В рассмотрены особенности оказания правовой помощи осужденным, изучена ее роль в исправлении граждан, отбывающих наказание. Кроме того, выявлены правовые недостатки регулирования оказания юридической помощи осужденным.
Ключевые слова: осужденный, правовая помощь осужденным, юридическая помощь осужденным, правовое воспитание, правовое просвещение.
Тюремное заключение — это самое суровое уголовное наказание, применяемое в настоящее время в Российской Федерации, реализация которого достигается в том числе значительными правовыми ограничениями для осужденного. При этом заключение и изоляция отбывающего наказания гражданина не означает полного лишения социальной жизни, что подтверждается ст.6 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится о том, что каждый имеет право быть признанным лицом перед законом.
А. В. Кузнецов справедливо отмечает, что «лица, отбывающие наказание, сохраняют все права человека, за исключением тех, в которых они ограничены вследствие лишения свободы». Кроме того, осужденные нуждаются в помощи не только для себя, но и для общества в целом, поскольку общество крайне заинтересовано в том, чтобы лицо, освобожденное из мест изоляции, не допускало повторного совершения преступления [1].
В отличие от подозреваемых и обвиняемых, для которых адвокат может быть назначен органами предварительного следствия и суда с оплатой за счет государства, для осужденных такой порядок не предусмотрен. Единственным исключением является участие осужденного в суде апелляционной и кассационной инстанций при обжаловании приговора. По мнению Ю. И. Соловьевой, осужденный не должен быть лишен качественной и своевременной юридической помощи.
Поскольку выплата такой помощи законом не установлена, вопросы ее предоставления находятся в ведении государственных и общественных учреждений. Такие полномочия берут на себя Федеральная служба исполнения наказаний России, правозащитные организации, а также юридические клиники профильных вузов и факультетов в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Юридическая помощь и как производная — правовое просвещение осужденных, представляется важным не только как направление, обеспечивающее соблюдение их прав и законных интересов, но и как существенная составляющая воспитательной работы с осужденными, которые, получая профессиональные юридические консультации, не изолированы от правового поля и чувствуют определенную степень своей социализации.
Правовое воспитание как направление воспитательной работы с осужденными согласно ч. 1 ст. 109 УК РФ воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сообщества, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Воспитательная работа включает в себя комплекс различных мероприятий по воспитанию нравственных качеств, развитию трудовых навыков, соблюдению норм права и др.
Правовое воспитание способствует тому, что осужденный чувствует себя человеком, гражданином. Люди не отворачиваются от него, они не избегают его. Напротив, они идут ему навстречу, разговаривают с ним, объясняют закон и воспринимают его как часть общества. В результате повышается самооценка человека, развивается уважение к закону и государству [2].
Правовое просвещение лиц, осужденных к лишению свободы, может осуществляться в форме групповой разъяснительной работы и индивидуальных юридических консультаций.
Групповая разъяснительная работа предполагает проведение занятий, в ходе которых рассматриваются положения законодательства, касающиеся определенной группы осужденных. Такая работа будет важна для групп осужденных, объединенных общими интересами, связанными с их правовым статусом.
Индивидуальная юридическая консультация-это разъяснение правовых норм, касающихся конкретного лица. Такая консультация может быть письменной или устной.
Чтобы получить наиболее полный ответ на существующие вопросы, в ряде случаев необходимо изучить определенные правовые документы (приговоры, судебные решения и др.).
Юридическое образование должно основываться на принципах взаимного уважения и доверия, всесторонних консультаций и профессиональной грамотности. При проведении юридического занятия или индивидуальной консультации вы должны быть вежливы и тактичны. Необходимо в доступной форме раскрыть положения законодательства и, по возможности, привести примеры из практики.
Важно иметь в виду, что во время консультации заключенные часто ожидают от консультанта ответа, который совпадал бы с их собственной позицией. Однако это не всегда возможно, так как мнение осужденного может не совпадать с нормативными требованиями. В этом случае консультант должен изложить законодательство, указав в мягкой форме ошибочное мнение осужденного.
В рамках уголовно-исполнительной системы правовое воспитание осуществляется различными подразделениями учреждений, исполняющих наказания. В частности, сотрудники специальных отделов и начальники отрядов разъясняют вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением, заменой наказания на более мягкое, проводят лекции по профилактике девиантного поведения (наркомании, алкоголизма и др.), принимают меры по недопущению проникновения криминальной субкультуры в подростковую среду с несовершеннолетними осужденными. Сотрудники финансовых отделов разъясняют вопросы материального удержания с осужденных и др. юрист учреждения разъясняет гражданско-правовые вопросы (оформление доверенности, наследование и т. д.) [3].
