В статье рассмотрена проблема логистики как фактора конкурентной устойчивости для торгово-производственных компаний. Даны определения конкурентной устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Проанализированы методы доставки товаров, оценены их преимущества и недостатки, оценены конкурентные преимущества для компании каждого из способов отправления грузов. Логистика является одним из факторов конкурентной устойчивости компании, роль логистической структурывобеспечении конкурентных преимуществ в настоящее время возрастает.
Ключевые слова: логистика, конкурентная устойчивость, конкурентное преимущество, конкурентоспособность, транспортировка, подход.
The article reviews the problem of logistics as a factor of competitive stability for trade and production companies. The article indicates definitions of competitive stability and competitiveness. Methods of delivery of goods, it’s advantages and disadvantages has been analysed, competitive advantages of each method of cargo dispatch have been assessed. Logistics is one of the factors of company’s competitive stability, nowadays the role of logistic structure in providing competitive advantages is increasing.
Keywords: logistics, competitive stability, competitive advantages, competitiveness, transportation, approach.
В современных условиях экономические отношения развиваются, поэтому конкуренция между различными компаниями усиливается. Конкурентная устойчивость торгово-производственных компаний рассматривается на уровне производимого товара, производителя, отрасли, региона и государства. Конкурентоспособность товаров напрямую зависит от различных факторов.
Конкурентоспособность определяется превосходством одной компании по сравнению с другими компаниями конкретной отрасли, либо выпускающих аналогичные товары, как внутри страны, так и за ее пределами.
Логистика играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности компании. Применение логистического подхода стало широко распространяться в рыночной экономике при формировании стратегии компании.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время конкурентная устойчивость предприятия во многом определяется тем, насколько эффективно в компании функционирует логистическая структура. Роль логистики в обеспечении конкурентных преимуществ сейчас возрастает за счет увеличения объемов производства, расширения национальных связей и глобальных экономических отношений, что влечет за собой особое внимание к развитию логистики с ее потенциалом по сокращению расходов в сфере рыночной деятельности и повышению результатов хозяйственной деятельности.
По общемировой практике заметно, что компании пользуются тремя методами доставления грузов. Для конкурентной устойчивости компании каждый из этих методов может оказаться преимущественным перед другим.
Для определения использования подхода к транспортировке своего груза компания изначально должна провести анализ загрузки своего товара, насколько его достаточно для того, чтобы определиться с одним из трех методов доставления грузов. Это и будет являться конкурентным преимуществом по сравнению с другими компаниями.
Первый подход — использование частной инфраструктуры. Он часто применим к предприятиям небольшого масштаба производства. Используя частного агента, они не тратят свое время на выстраивание логистической цепочки, тем самым давая возможность компании сфокусироваться на собственном производстве и реализации продукции, а также увеличивать свои производственные возможности. Нельзя сказать, что именно мелкие предприятия пользуются данным методом, крупные компании также прибегают к использованию данных услуг, однако часто у них в штате уже имеются собственные отделы по работе с логистикой.
Данный подход является конкурентным преимуществом перед другими компаниями только тогда, когда договорные отношения заключаются на самых выгодных условиях, и когда сам транспортный агент имеет большую долю на рынке или может себе позволить предоставить такой спектр услуг компании, которые не получат конкуренты. Но тут тоже очень важно понимать и свой потенциал, что значительно определит компанию как потенциально большого игрока в своей отрасли. Например, если компания производит небольшие товары в маленьком объеме, то ее транспортным агентом может быть только курьерские службы или почта. А если компания рассматривает себя как производственный цех и уверена, что при запуске своего производства будет настолько востребована потребителями, что сможет ориентироваться именно на те регионы, куда транспортный агент осуществляет доставку, то в этом случае логистический оператор будет серьёзно заинтересован в таком сотрудничестве и, конечно же, сможет предложить выгодные условия для обеих сторон.
Здесь также нужно отметить, что, сотрудничая с транспортной компанией, не исключается и то, что с ее стороны она будет просматривать конкурентов в данной отрасли, чтобы понимать насколько компания масштабна, потому сотрудничая с небольшим предприятием, логистическая компания попросту теряет большого игрока, поэтому здесь очень важна договорная составляющая. Даже при увеличении своих производственных мощностей необходимо демонстрировать свою конкурентоспособность, а тесное сотрудничество в сфере доставки грузов только увеличит потенциал обхвата большой доли рынка.
