В данной статье авторами рассмотрены проблемы влияния пандемии на налоговую систему Российской федерации.
Ключевые слова: пандемия, налоги, государственная поддержка, налоговый учет.
Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 внесло изменения почти во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что не могло не оказать влияния на сферу налогообложения. За период пандемии государственными органами были подготовлены значительные поправки в налоговое законодательство Российской Федерации, некоторые из них мы рассмотрим ниже. Российские власти сдержали экономический спад в стране, а также приняли меры, позволяющие помочь населению и бизнесу. Так налоговые послабления для компаний и предпринимателей стали одной из главных инициатив правительства. В тоже время резко увеличившиеся расходы государства привели к образованию дефицита бюджета. [4]
Для того, чтобы пополнить казну было предложено пересмотреть льготы в нефтегазовом секторе, повысить НДПИ и индексировать ставки акцизов на табачную продукцию. Кроме этого, обновление соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран и повышение ставки НДФЛ до 15 % для граждан, которые зарабатывают более 5 млн рублей в год должны были принести дополнительные доходы бюджету. [1]
На фоне пандемии коронавируса власти стран принимают различные меры по сдерживанию распространения болезни. Наряду с самоизоляцией и карантином, одной из самых распространенных мер, стали запрет и ограничения на въезд и выезд из страны. Безусловно, это может серьезно повлиять на собственников бизнеса, которые управляют налоговым резидентством и проводят большую часть года за пределами домашней юрисдикции. Такое резкое ограничение международной мобильности может привести к незапланированному изменению налогового резидентства, поскольку во многих странах именно длительность фактического нахождения напрямую влияет на налоговый статус. В результате фискальные обязательства физических лиц могут существенно увеличиться. [2,с.5]
Для того, чтобы минимизировать негативное влияние мер безопасности на налоговые обязательства, нужно проработать следующие вопросы:
– — В какой стране вы можете безопасно проживать и стать налоговым резидентом или провести значительное количество времени, не устанавливая налогового резидентства?
– Ввела ли страна вашего пребывания какие-либо временные ограничения, позволяющие не признавать вас налоговым резидентом или снять с вас обязательства по представлению налоговой отчетности?
– Если вы находитесь в стране, где обычно не проживаете и не признаетесь налоговым резидентом, какие налоговые последствия возникнут у вас, если в ближайшее время из страны не получится выехать?
– Есть ли смысл корректировать планы на получение существенных доходов или проведение сделок купли-продажи, реструктуризацию активов?
– Стоит ли рассмотреть возможность получения второго гражданства или вида на жительство, которое обеспечивает бóльшую свободу проживания и перемещения за рубежом при возникновении чрезвычайной ситуации? Команда КПМГ оперативно отслеживает влияние пандемии на налогообложение физических лиц и готова оперативно решать вопросы клиентов, которые связаны с налоговым резидентством.
В первую очередь в 2020–2021 годах Бюджетная политика РФ будет ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями. Для того, чтобы поддержать граждан, бизнес реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5 % ВВП», — констатирует глава Минфина Антон Силуанов.
С 1 января в Госдуму внесен законопроект о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза, что в 2021-м принесет бюджету 56 млрд рублей.
Для выработанных месторождений с 2021-го планируется отменить льготы по НДПИ. Это принесет дополнительные 260 млрд рублей. Система налогообложения нефтяной отрасли наполовину состоит из льгот. [1]
Также ниже представленные категории налогоплательщиков были освобождены от уплаты авансовых платежей и имущественных налогов по ним за II квартал 2020 года:
– ИП и организации, которые включены на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов МСП, работающих в пострадавших отраслях российской экономики. Перечень таких отраслей утверждается Правительством РФ;
– Лица, которые включены в реестр социально-ориентированных некоммерческих организаций, являющихся с 2017 года получателями грантов Президента РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
– Компании, которые включены в реестр некоммерческих организаций, и пострадали в наибольшей степени из-за распространения новой коронавирусной инфекции, который ведет Минэкономразвития России;
– Религиозные централизованные организации, религиозные организации, которые входят в их структуру, также социально-ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых они являются. [3, с. 15]
Литература:
- В НДФЛ, УСН и ЕСХН внесли изменения в связи с коронавирусом. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://its.1c.ru/db/newscomm/content/468950/hdoc
- Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145- ФЗ (ред. от 09.07.2002) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824; 2002. — № 31. — Ст. 3825.
- Обзор: «Основные изменения налогового законодательства в 2020 году» // Консультант Плюс, 2019. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332619/
- Очередные поправки в НК РФ, вызванные угрозой распространения коронавируса. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/419208/