Ситуационные задачи по неорганической химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 1377 раз

Библиографическое описание:

Кендиван, О. Д. Ситуационные задачи по неорганической химии / О. Д. Кендиван, А. В. Куулар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 419-420. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75555/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья раскрывает содержание понятия ситуационных задач, выделены их признаки и требования. В данной статье приведены рекомендации по составлению ситуационных задач и представлены примеры их использования в средней школе.

Ключевые слова: ситуационные задачи, неорганическая химия.

Предмет «химия» школьники изучают с 8 класса. Несмотря на то, что они начинают изучать в старших классах, у школьников отмечаются трудности в понимании предмета. В таких обстоятельствах учителю приходится находить пути решения, чтобы учащиеся понимали суть изучения химии и умели применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому на уроках химии желательно применять ситуационные задачи.

Важнейшая цель современной общеобразовательной школы, в условиях современной школы — это воспитание личности, с активной жизненной позицией, т. е. умеющей нестандартно мыслить. Это ученик, который должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности. Ученику, который должен уметь применять полученные знания на практике для решения жизненно важных проблем связанные с веществами. Он должен иметь навыки безопасного обращения с теми из них, которые используются в повседневной жизни, уметь анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды [5].

В педагогической и методической литературе существуют различные подходы к определению ситуационных задач.

По мнению Боднар Е. Н. [2] ситуационные задачи — это задачи, направленные на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета и ориентированные на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.

Осипова И. В. Подчеркивает [4], что ситуационные задачи — это учебные задачи, основанные на описание конкретной жизненной ситуации, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:

В. С. Аванесов рассматривает ситуационные задачи одним из перспективных видов контроля знаний и умений обучающихся [1]. Ситуационными он называет такие задачи, которые разрабатываются для проверки знаний и умений учащихся действовать в практических, экстремальных и других ситуациях.

По мнению Н. В. Жульковой [3], «ситуационная задача — это средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета».

При составлении ситуационных задач по неорганической химии рекомендуется давать названия короткого и интересного содержания, так как привлекает внимание у учащихся. Задача должна быть в виде рассказа, но при этом текст состоит из небольшого количества предложений. А также ситуационные задачи должны быть актуальными, поэтому вопросы и задания к задаче носят поисковый характер. Помимо вопросов можно давать такие задания, которые требуют составить формулы химических веществ, уравнения химических реакций или подготовить доклад по теме.

Примеры ситуационных задач

Задача № 1. Манный пирог

Лена с Таней после уроков запланировали испечь манный пирог. Придя домой, открыв рецепт пирога, они обнаружили, что нет разрыхлителя. Как быть?

  1. Чем можно заменить разрыхлитель?
  2. Напишите химическую формулу этого вещества.
  3. Расскажите о том, какой процесс наблюдается при добавлении данного вещества при приготовлении пирога.

Задача № 2. Эндемический зоб

Ученые выявили, что в основном у жителей горных местностей (Альп, Карпат, Гималаев, Тянь-Шаня, Эфиопии, Скалистых гор, Урала, Восточной Сибири) встречается эндемический зоб, который затрудняет дыхание и глотание.

  1. Чем можно объяснить такое распространение данного заболевания?
  2. Дайте характеристику химического элемента.
  3. Подготовьте сообщение на тему «Микро и макроэлементы в организме человека».

Задача № 3.

В аптеку глазного центра поступил сульфат меди (II)-200 г., нитрат серебра -150 г. Для предметно-количественного учёта данных препаратов фармацевту необходимо вычислить массовую долю каждого элемента в лекарственном веществе. Представьте, что вы фармацевт и определите массовую долю элементов.

  1. Дайте тривиальное название сульфата меди (II)
  2. Запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства нитрата серебра и укажите их признаки протекания.
  3. Способы получения сульфата меди (II).

Литература:

  1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: пособие для слушателей Учебного центра Гособразования. 1988. С. 107.
  2. Боднар Е. Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач. Вестник научных конференций. 2015. № 1–3. С. 24–25. С. 24.
  3. Жулькова Н. В. Ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий учащихся. М. 2014. С. 177.
  4. Осипова И. В. Методика использования ситуационных задач на уроках биологии и химии. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т. М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 125–127. С. 126.
  5. Раздобреева И. В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий. В сборнике: Современные подходы к преподаванию предметов естественнонаучного цикла в процессе реализации ФГОС ООО сборник научных статей. Комсомольск-на-Амуре, 2017. С.105–110. С. 105.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, значимая ситуация, манный пирог, неорганическая химия, осознанное усвоение, повседневная жизнь, сульфат меди, учебный предмет, эндемический зоб.


Похожие статьи

О применении игровых технологий на уроке математики

Данная статья посвящена выявлению полезных свойств игры для изучения такой серьёзной учебной дисциплины, как математика. С учётом проведённого исследования научной литературы по данной тематике, приводятся примерные варианты обучающих игр.

