к подруге.
  2. Введение в игру новых игровых ситуаций (событий или происшествий). Такой прием оживляет игру, дает возможность развития новых сюжетных линий, а с ними и новых игровых взаимодействий. Например, в игру вводится такое событие, оказание новой услуги — обслуживание клиентов на дому.
  3. Внесение дополнительных атрибутов для игры. Этот прием способствует развитию сюжета игры, возникновению новых игровых действий и способов их выполнения. Например, большой интерес у детей вызывает появление настоящих предметов, используемых взрослыми. Например, водительские права, пластиковые карты, рекламные буклеты и т. д.

5) Приёмы формирования взаимоотношений в игре.

Для формирования взаимоотношений в игре воспитатель делает напоминания о взаимоотношениях: быть приветливыми друг к другу, внимательными собеседниками, использовать только вежливые формы обращения друг к другу.

IV. Окончание игры.

По громкой связи звучит объявление «Внимание! Внимание! Уважаемые посетители! Через 15 минут наш салон закрывается, мы ждём вас ежедневно с 9 до 18 часов, без перерыва на обед».

Воспитатель предлагает ребятам после рабочего дня отдохнуть и прогуляться на улице.

V. Оценка игры.

Воспитатель обсуждает с детьми игру.

- «В какую игру мы играли?»

- «Понравилась ли игра?»

- «Что запомнилось больше всего?»

- «Какие моменты в игре были наиболее интересны?»

Воспитатель отмечает, что игра была очень интересной. Лена была отличным парикмахером, которая делала очень красивые причёски и давала советы по уходу за волосами. Ира была исполнительным администратором. Катя поддерживала идеальную чистоту в салоне. Игорь умело водил автобус. Антон был грамотным заведующим. Лиза и Алиса сделали прекрасный маникюр и макияж. Костя был внимательным и ответственным кассиром. А все остальные ребята были вежливыми клиентами. Воспитатель хвалит ребят.

Подводя итог, хотелось бы ещё раз отметить принципы, по которым должна строиться сюжетно-ролевая игра:

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их.

Игра помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

Литература:

  1. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. — Москва 2009.
  2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2007.
  3. Л. С. Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Хрестоматия –СПб: Питер.2011г.
  4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду».
  5. МаксаковА.И Тумакова Г. Ф. «Учите, играя» — М.2005г;
  6. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-е изд., испр. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. — 96 с.
  7. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978;
  8. Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. — М.: Обруч, 2012г.
  9. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, — М.: Просвещение, 2003.
  10. Панова Е. Н. «Сюжетно-ролевые игры»-пособие/ ЧП Лакоценин С. С. — 2007.-87с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, салон красоты, воспитатель, сюжетно-ролевая игра, действие, Детский сад, дошкольный возраст, клиент, сюжетная игра.


Похожие статьи

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Формирование культуры межнационального общения младших школьников посредством ролевых игр

Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры с применением конструктора LEGO

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Роль игровой деятельности в формировании дружеских отношений детей младшего дошкольного возраста

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Формирование культуры межнационального общения младших школьников посредством ролевых игр

Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры с применением конструктора LEGO

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Роль игровой деятельности в формировании дружеских отношений детей младшего дошкольного возраста

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Задать вопрос