Именно поэтому при организации собственного производства и наличии перспективы реализации востребованного товара для потребителя логистика является ключевым фактором конкурентной устойчивости предприятия, а для этого поначалу будет применяться первый подход.
Второй подход — использование собственной инфраструктуры. Данный метод предполагает, что компании с большими производственными возможностями зачастую создают внутри компании логистический отдел, который полностью сфокусирован на транспортировке грузов собственного производства. Им становится невыгодно переплачивать частному агенту за транспортировку, тем самым упуская комиссионную выгоду, которая иногда может быть заложена в тариф. С помощью своих сил компания теперь может быть не обременена какими-либо обязательствами или условиями с транспортным агентом, а совершать самостоятельную деятельность по доставке. Главным конкурентным преимуществом данного подхода перед другими компаниями может быть то, что доставка теперь не ограничена именно одним конкретным регионом, а может распространяться и на другие рынки. А иногда компании используют свои транспортные мощности для перевозки грузов конкурентов, тем самым демонстрируя свое лидерство в отрасли. Компания-конкурент конечно же не получит условия или тарифы, имеющиеся компании-перевозчика (в данном случае, по совместительству, у производственной компании), однако даст недостающую загрузку для фур на новые регионы, где имеется спрос на собственную продукцию, однако не настолько большой, чтобы отправлять свои фуры полупустыми.
Данный метод позволяет хорошо заработать компании только при тех случаях, когда организация логистического отдела настолько эффективна, что загрузка товаров как в одну сторону, так и в обратную сторону равнозначна, это является большим конкурентным преимуществом торгово-производственных компаний.
Третий подход — это использование транспортной платформы. Данный подход как конкурентное преимущество был сформирован относительно недавно. В эпоху высоких технологий и доступа к интернету возможность автоматизации всех процессов, как производственных, так и логистических, становится реальностью. Именно поэтому были созданы транспортные платформы, которые только недавно были созданы.
Транспортная платформа — это единая база с большим количеством транспортных компаний, которые предоставляют свои услуги за транспортировку грузов из одной точки в другую. В ней также зарегистрированы компании, которые пользуются данным сервисом в целях предоставления самих грузов.
Теперь компании-производителю не нужно тратить большое количество времени для заключения контрактов с разными транспортными компаниями для отправки своего груза. Платформа позволяет напрямую свести нужную транспортную компанию с отправителем через систему прямого общения. Клиент может выставить как свои условия для отправки груза в назначенный пункт назначения, так и ознакомиться с компаниями, которые предоставляют похожий спектр услуг. Главное конкурентное преимущество состоит в том, что клиент получает конкурентные цены на транспортировку груза, так как за его транспортировку могут бороться сразу несколько транспортных компаний, давая низкую ставку за перевозку. Нет необходимости заключать соглашение за перевозку со всеми отдельно, достаточно согласовать его только с платформой. А она в свою очередь перед предоставлением доступа транспортной компании к платформе, заключает договор с ними. Данная модель очень эффективна, потому что позволяет получать больше предложений и более низкую цену по рынку.
Однако не все участники платформы действуют добросовестно, и для того, чтобы не платить комиссию платформе, они договариваются лично и таким способом осуществляют доставку грузов. Иногда данную платформу логистические операторы используют для увеличения своей клиентской базы, а потом просто перестают с ней сотрудничать. Компания не хочет переплачивать платформе за использование ее сервисов, если клиенты уже нашлись, даже если через платформу. Но как раз именно платформа дает гарантии исполнения обязательств с обеих сторон (заказчика и исполнителя), а также предоставляет возможность оставить комментарий об исполнителе для будущих клиентов, что конечно же невозможно будет сделать при сотрудничестве напрямую, здесь компания остается наедине с поставщиком и не застрахована от недобросовестного исполнения своих обязательств со стороны транспортной компании, только если какие-либо пункты не прописаны в договоре.
