В статье рассматриваются актуальные проблемы банкротства физических лиц.
Выбор темы, обусловлен тем, что на сегодняшний день число кредитных должников с каждым днем растет, население не справляется с кредитной нагрузкой, зарплаты не индексируются, основная продуктовая корзина, дорожает с каждым кварталом, люди загнаны в угол и порой не видят света в конце тоннеля. Психика расшатана до предела постоянными звонками коллекторов, жизнь в страхе того, что приставы опишут последний телевизор, теряет всякий смысл. И тогда в такой непростой, щекотливой ситуации, приходит на помощь банкротство физических лиц!
Процедура относительно новая, касаемо обычных граждан, не ведущих бизнеса и не имеющих своего ООО, но уже зарекомендовала себя как спасение для гражданина, честно зарабатывающего себе на хлеб.
Ключевые слова: арбитражный управляющий, Коммерсант, ЕФРСБ , физические лица, банкротство, финансовый управляющий, торги, конкурсная масса, требования кредиторов, собрание кредиторов, завершение процедуры, мировое соглашение, реструктуризация, процедура банкротства.
Жизнь непредсказуема. Сегодня ты можешь находиться на берегу океана и наслаждаться дуновением теплого ветра, но уже завтра беда может стоять на пороге твоего дома и вломиться в твою жизнь, не спрашивая у тебя разрешения, но подобного рода испытания появляются в жизни людей не просто так. Люди по-разному реагируют на трудности в их жизни. Кто-то опускает руки, а сильные люди смотрят на проблемы и трудности, как на возможность стать лучше и чему-то научиться. Философия таких людей заключается в том, что трудности и испытания, это подарок самой жизни, которая дает повод научиться чему-то новому и стать лучше. К таким испытаниям можно отнести трудное финансовое положение, в которое очень часто попадают люди, а помочь им выйти из него и сделать финансово грамотными может молодой, активно развивающийся институт несостоятельности (банкротства) граждан.
Вопрос о создании института банкротства физических лиц (граждан РФ) поднимался, еще несколько лет назад, а в 2008 году, с началом экономического кризиса, вопрос введения института банкротства в РФ начал набирать обороты.
В 2012 году началась разработка Закона «О банкротстве физических лиц», но только 29 декабря 2014 года президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный закон № 476 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ, которые в своей части регулируют реабилитационные процедуры в отношении физического лица — должника.
Введенный с 1-го октября 2015-го года закон «О банкротстве физических лиц» вызвал самые разносторонние толкования его использования — понимание варьирвалось, как от полного прощении долгов заемщику перед кредитором, так и об полной реализации всего имущества гражданина.
Основной целью закона является установление цивилизованного механизма разрешения конфликта между кредиторами (банки, МФО, расписка физ. лицу) и попавшими в трудную жизненную ситуацию должниками. Закон не является абсолютно новым,– его создали на основе, действующего с 2002-го года Федерального закона 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в который двумя следующими законами № 476-ФЗ от 29.12.2014 и № 154-ФЗ от 29.06.2015 были внесены корректировки и дополнения. Они дали практическую возможность применять процедуру банкротства к физическим лицам — российским гражданам.
Согласно положениям ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если гражданин имеет долговые обязательства в размере 500 тыс. рублей и не исполняет их в течении 3х месяцев, то гражданин-должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган имеет право обратиться в Арбитражный суд по месту жительства должника с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина. Если место жительства гражданина, или известно, но находится за пределами Российской Федерации, дело о банкротстве такого должника рассматривается арбитражным судом по последнему известному месту жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. К заявлению о признании гражданина банкротом также прикладываются документы, согласно ст. 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
По результатам рассмотрения заявления, суд выносит определение о:
- Признании обоснованным указанного заявления и введении реализации, реструктуризации долгов гражданина, либо мирового соглашения;
- Признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без движения;
- Признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
После того, как гражданина-должника признали банкротом, вводится процедура реализации имущества гражданина, за счет которой удовлетворяются требования кредиторов. Эта процедура гражданина вводится на срок не более шести месяцев. Также в соответствии с подп. 8 ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено, если он признан несостоятельным (банкротом), — до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения. Исходя из ст. 446 ГПК РФ на следующее имущество не может быть обращено взыскание, и оно также не может быть включено в конкурсную массу: жилое помещение, являющееся единственным жильем гражданина; земельный участок, на котором расположено единственное жилье, пригодное для проживания и т. д.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными.
