В статье приведены данные обследования состояния импрессивной стороны речи младших школьников (9–10 лет) с умственной отсталостью легкой и умеренной степени выраженности. У 50 % обследуемых уровень развития импрессивной стороны речи ниже среднего, у 23 % низкий уровень, 15 % показали средний уровень и лишь 12 % уровень состояния импрессивной речи выше среднего. Высокий уровень развития импрессивной речи не выявлено ни у одного обучающегося из данной выборки. В исследовании была использована методика Е. С. Зайцевой, В. К. Шептуновой «Тестовая методика обследования импрессивной речи детей». Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ полученных сведений, метод математической обработки результатов. Также в данной статье рассматривается сравнение состояния импрессивной речи младших школьников с умственной отсталостью, обучающихся с первого класса в коррекционной школе, и младших школьников с умственной отсталостью, которые два года обучались в общеобразовательной школе без адаптированной программы обучения, которые показали результаты ниже своих сверстников. Исходя из результатов обследования, в статье рассматриваются основные пробелы в состоянии импрессивной стороны речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и направления коррекционной работы, которым необходимо уделить особое внимание.
Ключевые слова: умственная отсталость, импрессивная речь, младшие школьники, логопедическая работа, коррекционная работа.
The article presents data from the survey of the state of the impressive side of speech of younger schoolchildren (9–10 years old) with mild and moderate mental retardation. In 50 % of the subjects, the level of development of the impressive side of speech is below average, 23 % have a low level, 15 % showed an average level, and only 12 % of the state of impressive speech is above average. A high level of development of impressive speech was not found in any of the students from this sample. The study used the method of E. S. Zaitseva, V. K. Sheptunova «Test survey methodology the impressive speech of children». Research methods: observation, comparison, analysis of the obtained data, method of mathematical processing of results. Also in this article as compared to the impressive speech of younger students with mental retardation, students with first class in remedial school, and younger students with mental retardation, who for two years studied in secondary school without a specially designed training programme, which showed the results below their peers. Based on the results of the survey, the article examines the main gaps in the state of the impressive side of speech of younger schoolchildren with intellectual disabilities and the areas of correctional work that need to be paid special attention.
Keyword: mental retardation, impressive speech, primary school children, speech therapy, correctional work.
Актуальность. Импрессивная речь является одним из главных условий речевого развития и одной из основ формирования коммуникативных навыков. На данный момент особенности речевого развития детей с умственной отсталостью хорошо изучены. Однако проблема изучения особенностей логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи у школьников с нарушением интеллекта остается без должного научного внимания. Очень мало специализированной логопедической литературы об особенностях и коррекции импрессивной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Это и вызывает необходимость проведения исследования младших школьников с умственной отсталостью с целью определения нарушений в импрессивной речи и выявления особенностей и направлений логопедической работы по преодолению данных нарушений.
Главные задачи исследования:
- Выявить уровень развития импрессивной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Сравнить состояние импрессивной речи младших школьников с умственной отсталостью, обучающихся с первого класса в коррекционной школе, и младших школьников с умственной отсталостью, которые два года обучались в общеобразовательной школе без адаптированной программы обучения.
- Определить основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с умственной отсталостью по преодолению нарушений состояния импрессивной речи.
Объект исследования: импрессивная сторона речи школьников с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: особенности импрессивной стороны речи у младших школьников с нарушением интеллекта легкой и умеренной степени.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены особенности развития импрессивной речи младших школьников с умственной отсталостью и разработаны рекомендации обучающего процесса по преодолению нарушений импрессивной стороны речи.
Нарушением речи умственно отсталых школьников занимались исследователи: Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, Г. А. Каше, Е. Ф. Соботович, Д. И. Орлова, Р. И. Лалаева и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40–60 % детей [5].
По МКБ-10 умственная отсталость характеризуется состоянием задержанного или неполного умственного развития, которое отличается прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т. е. познавательных способностей, моторики, языка, социальной дееспособности) [6].
Умственная отсталость легкой степени (F70) характеризуется состоянием IQ 50–69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9–12 лет) Умственная отсталость умеренной степени (F71) характеризуется состоянием IQ, которое колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6–9 лет). [6].
Известно, что уровни речевого развития у детей с разной степенью умственной отсталости существенно различаются. Но все же, границы между степенью умственной отсталости не четкие, размытые, поэтому часто степень нарушения стоит под вопросом. Недостаточность в интеллектуальном развитии отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Однако отсутствует явная, непосредственная корреляция между уровнем развития речи и степенью снижения интеллекта. И стоит отметить, что среди детей с умственной отсталостью в легкой степени встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, так и с более высоким уровнем речевого развития.
М. А. Поваляева дает краткое и понятное определение импрессивной (сенсорной) речи как восприятие и понимание речи. В коре головного мозга зона сенсорной речи локализуется в верхней височной извилине, называемая зоной Вернике [4].
А. Р. Лурия, рассматривая механизмы расстройства импрессивной речи, выделяет нарушения фонематического слуха. У детей с умственной отсталостью фонематический строй, как правило, к школьному периоду не сформирован. Дети улавливают лишь интонацию, а смысл речи их не интересует. Умственно отсталые дети обычно даже не реагируют на простые команды, но все же постепенно овладевают элементарным речевым общением [3].
