Анализ нормативных актов МВД и ФСИН России во многом отражает особенности и недостатки деятельности данных ведомств, проявляет все краеугольные проблемы и подводные камни. На наш взгляд процесс совершенствования нормотворческой деятельности во многом связан с процессом их подготовки и отлаженностью механизма их согласования.
Необходимо отметить, что порядок подготовки для всех актов правоохранительных органов установлен Правительством РФ [1]. Данный документ регламентирует общие требования, предъявляемые и к проектам правовых актов, и к процессу его подготовки. Так ст. 1 Правил устанавливает «…нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции» [2].
Отдельные вопросы регламентируются Инструкциями по делопроизводству (например: Типовая инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти [3] определяет единые правила создания правовых документов в федеральном органе исполнительной власти; Инструкция по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы № 463, определяет правила подготовки, обработки, хранения и использования образующихся в деятельности учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений документов).
Видеться необходимым провести анализ особенностей механизма подготовки и принятия нормативных актов указанных ведомств.
Как уже было указанно выше, право на издание нормативных актов имеют только первые лица указанных министерств и ведомств. Однако, исходя из ст. 11 Положения o МВД последнее «разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел; подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел…» [4]. Следовательно, прерогатива издания нормативных правовых актов МВД России принадлежит не только исключительно министру. Отдельные должностные лица в системе МВД России также обладают указанным правом. Исходя из нормы ст. 18 Положения «…руководит структурным подразделением МВД России начальник, который в соответствии с полномочиями, определенными в Регламенте, положении о структурном подразделении МВД России, а также на основании отдельных письменных поручений Министра (заместителей Министра): обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов, международных договоров, а также проектов международных актов, не являющихся международными договорами, и других документов МВД России по соответствующему направлению деятельности; обеспечивает рассмотрение поступивших в МВД России обращений, проектов актов, международных договоров, а также проектов международных актов, не являющихся международными договорами, и других документов, а также подготовку заключений на них.
Аналогичным образом выглядит ситуация с ФСИН России. Приказом ФСИН РФ от 19–05–2006 № 245 «Об утверждении регламента подготовки и принятия правовых актов ФСИН» установлено, что «…правовые акты издаются ФСИН России в пределах своей компетенции в виде приказа или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Подготовку и согласование проекта нормативного правового акта осуществляет уполномоченное структурное подразделение с привлечением при необходимости специалистов научных и иных организаций. Проекты нормативных правовых актов до их подписания подлежат обязательному согласованию с правовым управлением. Правовые акты ФСИН России подписываются директором (лицом, исполняющим его обязанности)…» [5].
Кроме того, в Правилах подготовки нормативных актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Правительством РФ, установлено, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Однако указанное ограничение касается не всех нормативных правовых актов, а лишь актов, подлежащих государственной регистрации, хотя в Правилах это прямо не закреплено.
Исходя из сказанного представляется возможным констатировать, что министр (директор) обладает общей компетенцией по изданию нормативных актов, которые относятся к ведению рассматриваемых ведомств. В отношении аналогичных правомочий заместителей министра (директора), руководителей подразделений МВД и ФСИН России существуют ограничительные условия:
Во-первых, изданные ими акты не могут носить межведомственного характера;
Во-вторых, отношения, регулируемые такого рода актами не должны выходить за рамки деятельности возглавляемых ими подразделений;
В-третьих, они не могут противоречить актам, изданным министром, а нормативные правовые акты руководителей подразделений — актам, изданным заместителями министра.
Еще одной особенностью ведомственного нормотворчества является плановая система подготовки нормативных актов. Основаниями для их создания являются Конституция РФ, указы Президента и распоряжения Правительства РФ, а также Планы работ анализируемых ведомств.
Несмотря на детальную регламентацию механизма подготовки ведомственных нормативно-правовых актов, думается есть необходимость внести ряд предложений по совершенствованию данного процесса.
Поскольку нормотворчество в правоохранительной сфере процесс динамичный все изменения в данной сфере связанны с изменениями государственной политики и экономики.
Кроме того, на сегодняшний день в правоохранительных органах принимается огромное количество локальные актов, что зачастую вызывает прямое либо косвенное противоречие организационно-распорядительных документов. В этой связи предлагаем уменьшить количество принимаемых актов, путем кодификации положений, приказов, распоряжений, уставов, регламентов и др. либо путем составления перечня заданий систематического исполнения.
Думается, будет положительный эффект от издания и закрепления на законодательном уровне унифицированного сборника нормативных актов правоохранительных органов, регулирующих правоотношения в рамках представленных федеральным законодательством полномочий.
Так же предлагаем, проводит системный анализ актов внутри каждого ведомства правоохранительной сфере, в целях исключения утративших силу и не соответствующих требованиям современного законодательства.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ, 18.08.1997. — № 33, ст. 3895.
2. Собрание законодательства РФ, 18.08.1997. — № 33, ст. 3895.
3. Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 4, ст. 305.
- Собрание законодательства РФ. 26.12.2016.№ 52 (Часть V), ст. 7614.
- Собрание законодательства Российской Федерации, 2006.№ 4. ст. 305.