Обязательным условием, является участие в деле о банкротстве арбитражного управляющего. По завершению процедуры, ему выплачивается фиксированное вознаграждение в размере 25 тысяч рублей за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве и 7 % полученные в результате реализации имущества. Сумма фиксированного вознаграждения выплачивается за счет средств гражданина-должника, так же финансовый управляющий имеет право на возмещение всех расходов, понесенных им при исполнении обязанностей, возложенных на него в деле о банкротстве.
Здесь и возникает одна из проблем института банкротства граждан и связана она с финансированием процедур банкротства. Гражданин-должник решается на банкротство, поскольку у него нет денег для удовлетворения требования своих кредиторов, но, когда дело доходит до подачи заявления, то перед ним встает трудность: нужно оплатить государственную пошлину в размере 300 рублей и внести на депозитный счет Арбитражного суда 25 000 рублей для вознаграждения финансового управляющего. Основной подвох состоит в том, что финансовые управляющие не хотят работать за 25 000 рублей и выставляют дополнительные счета на 100–150 тысяч рублей — это очень большая сумма для человека, который не может расплатиться по долгам. Многочисленные отказы саморегулирующих организаций в предоставлении кандидатур финансовых управляющий свидетельствует о том, что финансовым управляющим не интересны должники у которых нет средств на финансирование процедур. Получается так, что банкротиться могут, те граждане у которых есть деньги. Именно из-за дороговизны институт банкротства в нашей стране и не приобретает большую популярность. Хотя БФЛ — это очень полезный инструмент, для обретения свободной жизни без долгов! Проблему можно решить за счет введения упрощенной процедуры банкротства как минимум в отношении граждан, не имеющих имущества для реализации, а также установления дисквалификации для финансовых управляющих только за нарушения, повлекшие убытки кредиторов.
Вторая проблема заключается в том, что процедура признания гражданина несостоятельным (банкротом) очень сложна и без помощи профессионального юриста обычный человек ее не в состоянии в ней разобраться, а обращение к квалифицированному специалисту требует дополнительных затрат, что для человека с долгами не по силам.
Статистические данные, говорят о том, что как граждане, так и кредиторы не торопятся применить на практике новеллу российского законодательства- Банкротство физических лиц. На 15 декабря 2016 года только 0,3 % потенциальных банкротов, которые подпадают под действие закона, это приблизительно 1200 человек, добились освобождения от долгов. При этом в 70 % случаев инициаторами выступали кредиторы. Это может быть связано с недостаточной информированностью граждан по вопросам банкротства физических лиц, отсутствием сформированной правовой практики, а также недостаточной степенью законодательной проработанности данного вопроса. Срок признания банкротом может растянуться до трех лет, что характерно для реструктуризации долга должника. Поэтому до момента, когда он может быть признан банкротом, пройдет достаточно долгий срок.
Последствия признания гражданина банкротом следующие:
- В течение пяти лет с даты прекращения производства по делу о банкротстве гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.
- В течение следующих пяти лет гражданин не сможет повторно подать заявление о банкротстве.
- В течение трех лет с даты признания гражданина банкротом, он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Одной из новелл ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является статья 223.1, которая устанавливает возможность применения банкротства гражданина в случае его смерти или объявления его умершим. Дело о банкротстве гражданина может быть возбуждено после его смерти или объявления его умершим по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа, а также наследников гражданина, исполнителя завещания или нотариуса. Права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в случае его смерти (объявления его умершим) осуществляют наследники гражданина, а до их определения — исполнитель завещания или нотариус по месту открытия наследства.
Подводя итог можно сказать, что банкротство физических лиц (граждан) в Российской Федерации должно стать инструментом, который будет помощью в избавлении гражданина от долговых обязательств, а не его полного разорения, доведения до бессмысленного существования, доедая последний кусок хлеба, в страхе, что на горизонте уже виднеются судебные приставы, и также не обделит кредиторов, которые выставят должнику свои законные требования, об уплате долгов.
Литература:
- Законы и иные нормативные правовые акты
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. № 23. — 06.02.1996.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ //Российская газета. № 153–154. -12.08.1998.
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Российская газета. № 85–86. — 01–05.05.1999.
- Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Российская газета. 10 августа 2000 г. — № 153–154.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // Российская газета. 2001. — № 211–212.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // СЗ РФ. 2002. -№ 1 (ч. 1). — Ст. 1.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Ведомости СНД и ВС РФ. 11.03.1993.-№ 10. — ст. 357.
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета. 19 декабря 1995 г. — № 243.