В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессионального самосознания.
Ключевые слова: самосознание, педагог, профессиональная подготовка, Я-концепция, педагогическая деятельность.
Основополагающим условием профессионального и личностного развития педагога является самосознание [3, с.68].
Категории сознания и самосознания являются в особенности трудными для освоения и понимания в психологии. Данные явления находятся в центре научных обсуждений на протяжении всего развития философского и психологического знания. Философы периода античности — Платон, Сократ и Аристотель считали самосознание идентичным самопознанию.
В эпоху Средневековья различные философы неизменно связывали самосознание с нравственным и религиозным самоопределением. Позиция, что самосознание является этической категорией возникла позднее. Например, в немецкой классической философии XVIII — XIX веков самосознание признавалось обязательной предпосылкой.
В отечественной философской мысли М. М. Бахтин поддерживал этические традиции. Он рассматривал самосознание в русле христианской морали как осознание вины-ответственности, полагая, что только такое единство гарантирует внутреннюю целостность личности [1, с.38].
На сегодняшний день в психологии исследователи в большей степени интересуются проблемой самосознания, его структурой и уровнем организации. Зарубежная психология представляет большое количество исследований в области самосознания. Центральное место проблема самосознания занимает в гуманистическом направлении (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Становление сознательного «Я» является проблемой исследования в неопсихоанализе (Э. Эриксон и др.), интеракционизме (Ч. Кули, Г. Мид и др.).
Отечественные психологи придерживаются мнения, согласно которому развитие самосознания личности происходит прежде всего под влиянием общественного сознания, господствующего в обществе мировоззрения, морально-этических норм (Л. И. Божович, И. С. Кон, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.) [2, с.57].
При отсутствии единства в терминологии и многообразие определений, многие исследователи сходятся во мнении, что самосознание — осознание человеком самого себя как личности и индивида.
Самосознание характеризуется своим продуктом — представлением о себе, Я-концепцией или Я-образом [6, с.92].
Я-концепция или Я-образ — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими [6, с.94].
Я-концепция — это некая установка человека по отношению к себе самому. Данная установка включает три компонента, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты Я-концепции
Компонент |
Характеристика компонента |
Когнитивный компонент |
Подразумевает знание, понимание и принятие своей внешности, способностей, социальной значимости, то есть понимание самого себя. |
Эмоционально-оценочный компонент |
Представляет собой отношение человека к самому себе, содержит самокритичность, самоуважение, себялюбие. |
Поведенческий (волевой) компонент |
Подразумевает стремление человека к пониманию другими, желание повысить свой социальный статус, завоевать уважение [6, с.98–101]. |
Психологи отмечают наличие у человека не только одного образа его «Я», а совокупность чередующихся Я-образов, которые поочередно выходят на первый план самосознания, затем теряют свою значимость в ситуации социального взаимодействия. Образ себя представляет собой динамическое, а не статическое образование личности.
Я-концепция или Я-образ могут быть пережиты как репрезентация самого себя в период самого переживания, которое в психологии именуется я-реальным. Каким должен стать человек для того, чтобы соответствовать своим идеалам успеха отражается в Я-идеальное. Самоидеал выступает как необходимая точка отсчета в самообразовании личности. Построение своего вымышленного «Я» характерно не только для подростков и юношей, но и для взрослых. Фантастическое «Я», являясь мечтой, фантазией, действует как стимул для совершенствования человека над самим собой [7, с.536].
Тем не менее необходимо, чтобы вымышленное «Я» не заменяло объективного понимания своего места и роли в жизни. Если в структуре личности в большей степени присутствуют фантастические представления о себе, помогающие исполнению желаемого, то это нарушает организованную деятельность и самосознание.
Я-концепция или Я-образ появляется у индивида в процессе социального взаимодействия как неповторимый результат психологического становления, как относительно постоянный и в то же время подверженный внутренним изменениям психического приобретения. Она накладывает отпечаток на все жизненные проявления индивида с раннего возраста вплоть до глубокой старости [4, с.41].
В ходе взросления в профессиональной подготовке и работе у человека формируется профессиональное самосознание, основанное на самосознании. Представляя собой частный случай личностного самосознания, профессиональное самосознание обладает теми же свойствами и качествами, перечисленными выше, хотя и имеет свою специфику [1, с.538].
В отечественной психологии содержаться определения, которые дополняют термин «самосознание». Например, Б. Д. Парыгин трактует это понятие как осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессии, В. Д. Брагина делает акцент на познании и самооценке профессиональных качеств и отношении к ним, а П. А. Шавир вкладывает в это понятие осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности.
В соответствии с данными интерпретациями профессиональное самосознание учителя можно определить следующим образом. Профессионально-педагогическое самосознание — это осознание педагогом самого себя как личности и субъекта профессиональной деятельности и общения [5, с.18].
Таким образом, структура профессионального самосознания педагога содержит соответствующие элементы, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Структура профессионального самосознания учителя
Структурная составляющая профессионального самосознания педагога |
Характеристика |
Осознание педагогом требований к своей профессии |
В данной структурной единице заложены основы мировоззрения профессиональной деятельности. Если у педагога нет представления о том, каким должен быть учитель, как ему необходимо строить отношения с коллегами, учениками и родителями, то ему трудно дать оценку себе. |
Осознание личностных качеств окружающих |
Данный компонент помогает сравнить педагогу себя с профессионалом средней квалификации, как в образе коллеги, так и абстрактным. |
Учет оценки |
Помогает педагогу оценить себя со стороны других людей (коллег, учеников, родителей). |
Самооценка педагогом своих отдельных сторон |
В данной структурной единице выделяют несколько оснований: — когнитивный аспект (понимание самого себя, своей педагогической деятельности); — эмоциональный аспект (оценка педагогом своих особенностей); — поведенческий аспект (представляет способность к действиям на основе самосознания) [5, с.43]. |
Таким образом, формирование профессионального самосознания педагога зависит от двух групп факторов. К первой группе можно отнести ожидания и ценностные суждения представителей социальной среды — студентов, коллег и администрации. Ко второй — мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от себя как профессионала, вытекающие из практической педагогической деятельности.
Литература:
- Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 200. — 336 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Просвещение, 1995. — 642 с.
- Корепанова Н.В Хакимзянова И. М., Щербакова О. И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. — 2003. — № 6. — С. 66–71.
- Ломов Б. Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности в трудах отечественных психологов/сост. Куликов Л. В. СПб.: Нева, 2000. — 480 с.
- Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. — 319 с.
- Новиков А. М. Основания педагогики. — М.: Эгвес, 2010. — 208 с.
- Ярматов Р. Б. Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя / Р. Б. Ярматов // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 535–537.