Г. В. Гуревич, Л. З. Давидович предложили рассматривать уровень понимания речи как компонент сенсорного недоразвития, который присутствует у всех детей в разной степени [1]. С целью изучения состояния импрессивной речи младших школьников с умственной отсталостью нами было проведено специальное исследование, в котором принимали участие дети третьих классов с интеллектуальной недостаточностью легкой и умеренной степени выраженности (которые учатся в третьих классах по одной программе) в возрасте 9–10 лет.
Обследование проводилось с 11 по 20 октября 2020 года на базе ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании принимали участие 26 школьников, среди которых было 15 мальчиков и 11 девочек. По данным логопеда у детей сформулировано заключение: «Системное нарушение речи», осложненное дизартрией, сенсорно-моторной и моторной алалией. Следует отметить, что 7 детей из данной выборки два года учились в массовой школе.
В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, сравнение, анализ полученных сведений, метод математической обработки результатов. Метод наблюдения был использован для изучения категории детей, а также для контроля их поведения, динамики работы с конкретным ребенком. Метод сравнения использовался для выявления сходств и различий между детьми с различной степенью умственной отсталости посредством обследования и работы с ними. Анализ полученных сведений позволил установить те или иные нарушения, тяжесть этих нарушений, область коррекции и оказания помощи воспитанникам. С помощью метода математической обработки результатов были подсчитаны средние значения по каждой методике, обозначено процентное соотношение.
В исследовании была использована методика Е. С. Зайцевой, В. К. Шептуновой«Тестовая методика обследования импрессивной речи детей» [2]. Цель методики — выявить состояние импрессивной речи детей, возможные нарушения импрессивной речи. Данная методика включала в себя 5 блоков. По каждому блоку определялись баллы (от 0 до 3 баллов).
Первый блок — пассивный словарь, включающий серию заданий направленных на: точность понимания значения слов; знание предметов, действий, частей тела; узнавание предметов по их назначению.
Второй блок — словоизменение, включающий серию заданий направленных на: дифференциацию единственного и множественного числа существительных; дифференциацию предложно-падежных конструкций.
Третий блок — словообразование, включающий серию заданий направленных на: дифференциацию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; дифференциацию существительных с суффиксом –инк; дифференциацию глаголов с различными приставками.
Четвертый блок — понимание словосочетаний и предложений, включающий серию заданий, направленных на понимание словосочетаний; понимание простых предложений; понимание сложно-подчиненных предложений и сложных лексико-грамматических конструкций; понимание вопросительных предложений.
Пятый блок — понимание связной речи.
По окончании исследования был подсчитан уровень развития импрессивной речи младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости:
Высокий уровень (14–15 баллов) — ребенок понимает инструкцию с первого раза, проявляет интерес и активность к заданиям.
Выше среднего (11–13 баллов) — выполнение задания с помощью незначительных подсказок, дети проявляют интерес, активность в общении, выполняют более 70 % заданий.
Средний уровень (9–10 баллов) — понимание инструкции при 2–3 повторениях, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, выполняет более 50 % заданий.
Ниже среднего (6–8 баллов) — ребенок не проявляет активности и инициативности при общении, интерес к заданию не проявляется, ребенок невнимателен, инструкцию понимает частично, ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, наводящих вопросов, подсказок.
Низкий уровень (< 6 баллов) — ребенок не может реализовать поставленную задачу или отказ от ее выполнения, в целом задания выполняются неверно или выполняется 1–2 задания, понимание речи носит ситуативных характер, отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов.
Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в утренние часы. Детям предъявлялись краткие, понятные инструкции: «Покажи, где часы», «Кто варит?», «Где собака хозяина?» и т. д.
По результатам обследования был составлен протокол.
Таблица 1
Протокол результатов диагностики импрессивной стороны речи у младших школьников с легкой и средней степенью умственной отсталости
№ |
Возраст |
Объем словаря. Пассивный словарь |
Словоизменение |
Словообразование |
Понимание словосочетаний и предложений |
Понимание связной речи |
Общая сумма баллов |
Уровень развития импрессивной речи |
1 |
9 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
ниже среднего |
2 |
9 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
4 |
низкий |
3 |
9 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
ниже среднего |
4 |
9 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
10 |
средний |
5 |
9 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
ниже среднего |
6 |
10 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
средний |
7 |
9 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
ниже среднего |
8 |
9 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
ниже среднего |
9 |
9 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
12 |
выше среднего |
10 |
9 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
ниже среднего |
11 |
10 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
низкий |
12 |
10 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
13 |
выше среднего |
13 |
10 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
средний |
14 |
10 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
ниже среднего |
15 |
10 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
ниже среднего |
16 |
10 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
ниже среднего |
17 |
10 |
3 |
1 |
0 |
1 |
0 |
5 |
низкий |
18 |
9 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
ниже среднего |
19 |
9 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
низкий |
20 |
9 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
низкий |
21 |
9 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
средний |
22 |
9 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
ниже среднего |
23 |
9 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
ниже среднего |
24 |
9 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
низкий |
25 |
10 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
выше среднего |
26 |
9 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
ниже среднего |
Среднее значение |
2,62 |
1,31 |
1 |
1,69 |
1,15 |
7,77 |
ниже среднего |
В соответствии с полученными в данной выборке детей результатами необходимо отметить, что среднегрупповой уровень развития импрессивной стороны речи соответствует уровню ниже среднего. Однако не у всех младших школьников импрессивная речь сформирована на уровне ниже среднего (см.рис.1).
