В статье рассматриваются теоретические вопросы организации и управления трудом
Ключевые слова: организация труда, управление трудом
Согласно статье 1 Трудового кодекса РФ одной из основных задач трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом [1].
Разработка положения о системе организации и управления трудом не входит в полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда [2]. Сложность разработки положения о системе организации и управления трудом обусловлена многообразием производственных процессов, самостоятельностью экономических, правовых исследований в области организации и управления трудом.
Фактуальный базис труда установлен Трудовым кодексом РФ и имеет следующее содержание: локальные нормативные правовые акты, штатная расстановка, коллективный договор, трудовой договор, режим рабочего времени, время отдыха, оплата и нормирование труда и т. д. Перечисленные институты Трудового кодекса РФ являются сложносоставными факторами труда, движущими силами, причинами труда. Факторы труда возникают в результате договорных отношений (волеизъявления) работников и работодателей, в результате социального партнерства. По типу различают факторы управления человеческим ресурсами и факторы управления производством. Полностью или частично выделенная группа факторов (фактуальный базис труда) может создавать угрозу безопасности труда, быть вредной и (или) опасной для здоровья работника.
Новеллой применения теории факторов для организации и управления трудом являются следующие положения: 1) переход от специальной оценки условий труда (оценки опасных и вредных производственных факторов) на рабочем месте к оценке фактуального базиса труда на рабочем месте; 2) переход от системы управления охраной труда к системе управления фактуальным базисом труда.
По смыслу действующего законодательства РФ об охране труда применение теории факторов возложено на работодателя. Так например, пунктом 4 Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. Приказом Минтруда России от 07.07.2015 N 439н) предусмотрена обязанность работодателя разработать положение о системе технического обслуживания и ремонта объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства [3]. В качестве прототипа положения о системе технического обслуживания и ремонта объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства рекомендуется работодателю избрать Правила техники безопасности при эксплуатации жилых и общественных зданий 1981 года [4]. В международно-правовом регулировании труда теория факторов применена в форме принципов национальной политики в области безопасности труда (см. статью 5 Конвенции N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.): «приспособление механизмов, оборудования, рабочего времени, организации труда и трудовых процессов к физическим и психическим свойствам трудящихся» [5]. Применять теорию факторов необходимо таким образом, чтобы фактуальный базис труда был приспособлен к физическим и психическим свойствам трудящихся.
Проиллюстрируем применение теории факторов картой оценки условий труда и вероятности наступления несчастного случая на рабочем месте с индивидуальным № NNN (Табл.1).
Таблица 1
Карта оценки условий труда и вероятности наступления несчастного случая на рабочем месте с инд. № NNN
Наименование фактора (движущей силы, причины труда) |
Класс условий труда по фактору |
Вероятность наступления несч. случая на рабочем месте по фактору |
|||||
опт. |
допустим. |
вредн./опасный |
часто (1 раз в месяц и чаще) |
редко (1 раз в квартал) |
очень редко (1 раз в 3 года) |
неправдоподобно (менее 1 раза в 3 года) |
|
Локальные нормативные правовые акты |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Штатная расстановка |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Коллективный договор |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Трудовой договор |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Режим рабочего времени |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Время отдыха |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Оплата и нормирование труда |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Гарантии и компенсации |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Внутренний трудовой распорядок |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Охрана труда |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Рекомендуется начинать проверку уровня организации и управления трудом в организациях жилищно-коммунального хозяйства с исследования главных факторов. Соответствие квалификации работников профессиональным стандартам профессии (должности) и наличие локального положения о системе технического обслуживания и ремонта объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает безопасность труда.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 24.07.2020) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»– Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
- Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. Приказом Минтруда России от 07.07.2015 N 439н) — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
- Правила техники безопасности при эксплуатации жилых и общественных зданий / МЖКХ РСФСР. — М.; Стройиздат, 1981. — 176 с.) — Режим доступа: https://pdf.standartgost.ru/catalog/Data2/1/4293795/4293795950.pdf, свободный.
- Конвенция N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.) — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.