В статье представлен опыт работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников ЦССВ, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.
Ключевые слова: дети с ТМНР, формирование навыков самообслуживания, элементарные бытовые навыки.
Основную группу воспитанников ЦССВ составляют дети, которые имеют тяжелые множественные нарушения развития. У этих детей отмечается умеренная или тяжелая умственная отсталость, которая может сочетаться с нарушениями сенсорной сферы, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, которые могут быть выражены в различной степени и сочетаться в различных вариантах.
Данная категория детей характеризуется грубыми нарушениями интеллектуальной деятельности, речи и коммуникации, сенсорной сферы, крупной и мелкой моторики, а также саморегуляции поведения и деятельности. в следствии этих нарушений у детей отмечается ограниченный жизненный опыт, отсутствуют мотивация и интерес к познанию окружающего мира.
Недостаток социального опыта, низкая подготовленность оказывает негативное влияние на адаптацию в новых условиях после выпуска из ЦССВ. Что проявляется в неумении устанавливать контакты как со сверстниками, так и с персоналом, в негативном отношении к трудовой деятельности, неумении себя вести в различных бытовых и жизненных ситуациях.
ЦССВ для воспитанников является основной моделью социального мира, и от построения воспитательного процесса, будет зависеть качество приобретения социального опыта детьми, основ взаимоотношений с окружающими людьми, а также навыков самообслуживания.
Деятельность воспитанников проявляется в различных видах трудовой деятельности, в освоении норм и правил поведения не только в ЦССВ, но и в общественных местах, а также в способности применять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Одной из основных целей воспитания и обучения детей с выраженными нарушениями развития в условиях ЦССВ, является формирование элементарных бытовых навыков и навыков самообслуживания. Учитывая беспомощность ребенка с выраженными нарушениями развития в быту, первоначально его необходимо обучить культурно-гигиеническим навыкам таким как, умывание, одевание и раздевание и т. д.
Формирование навыка умывания — длительный процесс, который состоит из ряда этапов.
- Необходимо приучить детей к воде, сначала к теплой, затем к холодной.
Для чего проводятся различные игры: «Искупаем куклу», «Запусти кораблик», «Достань со дна затонувшие предметы» и т. д.
- Проведение подготовительных упражнений.
Потирание сухих рук, имитация движений умывания, повторение действий за взрослым.
- Практические действия.
Ребенок выполняет практические действия: моет руки, умывает лицо. Сначала совместно со взрослым, затем по подражанию, и как итог самостоятельно.
Следующий навык, который необходимо сформировать у воспитанников с ТМНР — это умение самостоятельно одеваться.
При формировании навыка одевания необходимо обучить ребенка:
- Различению предметов одежды и обуви.
- Обучать одеваться и обуваться с помощью взрослого, постепенно переходя на самостоятельное выполнение этой работы. Различению правой и левой сторон обуви, определять изнаночную и лицевую стороны одежды.
- Учить складывать и убирать снятую одежду и обувь по местам.
- Учить застегивать и расстёгивать различные виды замков одежды (молнии, липучки, пуговицы). Шнуровать, завязывать и развязывать шнурки на обуви.
- Учить детей самостоятельно и последовательно одеваться, и обуваться, самостоятельно застегивать одежду и обувь. Приучать воспитанников следить за своим внешним видом (вся ли одежда застегнута и заправлена, следить за чистотой одежды и ее целостностью и т. д.)
В начале все действия по формированию навыка одевания и раздевания следует выполнять совместно со взрослым и постепенно приучать ребенка к самостоятельному выполнению всех действий. Тренировочные упражнения можно проводить как в процессе режимных моментов, так и на специально организованных занятиях с использованием специальных дидактических пособий.
Формирование элементарных бытовых навыков у детей с выраженными нарушениями интеллекта, важно для социальной адаптации в будущем. Маленькие дети с нормативным развитием часто пытаются помогать по дому родителям, повторяя за ними действия при уборке, приготовлении пищи и т. д. Детей же с нарушениями в интеллектуальном развитии необходимо специально обучать элементарным бытовым навыкам, используя для этого специальные приемы, методы и учитывая возможности детей с нарушениями развития.
Умение накрывать на стол — одно из наиболее простых для обучения навыков.
Для начала следует научить ребенка приносить посуду только для себя. Затем накрывать на стол для детей группы. Если ребенок не умеет считать, то как ориентир можно использовать количество стульев поставленных вокруг стола (напротив каждого стула ребенок должен поставить комплект посуды). Так же необходимо научить ребенка убирать посуду со стола после приема пищи, собрать использованные салфетки и выбросить их в мусорное ведро.
Когда воспитанник освоят элементарные бытовые навыки по накрыванию стола, можно научить их мыть посуду, складывать посуду по местам, знакомит с приготовлением простых блюд, таких как салаты, бутерброды, пицца, яичница и т. д.
Еще один бытовой навык, который необходимо сформировать у воспитанников — это навык поддержания жилища в порядке. Здесь необходимо научить воспитанников элементарным навыкам уборки помещения, уходу за своей одеждой и обувью.
Формирование навыка уборки помещения происходит в несколько этапов.
- В начале необходимо обучить воспитанников убирать свои вещи в шкаф, научить складывать одежду, вешать на вешалку. Убирать игрушки после игры, наводить порядок на своем рабочем месте после занятий. Учить убирать за собой кровать после сна.
Сначала дети выполняют эти действия совместно со взрослым, затем по подражанию действиям взрослого, далее можно использовать словесную инструкцию или использовать невербальные средства, и как итог ребенок должен выполнять действия самостоятельно.
- Затем следует научить ребенка вытирать пыль, подметать. Дать представления о пылесосе, научить им пользоваться под присмотром взрослого. Так же необходимо научить уходу за своей обувью. Приучить вытирать обувь после прогулки, дать представления о средствах для чистки обуви.
- Так же можно учить ребенка стирать свое белье, носовые платки. Начинать обучение стирки можно с проведения игры «постирай кукле платье» и т. д. Так же познакомит воспитанников с действием стиральной машины, учить помогать взрослому стирать вещи с помощью машинной стирки. Познакомит с утюжкой одежды, правилами безопасной работы с утюгом. Гладить одежду вместе со взрослым.
Для поддержания чистоты в группе, можно установить поочередное дежурство, в ходе которого воспитанники будут помогать санитаркам проводить уборку (протереть пыль, подмести пол, поливать цветы), приводить в порядок одежду и обувь (собрать белье для стирки, сложить одежду после глажки, убрать одежду на место, вытереть свою обувь после прогулки, сложить е на место), накрывать на стол, убирать свое рабочее место после занятия, сложить игрушки на место после игры и т. д.
Формируемые на специально организованных занятиях и входе режимных моментов первоначальные бытовые знания и навыки для эффективного усвоения нуждаются в многократном, регулярном и систематическом закреплении в повседневной деятельности.
После изучения определенной темы необходимо провести обещающее занятие.
уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации следует руководить детьми и следить, чтобы они правильно передавали последовательность действий.
Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.
На занятиях важно использовать небольшие по содержанию, интересные и доступные восприятию детей с отклонениями в интеллектуальном развитии произведения детской художественной литературы.
Таким образом, воспитательная работа представляет собой целенаправленную организацию деятельности воспитанников ЦССВ по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.
Литература:
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002–112с., илл.
- Мачихина В. Ф. Организационно — педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. — 1992. — № 4 — С.19