Статья посвящена изучению причин возникновения межличностных конфликтов у современной молодежи. В работе отражены методы, с помощью которых проводятся исследования, связанные с изучением конфликтов.
Ключевые слова: молодежь, конфликт, причины, метод.
Значимым аспектом, определяющим важность изучения темы межличностных конфликтов, является то, что в определенной сфере конфликты могут препятствовать организационному и профессиональному развитию. Именно поэтому важно уделять большое внимание проблеме возникновения межличностных конфликтов у современной молодежи. Из-за чего же возникают конфликты? По мнению ряда психологов, (например, Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова), конфликтность — это черта личности. Исходя из этого, выделяют три группы причин конфликтности у молодежи. К ним относят:
1) причины, которые связанны с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы);
2) психологические причины — особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
3) социальные причины — эти причины показывают социальный опыт молодых людей: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент, тип учебного заведения.
Психология в большей степени отдает предпочтение рассмотрению внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов на уровне малых групп. Но тема конфликтов поднимается не только в психологии. Например, социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействии в социуме.
Для того, чтобы выявить сущность проблемы и определить, какие факторы оказывают на нее влияние, нужно разобраться с основными понятиями. В словаре Ожегова конфликт — это столкновение, серьезное разногласие, спор. Поведение молодежи — это форма и способ проявления молодых людей своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном взаимодействии. Сложность определения понятия данного понятия просматривается в попытке определить возрастные рамки молодежи. В настоящее время согласно российскому законодательству к молодежи относятся лица от 14 до 30 лет включительно. [7] На поведение молодежи влияют когнитивные (знания о причинах конфликта), эмоциональные (реакция на конфликты других людей) и поведенческие (частота конфликтов молодежи) аспекты. Кроме того, следует учитывать и факторы, которые также могут воздействовать на поведение молодых людей. К таким факторам относят:
1) уровень образования
2) взаимоотношения в семье
3) религию
4) материальное состояние человека и др.
Рассматривать понятие «поведение молодежи» можно с разных сторон. Например, с правовой — то есть изучать причины отклоняющегося поведения, которые порождают межличностный конфликт. Кроме этого данную проблему можно анализировать с философской, педагогической, нравственной стороны. Но для данного исследования целесообразно выявлять сущность понятия «поведение молодежи» сквозь призму социологии и психологии, т. к. они являются наиболее значимыми и достаточно изученными в рамках данной темы.
Биографический метод отлично иллюстрирует проявление психологических причин возникновения конфликтов у современной молодежи. Так, с помощью данного метода исследования была выявлена связь между конфликтами в детстве и конфликтами в старшем возрасте. Предполагалось, что дети, которые больше всего конфликтовали в семье в дальнейшем тоже более подвержены вступлению в конфликт. В результате исследования с помощью биографического метода гипотеза подтвердилась. Действительно, люди, которые часто находились в эпицентре конфликта в детстве, перенесли этот способ разрешения проблемных ситуаций и в более взрослый возраст.
Сами же молодые люди объясняют это явление тем, что у них:
1) уже существуют психологические установки на конфликт
2) конфликт является привычным решением проблемных ситуаций
3) не сформировано умение избегать конфликты или не вступать в них
Все полученные результаты свидетельствуют о том, что тема конфликтов в молодежной среде имеет огромное значение. И также важно ее изучение.
Однако у многих людей слово «конфликт» ассоциируется только с негативными последствиями. Но не всегда конфликт, особенно среди молодежи, несет в себе разрушающие последствия. Так, например, конфликтная ситуация может открыть глаза на не очевидные, но очень важные проблемы, выявить лидера в коллективе. Также конфликт способствует осознанию того, что является истинными ценностями для человека.
Подводя итог, хочется сказать, что конфликты среди молодежи — это неизбежное явления. Они были, есть и будут всегда. Главное, чтобы каждый из участников конфликтующих сторон мог вовремя остановиться и не довести конфликт до той черты, когда все решается с помощью насилия.
Литература:
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск. 2008.
- Дубровина И. В., Лисина М. И. Возрастные особенности психического развития детей / Учебное пособие под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 2002.
- Зубок Ю. А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.
- Корнелиус Х., Фэйр Ш. Картография конфликта. / Корнелиус Х., Фэйр Ш. –М.: Стрингер, 1992.
- Коноваленко М. Ю. Особенности конфликтных ситуаций в молодежной среде/Сборник статей XV международной научно-практической конференции 21 ноября 2013 г. — Москва, Академия управления МВД России, 2013 г.
- Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090–1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 25. — Ст.903.
- Почекаева И. С. Сущность конфликта и конфликтности как нравственного качества личности. М., Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ». — 2007г.
- Уткин Э. А. Конфликтология: теория и практика CHM. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС», 2000.
- Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.