Статья раскрывает содержание понятия ситуационных задач, выделены их признаки и требования. В данной статье приведены рекомендации по составлению ситуационных задач и представлены примеры их использования в средней школе.
Ключевые слова: ситуационные задачи, неорганическая химия.
Предмет «химия» школьники изучают с 8 класса. Несмотря на то, что они начинают изучать в старших классах, у школьников отмечаются трудности в понимании предмета. В таких обстоятельствах учителю приходится находить пути решения, чтобы учащиеся понимали суть изучения химии и умели применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому на уроках химии желательно применять ситуационные задачи.
Важнейшая цель современной общеобразовательной школы, в условиях современной школы — это воспитание личности, с активной жизненной позицией, т. е. умеющей нестандартно мыслить. Это ученик, который должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности. Ученику, который должен уметь применять полученные знания на практике для решения жизненно важных проблем связанные с веществами. Он должен иметь навыки безопасного обращения с теми из них, которые используются в повседневной жизни, уметь анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды [5].
В педагогической и методической литературе существуют различные подходы к определению ситуационных задач.
По мнению Боднар Е. Н. [2] ситуационные задачи — это задачи, направленные на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета и ориентированные на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.
Осипова И. В. Подчеркивает [4], что ситуационные задачи — это учебные задачи, основанные на описание конкретной жизненной ситуации, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:
В. С. Аванесов рассматривает ситуационные задачи одним из перспективных видов контроля знаний и умений обучающихся [1]. Ситуационными он называет такие задачи, которые разрабатываются для проверки знаний и умений учащихся действовать в практических, экстремальных и других ситуациях.
По мнению Н. В. Жульковой [3], «ситуационная задача — это средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета».
При составлении ситуационных задач по неорганической химии рекомендуется давать названия короткого и интересного содержания, так как привлекает внимание у учащихся. Задача должна быть в виде рассказа, но при этом текст состоит из небольшого количества предложений. А также ситуационные задачи должны быть актуальными, поэтому вопросы и задания к задаче носят поисковый характер. Помимо вопросов можно давать такие задания, которые требуют составить формулы химических веществ, уравнения химических реакций или подготовить доклад по теме.
Примеры ситуационных задач
Задача № 1. Манный пирог
Лена с Таней после уроков запланировали испечь манный пирог. Придя домой, открыв рецепт пирога, они обнаружили, что нет разрыхлителя. Как быть?
- Чем можно заменить разрыхлитель?
- Напишите химическую формулу этого вещества.
- Расскажите о том, какой процесс наблюдается при добавлении данного вещества при приготовлении пирога.
Задача № 2. Эндемический зоб
Ученые выявили, что в основном у жителей горных местностей (Альп, Карпат, Гималаев, Тянь-Шаня, Эфиопии, Скалистых гор, Урала, Восточной Сибири) встречается эндемический зоб, который затрудняет дыхание и глотание.
- Чем можно объяснить такое распространение данного заболевания?
- Дайте характеристику химического элемента.
- Подготовьте сообщение на тему «Микро и макроэлементы в организме человека».
Задача № 3.
В аптеку глазного центра поступил сульфат меди (II)-200 г., нитрат серебра -150 г. Для предметно-количественного учёта данных препаратов фармацевту необходимо вычислить массовую долю каждого элемента в лекарственном веществе. Представьте, что вы фармацевт и определите массовую долю элементов.
- Дайте тривиальное название сульфата меди (II)
- Запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства нитрата серебра и укажите их признаки протекания.
- Способы получения сульфата меди (II).
Литература:
- Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: пособие для слушателей Учебного центра Гособразования. 1988. С. 107.
- Боднар Е. Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач. Вестник научных конференций. 2015. № 1–3. С. 24–25. С. 24.
- Жулькова Н. В. Ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий учащихся. М. 2014. С. 177.
- Осипова И. В. Методика использования ситуационных задач на уроках биологии и химии. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т. М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 125–127. С. 126.
- Раздобреева И. В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий. В сборнике: Современные подходы к преподаванию предметов естественнонаучного цикла в процессе реализации ФГОС ООО сборник научных статей. Комсомольск-на-Амуре, 2017. С.105–110. С. 105.