В статье рассматривается сущность понятия «трудовой потенциал», проанализированы основные компоненты трудового потенциала.
Ключевые слова: трудовой потенциал, компоненты трудового потенциала, трудовая деятельность, работник, способности.
На сегодняшний день мнения, существующие в отношении смысла и содержания трудового потенциала, различаются довольно значительно, что приводит к трудностям в понимании внутреннего содержания. Конкретного определения термина «трудовой потенциал» в настоящее время нет. Выработка и внедрение подходящей для практической деятельности формулировки трудового потенциала затрудняется из-за существования в научных и учебных трудах большого количества его описаний. Приведем некоторые из них:
Трудовой потенциал работника — совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда [3, с. 60].
Трудовой потенциал — степень возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических, социально-демографических, квалификационных и личностных особенностей, а также возможностей их развития в процессе трудовой деятельности [7, с. 2].
Трудовой потенциал является одним из основных компонентов социально-экономического развития и определяется как имеющиеся и предвидимые в будущем возможные количество и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники, и который определяется численностью трудоспособного населения и его профессионально-образовательным уровнем [8, с. 104].
Многие авторы придерживаются мнения, что трудовой потенциал представляется неразрывно связанной характеристикой всех способностей работника к труду, представляя собой максимально допустимую степень вероятного участия работника в производстве. При этом необходимо выделить критерий, который бы конкретно указывал на годность и применимость того или иного определения трудового потенциала в части его теоретической состоятельности и законченности. Заключается он в присутствии в описании трудового потенциала представления о нем как о совокупности явных и скрытых способностей человека к выполнению труда в определенной сфере человеческой жизнедеятельности. Такое присутствие должно быть обязательным, что опять же следует из содержательной трактовки понятия «потенциал» [6, с. 6].
Выделяют следующие компоненты в системе трудового потенциала предприятия:
– кадровый;
– профессиональный;
– квалификационный;
– организационный.
Кадровый элемент содержит: профессиональные знания, навыки и умения, а также познавательные способности.
Профессиональный элемент связан с развитием содержания труда под воздействием научно-технического прогресса, который влияет на возникновение новых и постепенное исчезновение, устаревание профессий, усложнение трудовых процессов.
Квалификационный элемент устанавливается на основании качественных изменений в трудовом потенциале, таких как рост знаний, навыков и умений. Прежде всего, данный элемент отражает изменение в личностной составляющей.
Организационный элемент состоит из высокой организации и культуры труда и находит проявление в четкости и согласованности трудовых усилий и полной мере удовлетворенности сотрудников своим трудом. Организационная составляющая во многом определяет эффективность функционирования трудового коллектива как системы в целом и каждого работника в отдельности и с этих позиций непосредственно связана с эффективным использованием трудового потенциала [1, с. 230].
Существует также другой состав системы трудового потенциала работника с выделением ее основных компонентов, представленный на рисунке 1 [13, С. 60].
Рис. 1. Составляющие компоненты системы трудового потенциала
Трудовой потенциал персонала не является постоянным значением, он может обновляться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере усвоения новых знаний, укрепления здоровья, улучшения условий труда. Но они могут снижаться при ужесточении режима работы, ухудшении здоровья и т. п. [3, с. 60].
Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов [4, с. 18].
Показатели, характеризующие компоненты трудового потенциала, по мнению Б. М. Генкина, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели, характеризующие компоненты трудового потенциала
Данные показатели могут касаться как отдельного человека, так и коллектива, в том числе к персоналу организации и населению страны в целом [2, С. 95].
Анализируя различные точки зрения исследователей относительно структуры трудового потенциала, можно выделить два основных подхода:
- Классический подход, основанный на очевидных и скорее формальных показателях качества трудового потенциала (внешних по отношению к личности работника).
- Подход в контексте структуры человеческого потенциала, где определяющее влияние на формирование и развитие трудового потенциала имеют личностно-психологические характеристики работника.
При исследовании структуры трудового потенциала работника Н. И. Шаталова выделяет нижеуказанные компоненты:
– психофизиологические компоненты — это те характеристики, которые заложены в каждом человеке изначально (пол, возраст, здоровье и т. п.);
– ценностно-ориентационные компоненты — это уровень, в соответствии с которым человек устанавливает смысловые ориентации, проводит оценку разнообразным явлениям и процессам, а также принимает необходимые решения;
– нормативно-ролевые компоненты — направлены на освоение сотрудником социальных ролей и норм, которые необходимы для реализации трудовых функций;
– адаптационные компоненты — это средства, с помощью которых работник вливается в коллективную среду, приспосабливается и улучшает ее.
– статусные компоненты — это результирующая система, итог освоения нормативной системы и ценностных ориентаций, развития работника. Сюда относятся образование, квалификация, занимаемая должность и т. д. [5, с. 97].
Трудовой потенциал имеет множество характеристик, которые можно объединить в те или иные группы. Д. Б. Штрикова выделяет четыре группы качественных характеристик:
– группа функциональных характеристик личности;
– группа личностно-психологических характеристик;
– группа психофизиологических характеристик индивида;
– группа характеристик, касающихся целей и стремлений личности к профессиональному развитию [9, с. 507].
Компоненты трудового потенциала, являясь независимыми переменными, складываются в сложную систему. Помещение трудового потенциала в определенную структуру вовсе не означает, что он заключен в жесткие рамки. Его компоненты очень подвижны, и для них характерны постоянные изменения.
Литература:
- Гелета И. В. Формирование и развитие трудового потенциала на предприятии / И. В. Гелета // Актуальные вопросы экономических наук. — 2012. — № 1. — С. 228–232.
- Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М.: НОРМА, 2007. — 448 с.
- Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 695 с.
- Маслова В. М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 492 с.
- Потуданская В. Ф. Оценка трудового потенциала персонала предприятия / В. Ф. Потуданская // Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2011. — № 4. — С. 96–101.
- Радько С. Г. Понятийно-терминологические особенности понимания категории «трудовой потенциал» / С. Г. Радько // Human progress. — 2020. — № 6. — С. 1–13.
- Судакова Е. С. Взаимосвязь развития трудового потенциала персонала и эффективности организации / Е. С. Судакова // Науковедение. — 2014. — № 3. — С. 1–14.
- Шайкин Д. Н. Модель развития трудового потенциала / Д. Н. Шайкин // Экономика и управление. — 2007. — № 16. — С. 104–106.
- Штрикова Д. Б. Трудовой потенциал работника как фактор микроэкономического развития / Д. Б. Штрикова // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2010. — № 137. — С. 500–509.