Мы считаем, что работа по правовому воспитанию осужденных к лишению свободы имеет хорошие перспективы и должна развиваться также в рамках взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний России с юридическими образовательными учреждениями, а также официально зарегистрированными общественными организациями.
По нашему мнению, воспитательная работа в области реформирования правового сознания осужденных должна начинаться в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и в то же время не должна заканчиваться в них и ограничиваться только теми средствами, которыми располагает эта система. Например, для решения этой задачи в каждом подразделении исправительных учреждений Саратовской области созданы уголки правовых знаний. В них содержатся выдержки из уголовного и Уголовно-исполнительного законодательства, образцы написания различных заявлений, обращения в Европейский суд по правам человека, УФСИН России по Саратовской области, областную прокуратуру и так далее.
Кроме того, в этих учреждениях в рамках социально-правовой подготовки наиболее опытные сотрудники пенитенциарного учреждения регулярно проводят занятия с осужденными, в ходе которых осужденные могут задавать вопросы и получать консультации.
Таким образом, несмотря на достаточно значительную роль пенитенциарной системы в исправлении осужденных, как показывает практика, ее сотрудники не в состоянии в одиночку справиться с проблемой всего общества в виде увеличения числа лиц, совершающих преступления, а зачастую и вновь их совершающих.
В связи с этим, согласно концепции, одним из приоритетных направлений развития уголовно-исполнительной системы является взаимодействие органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний с общественными организациями и формированиями. Это направление довольно тесно связано с позицией пункта 6 раздела. III часть концепции — «вовлечение общественных организаций в работу по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы».
Такое взаимодействие, на наш взгляд, позволит достичь необходимых воспитательных целей за счет привлечения людей извне, то есть тех, кто не относится к пенитенциарной системе по роду своей деятельности, что повысит степень доверия осужденных к этим лицам. Кроме того, на наш взгляд, вполне корректно ориентироваться на повышение уровня правосознания самих работников, т. е. воспитательная работа в органах исполнения наказаний должна вестись не только среди осужденных, но и среди самих работников, которые нередко также попадают под негативное влияние криминальной сферы.
Следует отметить, что воспитательная работа с осужденными должна строиться не только на процессе формального представления правовой информации, например, в виде брошюр и плакатов с изложением основного перечня прав и свобод, существующих в настоящее время в местах лишения свободы. Все занятия с осужденными воспитательной направленности должны быть буквально проникнуты особым духом уважения к закону, как мере ответственности перед обществом, связанным с нравственными принципами общества, которые дают осужденному особое понимание неизбежности ответственности перед законом и обществом, невозможности уклонения от ответственности. [4].
Определение приоритетности этого направления, на наш взгляд, является важным шагом на пути реформирования всей уголовно-исполнительной системы в целом. В ее рамках нам особенно интересны следующие положения концепции: «внедрение электронного делопроизводства, включающее оснащение автоматизированными рабочими местами всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, формирование и ведение реестра единой системы электронных документов, оцифровку 100 процентов документов информационных фондов и архивов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к 2022 году», а также «обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей»., технические возможности для использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, включая видеоконференции, электронную почту и т. д». (раздел III, пункт 3). Помимо общения с различными общественными организациями, осужденные должны уметь пользоваться различными техническими средствами, такими как справочно-правовые системы «Гарант» и «КонсультантПлюс».
Выработка необходимых навыков в этой области поможет осужденным овладеть необходимой правовой базой знаний, отслеживать изменения законодательства в интересующих их сферах, изучать научную литературу, полученную из этих источников, находить решения насущных проблем.
Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, воспитательная работа в отношении осужденных к лишению свободы должна стать приоритетным направлением деятельности уголовно-исполнительной системы, поскольку именно в ее рамках прививаются нравственные ценности и формируется законопослушная личность.
Во-вторых, среди различных направлений воспитательной работы особое место занимает правовое воспитание. Она не только обеспечивает правовую поддержку, но и является важной составляющей социализации осужденного.
В-третьих, правовое воспитание осужденных должно способствовать уважению к закону, обществу и государству.
Литература:
- Кузнецов А. В. Защита прав осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. №. 2. С. 39–41.
- Бахтин А. А. О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исправительному законодательству России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2019. № 1 (5). С. 68–72
- Керефов И. Р. Бесплатная юридическая помощь осуждённым: правовое регулирование, практика реализации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2012.
- Афанасьева О. Р. Проблемы реализации права на правовую помощь осужденными к наказанию в виде лишения свободы // Проблемы реализации конституционного права осужденных к лишению свободы на получение юридической помощи. 2019. С. 6–12.