В статье рассматриваются особенности информационных технологий в организации денежно-кредитной направленности, представлены направления развития банковского бизнеса.
Ключевые слова: информационные технологии, организации денежно-кредитной направленности, направления развития банковского бизнеса.
Использование современных информационных технологий кардинально влияет и изменяет бизнес-процессы в банках, выводя их на принципиально иной уровень. Банковские технологии неразрывно связаны с информационными технологиями, которые обеспечивают комплексную автоматизацию бизнеса [4, с. 89].
Рост объемов банковского бизнеса, его управление и оценка деятельности требуют использования не только количественных методов оценки, но и качественных критериев, что вызывает необходимость модернизации информационно-технологических систем в банках, повышения качества клиентской работы, определения стратегии развития банка и стратегического планирования [1, с. 32].
Технологии неизменно играют важную роль в работе банковских учреждений и оказываемых ими услугах. Информационные технологии позволяют разрабатывать сложные продукты, улучшать рыночную инфраструктуру, применять надежные методы контроля рисков и помогают финансовым посредникам выйти на географически удаленные и диверсифицированные рынки. Интернет стал важным средством доставки банковских продуктов и услуг. Банковская среда сегодня стала очень конкурентной. Чтобы иметь возможность выжить и расти в меняющейся рыночной среде, банки используют новейшие технологии, которые воспринимаются как «вспомогательный ресурс», который может помочь в развитии учащихся и более гибкой структуры, способной быстро реагировать на динамику быстрого меняющийся рыночный сценарий. Он также рассматривается как инструмент снижения затрат и эффективного общения с людьми и учреждениями, связанными с банковским бизнесом.
Информационные технологии изменили способ банковского обслуживания, способы инвестирования и получения прибыли. Другими словами, ИТ изменили лицо банковского дела и банковского надзора. Финансовые учреждения больше, чем большинство других отраслей, полагаются на сбор, обработку, анализ и предоставление информации для удовлетворения потребностей клиентов. Учитывая важность информации в банковском деле, неудивительно, что банки были одними из первых, кто начал применять технологии автоматизированной обработки информации.
Финансовые учреждения, по сравнению с другими отраслями, больше полагаются на сбор, обработку, анализ и предоставление информации для удовлетворения потребностей своих клиентов. Это причина, по которой банки первыми внедрили технологии автоматизированной обработки информации. Финансовые учреждения вкладывали и продолжают активно вкладывать средства в информационные технологии по трем причинам. Во-первых, финансовые учреждения ожидают сокращения операционных расходов за счет таких мер, как оптимизация обработки данных и устранение подверженного ошибкам ручного ввода данных. Во-вторых, учреждения находят способы обслуживать своих нынешних клиентов и привлекать новых клиентов, предлагая новые продукты и услуги и в то же время повышая удобство и ценность существующих продуктов и услуг. В-третьих, с помощью новых технологий учреждения смогли внедрить сложные системы и методы управления рисками и информацией [3, с. 98].
Еще одна причина введения инноваций — это изменения, с которыми многим банкам и финансовым учреждениям пришлось столкнуться. Интернет привел к резкому снижению затрат на обработку и передачу информации, на то, как банки и другие компании обслуживают своих клиентов, а также на продукты и услуги, которые они предлагают. Поэтому организации должны управляться должным образом, а сотрудники должны быть хорошо обучены, чтобы идти в ногу с темпами этой новой эры информационных технологий. Внедрение Интернета сблизило людей друг с другом, но, с другой стороны, в секторе финансовых услуг оно привело к дезинтермедиации. В течение многих лет банки, в частности, пользовались посредничеством между кредиторами и заемщиками. С течением времени и с изобретением новых технологий и систем посредничество уменьшилось. На рынке четко прослеживается дезинтермедиация, когда кредиторы обращаются напрямую к заемщикам, не появляясь на балансах банка. Поэтому для финансовых учреждений важно инвестировать в то, что называется «Интернет-стратегией». Билл Гейтс сказал, что банковское дело необходимо, а банки — нет. Это один из признаков угрозы для банков, поскольку многие компании могут легко и с меньшими затратами связаться со своими клиентами через онлайн-сервисы.
Рассмотрим важнейшие направления развития банковского бизнеса, которые на сегодня наиболее актуальны и определяют выбор информационно-технологических решений.
Во-первых, это возросшая конкуренция за клиентуру, особенно за качественного клиента. Необходимо, чтобы банк обладал достаточной информацией о рынках и клиентах, мог гибко и оперативно реагировать на запросы клиентов, прогнозировать меняющиеся потребности клиентуры.
Во-вторых, возрос интерес к системам, обеспечивающим комплексное управление рисками, и прежде всего кредитными.
В-третьих, внедрение современной корпоративной информационной системы, охватывающей все стороны деятельности крупной кредитной организации, т. е. банка.
В-четвертых, насущной является проблема стратегического управления и планирования. Последние нормативные документы и рекомендации Банка России о бизнес-планах кредитных организаций стимулируют банки к использованию современных информационных систем в сфере стратегического развития бизнеса [2, с. 78].
Первой и самой важной задачей информационных технологий (ИТ) среди прочих является достижение бизнес-целей. Любая деятельность в области ИТ лишь тогда имеет смысл, когда она направлена на получение конечного результата и связана со стратегией развития банка. При правильной организации управления кредитной организацией ИТ-менеджер должен принимать непосредственное участие в определении целей и выработке стратегии их достижения. В области ИТ средствами достижения являются ресурсы, их сбалансированность. Основные ресурсы ИТ — это технологии, информация, персонал, программно-техническое оснащение.
Литература:
- Гаврилов Л. П. Информационные технологии в коммерции: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2018. 47 c.
- Гусева Т. А., Жигирева Е. Г. Использованиe информационных технологий для повышения эффективности управления бизнес-процессами организации // Экономика и бизнес: теория и практика, 2019. № 3–1. С. 77–81.
- Зайцев Д. Р. Применение информационных технологий и систем для повышения эффективности управления организацией // Территория науки, 2015. № 2. С. 96–103.
- Маслов Н. С., Завиваев Н. С., Проскура Н. В., Кондратьева Н. Н. Развитие телекоммуникационных услуг как базис для перехода к цифровой экономике // Вестник НГИЭИ, 2018. № 12 (91). С. 87–96.