Рис. 1. Уровень сформированности импрессивной речи у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости
Исходя из рисунка 1, 50 % детей показали уровень развития импрессивной речи ниже среднего. Для 23 % обучающихся характерен низкий уровень, 15 % показали средний уровень и только 12 % детей продемонстрировали уровень сформированности импрессивной речи выше среднего. Высокий уровень импрессивной речи не показал ни один человек из выборки. К тому же 7 детей из данной выборки, которые обучались изначально в массовой школе, и как выяснилось, без адаптированной образовательной программы (АОП), показали результаты хуже, чем те дети, которые с первого класса учились в коррекционной школе по специальной программе.
Младшие школьники, пришедшие из общеобразовательной школы, не проявляли никакого интереса к заданиям, часто отвлекались. Низкий уровень сформированности импрессивной речи показали именно такие дети, а часть из них продемонстрировала уровень ниже среднего. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей, пришедших из массовых школ в специализированную школу, гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Педагоги признаются, что они начали работу с воспитанниками, пришедшими из массовых школ, с нуля. Школьники не умеют писать, читать, понимают речь на ситуативном уровне, очень замкнуты и не адаптированы в обществе, на уроках не проявляют никакой активности. С такими детьми ведется большая работа по устранению замкнутости, зажатости, так как в массовых школах дети были «изгоями» и им тяжело приходилось там обучаться.
В результате обследования удалось установить, что дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени имеют нарушения в импрессивной речи. Особенно это проявляется в понимании сложноподчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций, где дети делают максимальное количество ошибок. Также дети плохо дифференцируют предложно-падежные конструкции, затрудняются в понимании сложных предлогов, дифференциации глаголов с различными приставками, связной речи.
Стоит отметить, что пассивный словарь у младших школьников с интеллектуальными нарушениями сформирован, дети легко выполняют инструкции взрослого, но затрудняются в усвоении трехсложных инструкций. У детей сформирован навык словообразования, они понимают словосочетания и простые, вопросительные предложения.
Проводя обследование младших школьников с умственной отсталостью, было замечено, что дети теряются, когда им предъявляют сразу более 3 картинок. Следует учитывать этот факт при коррекционной работе и предъявлять ребенку не более трех картинок, которые должны быть не слишком яркие и не отвлекать внимание ребенка на второстепенные вещи.
Практически все дети из выборки не справились с заданиями на определение предлогов. Следует обратить внимание на тот факт, что при коррекционной работе с младшими школьника с нарушением интеллекта не стоит работать над сложными предлогами, такими как «из-за», из-под». Лучше постоянно закреплять навык понимания простых и распространенных в речи предлогов (на, под, в, над, у и др.).
Тяжело детям дается понимание глаголов с различными приставками, на что важно уделить особое внимание при коррекционной работе. Понимание детьми таких словосочетаний как: «Дочка мамы», «Мама дочки» не вызвает у детей затруднений. А вот сложноподчинённые предложения и сложные лексико-грамматические конструкции как: «Петю догоняет Миша. Кто бежит первым?» даются детям с большим трудом. Это объясняется тем, что ведущим нарушением учащихся с умственной отсталостью является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс коррекционной работы направлен, в первую очередь, на формирование мыслительных операций.
Таким образом, анализ обследования импрессивной речи младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости показал уровень развития импрессивной речи ниже среднего. Проводя коррекционную работу по преодолению нарушений импрессивной стороны речи у школьников с интеллектуальными нарушениями, следует уделить особое внимание лексико-грамматической стороне речи, пониманию сложноподчиненных предложений, трехступенчатых инструкций, дифференциации сложных предлогов, пониманию приставочных глаголов. Отдельная работа должна проводиться с детьми по формированию понимания связной речи как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой детей.
Литература:
- Гуровец, Г. В. К вопросу изучения болезни Дауна / Г. В. Гуровец, Л. З. Давидович // Дефектология. — 1999. — № 6. — С. 27–35. — Текст: непосредственный.
- Зайцева, Е. С. Тестовая методика обследования речи детей: учеб. пособие / Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 72 с. — Текст: непосредственный.
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — 6-е изд. / А. Р. Лурия. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 300 с. — Текст: непосредственный.
- Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с. — Текст: непосредственный.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. — Текст: непосредственный.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств: МКБ-10 / УСД-10: Клинич. описания и указания по диагностике / ВОЗ; Пер. на рус. яз. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. — СПб.: Оверлайд, 1994. — 303 с. — Текст: электронный. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001710752 (дата обращения: 22.11.2020).