Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием материалов В. Воскобовича | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.11.2020

Статья просмотрена: 428 раз

Библиографическое описание:

Лежанская, О. А. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием материалов В. Воскобовича / О. А. Лежанская, Е. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 424-425. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75579/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные эталоны, перцептивные действия, цвет, форма, размер.

Успех умственной, физической, эстетической деятельности во многом зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, от уровня его сенсорного развития в целом. Важность сенсорного развития в младшем дошкольном детстве обусловлена тем, что именно этот возраст является сензитивным для накопления представлений об окружающем мире. Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Умение младшего дошкольника исследовать свойства предметов, воспринимать их и накапливать чувственные впечатления играет определяющую роль для его дальнейшего развития.

В ходе сенсорного развития ребенок слышит, видит, осязает окружающее, а на основании этого воспринимает окружающую действительность, познает мир. В. Н. Аганесов определяет сенсорное развитие ребенка как развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. [1]. Основное содержание сенсорного развития в дошкольном возрасте составляет ознакомление с формой, величиной и цветом предметов. Именно от этих характеристик зависит формирование зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

А. Н. Леонтьев [3], С. Л. Рубенштейн [6] называют сенсорное развитие важным направлением дошкольной педагогики. Это обеспечивает умение видеть и целенаправленно воспринимать предметы, направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять существенные признаки предметов и явлений.

А. В. Запорожец [2] и Н. Н. Поддъяков [4] связывают сенсорное развитие с целенаправленным формированием у детей сенсорных способностей — ощущений, восприятий, представлений, планомерным ознакомлением ребенка с сенсорными эталонами- общепринятыми представлениями о цвете, форме и других свойствах вещей и выработкой у него перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений.

Понятие сенсорные эталоны предложено А. В. Запорожцем Сенсорные эталоны — это «определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей, которые получают определенное речевое обозначение» [2, 145]. Когда ребенок овладевает сенсорными эталонами, он может соотнести каждый воспринимаемый объект с этими эталонами и дать ему название. Поскольку сенсорные эталоны содержат наиболее существенные, главные качества объектов, они характеризуются обобщенностью. То есть, сенсорные эталоны являются общепринятыми образцами каждого вида свойств и отношений предметов, обобщенными сенсорными знаниями.

Если ребенок усвоил сенсорный эталон, то он может не только правильно назвать какое-то свойство, а имеет четкие представления о разновидностях каждого свойства и может пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств предметов в различных ситуациях (использует эти эталоны в качестве своеобразных единиц измерения при оценке свойств предметов и явлений).

Для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста эффективно использовать материалы В. Воскобовича. Формой реализации материалов В. В. Воскобовича является игра, которая «обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям» [5, 25].

Мы рекомендуем создать в группе развивающую сенсомоторную зону — Фиолетовый лес из подручных материалов- фанеры, ковролина, ткани, рисунков на стене. С использованием этой сенсомоторной зоны можно проводить с детьми организованную образовательную деятельность в виде игровых ситуаций- совместных игр детей и взрослых. В ходе этих игр взрослый должен выполнять роль сказочных персонажей, «живущих» в Фиолетовом лесу [7].

Для развития перцептивных действий по освоению сенсорных эталонов цвета и формы можно использовать игру «Волшебная восьмерка»: конструирование с одноцветными палочками; конструирование по словесной модели; мысленное создание словесных моделей цифр, без опоры на действие.

В доступном для детей месте можно разместить несколько игровых полей игры «Геоконт». Это фанерная дощечка с закрепленными пластмассовыми гвоздиками и разноцветными резинками. Натягивая резинки можно конструировать силуэты разного размера, формы, цвета (геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы и т. д.).

Игру «Геоконт» можно сопровождать методической сказкой «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава», понятной для детей младшего дошкольного возраста. После прослушивания сказки, детям будет интересно создать на дощечке паутинку паука Юка, Красного зверя, Желтую птицу, Голубую рыбу по схемам в книге.

Игра «2-х цветный квадрат Воскобовича» эффективна для формирования перцептивных действий по исследованию сенсорных эталонной цвета и формы. Квадрат состоит из 32 жестких треугольников, наклеенных с двух сторон на гибкую тканевую основу. Складывая квадрат по линиям сгиба в разных направлениях, можно создавать объемные и плоскостные фигуры.

Игра «Чудо-крестики» может эффективно использоваться в работе с детьми, имеющими разный уровень сенсорного развития. Если сенсорные эталоны формы и цвета еще не сформированы, то ребенку полезно собирать разрезанные фигуры в единое целое. Собрать дорожки, башни, драконов, человечков, солдатиков, насекомых по схемам в «Альбоме фигурок» могут дети, знающие форму и цвет.

Поскольку игры В. В. Воскобовича являются вариативными, в ходе одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на уровень его сенсорного развития. Например, в ходе игры «Чудо-соты» детям с низким уровнем сенсорного развития целесообразно складывать соты по цвету, количеству деталей, пространственному расположению на поле, по заданию взрослого, накладывая детали на схему (соотнося эталон) составлять фигуры, придумывать сюжет с помощью взрослого. Складывать соты в разных плоскостях, составлять фигуры, пользуясь схемами в масштабе 1: 1 и маленькими схемами полезно детям со средним уровнем сенсорного развития. Составление фигур по схемам — силуэтам (без прорисовки деталей сот), составление собственных фигур, придумывание историй по этим фигурам является достаточно сложным. Такие задания под силу детям с высоким уровнем сенсорного развития.

Таким образом, сенсорное развитие способствует накоплению у детей информации о внешнем мире, воспринятой через органы чувств и преобразованной в сенсорные эталоны. Наиболее важными для младших дошкольников являются сенсорные эталоны в области восприятия цвета, формы, величины. Для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста эффективно использовать материалы В. Воскобовича и их модификации.

Литература:

  1. Аганесов, В. Н Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аганесов. — М.: Просвещение, 2009. — 164 с.
  2. Запорожец, А. В., Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожкц. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144 с.
  3. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка // Л. М. Семенюк Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/ под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  4. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Н. Н. Поддьяков. — М.: Академия, 2005. — С. 73–99.
  5. Развивающие игры Воскобовича // Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. М.: СФЕРА, — 2015.
  6. Рубенштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн — Просвещение. Т. 2. — 1989. —322 с.
  7. Харько, Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников Сказки Фиолетового Леса (для детей 5–7 лет) / Т. Г. Харько. — СПб.: Детство-пресс, 2016. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие, ребенок, эталон, игра, младший дошкольный возраст, цвет, представление, сенсорное развитие детей, схема, Фиолетовый лес.


Ключевые слова

цвет, форма, размер, сенсорное развитие, сенсорные эталоны, перцептивные действия

Похожие статьи

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Особенности ориентировки в пространстве у слепых дошкольников

Полисенсорный подход в развитии пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Диагностика уровня активности головного мозга, источники и методы активации в нейропсихологическом подходе

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактические игры

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Основы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье автор устанавливает взаимосвязь поэтапного формирования восприятий и ощущений с основами психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра

Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Диагностика детей для улучшения коррекционной работы с учетом модальности

Похожие статьи

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Особенности ориентировки в пространстве у слепых дошкольников

Полисенсорный подход в развитии пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Диагностика уровня активности головного мозга, источники и методы активации в нейропсихологическом подходе

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактические игры

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Основы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье автор устанавливает взаимосвязь поэтапного формирования восприятий и ощущений с основами психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра

Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Диагностика детей для улучшения коррекционной работы с учетом модальности

Задать вопрос