Этот подход будет являться конкурентным преимуществом только в том случае, когда торгово-производственная компания находится на своей начальной стадии развития и ей нужны выгодные контракты на доставку своего груза. Здесь она застрахована от рисков, потому что именно платформа берет на себя все бюрократические и спорные моменты для их решения, тем самым закрывая всю транспортную составляющую для компании.
Приведенные три метода бесспорно имеют как преимущества, так и недостатки, для конкурентной устойчивости торгово-производственных компаний. Данные преимущества и недостатки представлены в таблице.
Таблица 1
Преимущества и недостатки методов доставки грузов производственно-торговых компаний
Факторы |
Масштаб торгово-производственных компаний |
Преимущества |
Недостатки |
Предоставление услуг по транспортировке груза |
Мелкий, средний и большой |
— Концентрация на собственное производство. |
— Ограниченное поле доставки (зависит только от транспортной компании). |
Собственный логистический отдел |
Большой |
— Собственная доставка, без ограничений; — дополнительный заработок при транспортировке сторонних грузов. |
— При неэффективном отделе данное направление может оказаться не рентабельным, а иногда даже и убыточным. |
Транспортные платформы |
Мелкий, средний и большой |
— Концентрация на собственное производство; — автоматизация логистики в одной системе; — компания застрахована от недобросовестного осуществления логистических услуг, и при несоблюдении со стороны исполнителя возложенных на него обязанностей заказчик получает компенсацию в короткий срок без надобности подачи заявления в суд. |
— Данное нововведение в логистике внедрено недавно, может быть несовершенно, могут появляться системные ошибки могут. |
Подводя итог, можно уверенно сказать, что за технологиями, а в данном случае за третьим методом организации логистики, стоит конкурентное преимущество для торгово-производственных компаний. Все недостатки в скором времени на практике могут быть отработаны и устранены, а транспортные компании, работающие лично с заказчиком, со временем уйдут также на технологические решения, а именно на платформу, чтобы увеличивать количество заказчиков и повышать свой рейтинг за счет обратной связи со стороны других клиентов, которые оставляют комментарии по исполнению своих заказов.
В настоящее время важно видеть выгоду в инновационных решениях, так как упуская это, в дальнейшем можно начать значительно отставать. Именно поэтому компания перед определением своего транспортного агента или создания транспортной инфраструктуры, должна руководствоваться тенденциями рынка и обращаться к организациям, осуществляющим транспортировку грузов с индивидуальным подходом, для получения более выгодных условий. Именно с таким подходом можно предопределить логистику как факторконкурентной устойчивости торгово-производственных компаний.
Литература:
1) Габбасова В.В, Дробина Е. А. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия. — Молодой учёный № 15, 2016
2) Горборуков В. Б. Транспортная логистика. Правила профессионалов / В. Б. Горборуков. — М.: Издательские решения, 2018. — 240 с.
3) Дорофеев А. Н. Эффективное управление автоперевозками / А. Н. Дорофеев. — М.: Дашков и К, 2018. — 192 с.
4) Йерун Питер ван Ден Берг. Склад как конкурентное преимущество. Что делать, чтобы стать лучшим / Йерун Питер ван Ден Берг. — М.: Axelot, 2020. — 336 с.
5) Логистика как инструмент достижения конкурентного преимущества предприятия торговли [Электронный ресурс] / Блог о логистике. — 2020. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.galaxylogistics.ru/analitika/logistika-kak-instrument-dostizheniya-konkurentnogo-preimuschestva-predpriyatiya-torgovli.html/amp
6) Муравьева Е. В. Управление конкурентной средой / Е. В. Муравьева. –
7) Печаткина Е. Ю., Третьяков В. И. Логистическое обеспечение конкурентных преимуществ предприятия. — Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2015
8) Роль логистики на современном предприятии [Электронный ресурс] / Решения для логистики. — 2020. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.axelot.ru/knowhow/press/detail_34130/
9) Сергеев В. И. Управление цепями поставок / В. И. Сергеев. — М.: Юрайт, 2015. — 480 с.
10) Сысолятин А. В. Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ. — Наука, техника и образование 2015
11) Факторы конкурентного преимущества [Электронный ресурс] / Энциклопедия маркетинга. — 1998–2020. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/factors.htm