Рекомендации по организации наставничества в образовательной организации для успешной адаптации молодого педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.11.2020

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Жукова, Ю. Ю. Рекомендации по организации наставничества в образовательной организации для успешной адаптации молодого педагога / Ю. Ю. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 414-415. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75610/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье описаны трудности, с которыми приходится сталкиваться молодому педагогу на пути становления профессии, а также даны рекомендации по организации работы педагога-наставника с молодым педагогом для улучшения процесса адаптации. Данная статься будет полезна молодым педагогам, педагогам-наставникам, а также руководителям образовательных организаций.

Ключевые слова: молодой педагог, адаптационны период, педагог-наставник, профессионализм.

The article describes the difficulties that a young teacher has to face on the way to becoming a profession, and also provides recommendations for organizing the work of a teacher-mentor with a young teacher to improve the adaptation process. This article will be useful for young teachers, teachers-mentors, as well as heads of educational organizations.

Keywords: young teacher, adaptation period, teacher-mentor, professionalism.

Молодой педагог, который только начинает свою педагогическую деятельность, чаще всего теряется в образовательном пространстве, профессиональной деятельности и окружающей его среде. В первый год работы молодые специалисты потрясены окружающей их профессиональной реальностью, особенностью организации жизни в работе.

Адаптационный период является важнейшим этапом в профессиональном становлении молодых педагогов, так как именно он влияет на дальнейшую судьбу и будущую карьеру человека. Этот период может укрепить веру в себя, свои силы, а может, наоборот, стать источником разочарования и неверия в себя.

Продолжить путь к освоению педагогической профессии могут помешать следующие проблемы:

− отсутствие педагогического и житейского опыта;

− слабая методическая подготовка;

− недостаточное владение методами и приемами обучения;

− оформление документации;

− налаживание отношений с педагогами коллектива;

− контакты с учащимися и их родителями;

− осуществление классного руководства;

− специфика классно-урочной системы;

− ежедневная подготовка к урокам, занятиям;

− вопросы дисциплины и порядка на уроке;

− учебная нагрузка (она либо недостаточная, либо слишком большая для начинающего педагога);

− невысокая зарплата, отсутствие жилья, недостаточная юридическая поддержка и т. п.

Справиться в одиночку с этими проблемами молодой специалист не в силах, поэтому помощь наставника ему будет необходима. Наставники способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.

Для того чтобы убедить новичка в правильности выбора его профессии, педагогу-наставнику следует придерживаться некоторых рекомендаций:

 необходимо грамотно организовать работу с молодыми педагогами, то есть разработать адаптационную программу профессионального становления молодого специалиста, целью которой будет являться создание пространства, в котором специалист смог бы себя реализовать;

 оказывать постоянную методическую помощь в профессиональном становлении молодого педагога в любое, даже внерабочее время;

 с первых дней работы познакомить начинающего педагога с педагогическим коллективом и разъяснить ему права и рабочие обязанности, определить рабочее место, ознакомить с условиями работы, с требованиями организации учебного процесса, системой отчетности в учебном заведении, ознакомиться с его социально-бытовыми проблемами, поставить его в позицию равноправного члена коллектива;

 помочь молодому педагогу в создании своего портфолио, в котором будут содержаться все необходимые для работы материалы: нормативные документы, рабочие программы, материалы семинаров, вебинаров, памятки начинающему педагогу, дидактические материалы, его достижения и т. д.;

 оказать содействие во вступлении в профессиональные сообщества, которые позволяют постоянно расти и развиваться.

Процесс становления молодого педагога в профессию является сложным и долговременным. Начинающий специалист нуждается в умелом научно-методическом сопровождении. Но нельзя забывать и о благоприятных условиях, влияющих на успешность процесса адаптации:

 благоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива;

 внимание к нуждам и проблемам молодого специалиста;

 разработка системы стимулирования начинающего педагога с целью закрепления его в образовательной организации.

Личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно. Здесь важны доброжелательность, терпение, эмпатия, тактичность, способность к созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста. Целенаправленная работа наставника с молодым учителем поможет его своевременной адаптации в профессии, позволит преодолевать трудности и стать настоящим профессионалом своего дела.

Литература:

  1. Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление [Текст] материалы II межрегиональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 09 апреля 2015 года. — Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2015–136 с.
  2. Щипунова, Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Н. Н. Щипунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 845–847. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26995/ (дата обращения: 20.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): молодой педагог, молодой специалист, начинающий педагог, педагогический коллектив, профессиональное становление.


Ключевые слова

профессионализм, молодой педагог, адаптационны период, педагог-наставник

Похожие статьи

К вопросу об актуальности выбора профессии педагога: нехватка молодых специалистов в сельской местности в сфере образования

В данной статье автор поднимает вопросы, связанные с актуальностью выбора профессии педагога, а также перечисляет причины, в результате которых, возникает нехватка молодых специалистов, как в сельской местности, так и в целом. Рассматриваются федерал...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников

В настоящей статье автор рассматривает понятие «учебная мотивация младших школьников», а также предлагает собственное определение указанного термина. В ходе исследования были выявлены условия, которые могут способствовать формированию учебной мотивац...

Работа педагога-психолога с одаренными студентами в учреждении СПО

В данной статье обозначены основные направления работы с одаренными студентами в учреждениях профессионального образования. В настоящее время являются очень актуальными проблемы выявления, диагностики, корректировки обучения и развития одаренных обуч...

Система оценивания образовательных результатов учащихся начальной школы

Статья посвящена вопросам системы оценивания образовательных результатов учащихся начальной школы. Авторы рассматривают методы и формы оценивания, а также выделяют преимущества и недостатки существующей системы. В завершение предлагаются рекомендации...

Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе

Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...

Похожие статьи

К вопросу об актуальности выбора профессии педагога: нехватка молодых специалистов в сельской местности в сфере образования

В данной статье автор поднимает вопросы, связанные с актуальностью выбора профессии педагога, а также перечисляет причины, в результате которых, возникает нехватка молодых специалистов, как в сельской местности, так и в целом. Рассматриваются федерал...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников

В настоящей статье автор рассматривает понятие «учебная мотивация младших школьников», а также предлагает собственное определение указанного термина. В ходе исследования были выявлены условия, которые могут способствовать формированию учебной мотивац...

Работа педагога-психолога с одаренными студентами в учреждении СПО

В данной статье обозначены основные направления работы с одаренными студентами в учреждениях профессионального образования. В настоящее время являются очень актуальными проблемы выявления, диагностики, корректировки обучения и развития одаренных обуч...

Система оценивания образовательных результатов учащихся начальной школы

Статья посвящена вопросам системы оценивания образовательных результатов учащихся начальной школы. Авторы рассматривают методы и формы оценивания, а также выделяют преимущества и недостатки существующей системы. В завершение предлагаются рекомендации...

Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе

Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...

Задать вопрос