Основные методы, используемые при решении задач по химии

В данной статье рассмотрены способы решения стандартных (типовых) задач, в том числе и элементарных. Методика ориентирована в основном для школьников, впервые приступающих к решению задач повышенной сложности. Статья посвящена способам решения задач...

Область применения составных свай в строительстве

В последние годы составные сваи все больше применяются в строительстве благодаря своим высоким техническим характеристикам и преимуществам перед традиционными способами укрепления грунта. В данной статье приводятся основные области применения составн...

Методика решения задач по физике полупроводников

Cтатья рассматривает методы организации и решения задач по физике полупроводников. В частности, подробно обсуждаются важность выбранной задачи, психологический подход решения задачи, задачи различных уровней сложности и требований к ним, а также мето...

Применение ИКТ в геометрических и физических приложениях определённого интеграла

Выбор темы связан с информатизацией процесса обучения. Роль математического аппарата в решении задач по естественным дисциплинам нельзя переоценить. Без математической грамотности невозможно успешное освоение методов решения по физике, химии, биологи...

Актуальные тактики игры в волейбол

В данной статье рассматриваются актуальные тактики игры в волейбол. Описываются различные методы и стратегии, которые помогут команде достичь успеха на поле. Авторы статьи опираются на исследования и опыт известных тренеров и спортсменов. В статье та...

Кадровое планирование на предприятиях, занимающихся археологическими изысканиями

Данная статья затрагивает весьма специфическую деятельность организации, весьма неразвитую и практически не знакомую в широких кругах. В статье затрагиваются проблемы, связанные с кадровым планированием, а также предлагаются пути их решений на предпр...

Этапы развития робототехники: критерии выделения и их характеристика

Статья посвящена определению критериев для выделения этапов развития робототехники и характеристике данных этапов. В качестве критериев для периодизации развития робототехники названы автономность создаваемых механизмов, возможность их программирован...

Лексические игры на уроках иностранного языка

Статья посвящена обучающим лексическим играм как одному из актуальных образовательных методов обучения. Цель статьи — раскрыть сущность лексических игр, используемых на уроках иностранного языка, доказать их эффективность, путём анализа популярных ви...

Методы работы с источниками личного происхождения на уроках истории

Современная система образования требует от старшеклассников овладения навыками работы с историческими источниками. В связи с данными требованиями работа с источниками на уроках становится не просто рекомендуемой, а обязательной. В данной статье рассм...

Похожие статьи

О применении игровых технологий на уроке математики

Данная статья посвящена выявлению полезных свойств игры для изучения такой серьёзной учебной дисциплины, как математика. С учётом проведённого исследования научной литературы по данной тематике, приводятся примерные варианты обучающих игр.

Основные методы, используемые при решении задач по химии

В данной статье рассмотрены способы решения стандартных (типовых) задач, в том числе и элементарных. Методика ориентирована в основном для школьников, впервые приступающих к решению задач повышенной сложности. Статья посвящена способам решения задач...

Область применения составных свай в строительстве

В последние годы составные сваи все больше применяются в строительстве благодаря своим высоким техническим характеристикам и преимуществам перед традиционными способами укрепления грунта. В данной статье приводятся основные области применения составн...

Методика решения задач по физике полупроводников

Cтатья рассматривает методы организации и решения задач по физике полупроводников. В частности, подробно обсуждаются важность выбранной задачи, психологический подход решения задачи, задачи различных уровней сложности и требований к ним, а также мето...

Применение ИКТ в геометрических и физических приложениях определённого интеграла

Выбор темы связан с информатизацией процесса обучения. Роль математического аппарата в решении задач по естественным дисциплинам нельзя переоценить. Без математической грамотности невозможно успешное освоение методов решения по физике, химии, биологи...

Актуальные тактики игры в волейбол

В данной статье рассматриваются актуальные тактики игры в волейбол. Описываются различные методы и стратегии, которые помогут команде достичь успеха на поле. Авторы статьи опираются на исследования и опыт известных тренеров и спортсменов. В статье та...

Кадровое планирование на предприятиях, занимающихся археологическими изысканиями

Данная статья затрагивает весьма специфическую деятельность организации, весьма неразвитую и практически не знакомую в широких кругах. В статье затрагиваются проблемы, связанные с кадровым планированием, а также предлагаются пути их решений на предпр...

Этапы развития робототехники: критерии выделения и их характеристика

Статья посвящена определению критериев для выделения этапов развития робототехники и характеристике данных этапов. В качестве критериев для периодизации развития робототехники названы автономность создаваемых механизмов, возможность их программирован...

Лексические игры на уроках иностранного языка

Статья посвящена обучающим лексическим играм как одному из актуальных образовательных методов обучения. Цель статьи — раскрыть сущность лексических игр, используемых на уроках иностранного языка, доказать их эффективность, путём анализа популярных ви...

Методы работы с источниками личного происхождения на уроках истории

Современная система образования требует от старшеклассников овладения навыками работы с историческими источниками. В связи с данными требованиями работа с источниками на уроках становится не просто рекомендуемой, а обязательной. В данной статье рассм...

Задать вопрос