Встатье говорится о роли средств искусства в развитии творческих способностей дошкольников, о необходимости проведения интегрированных занятий на основе взаимодействия разных видов искусства.
Ключевые слова: творчество, развитие творческих способностей, дошкольники старшего возраста, интеграция средств различных видов искусства, полихудожественный подход.
The article discusses the role of art in the development of creative abilities of preschool children, the need for integrated classes based on the interaction of different types of art.
Keywords: творчество, развитие творческих способностей, дошкольники старшего возраста, интеграция средств различных видов искусства, полихудожественный подход.
Одной из важнейших проблем в современном образовании является формирование творческой личности дошкольника. Современному обществу необходимы творческие люди, нестандартно решающие социально -экономические, культурно-просветительские задачи, быстро адаптирующиеся в информационном мире.
Развитие творческих способностей дошкольников является актуальной темой и в исследованиях ученых, педагогов — практиков, работающих в дошкольных учреждениях. Перед современными педагогами стоит задача — воспитание в детях творческой инициативы и поиск лично-ориентированных подходов, нетрадиционных подходов взаимодействия с детьми для формирования творческого Человека, креативной личности.
Дошкольное детство — сензитивный период для формирования творческих способностей, творческой деятельности. По мнению Л. С. Выготского, творчество и творческая деятельность — это основа детского развития.
Самые первые творческие опыты ребенка характеризуют как «наивная креативность». Дошкольники естественно и спонтанно самовыражается на фоне отсутствия стереотипов, которое ближе к «биологии», чем к культуре человека. Но ребёнок растёт и развивается. Дошкольник накапливает сенсорный, жизненный и художественный опыт. «Культурная креативность» приходит на смену «наивной креативности». Эта смена становится одним из условий становления формирования у детей устойчивой мотивации к творчеству. [4, с. 13].
Искусство является одним из факторов мотивации к развитию и раскрытию творческих способностей детей. Искусство развивает человека, а также влияет на его духовный мир. Оно способствует развитию творческих способностей, формирует нравственные принципы, оказывает на становление личности ребёнка.
По мнению многих отечественных ученых (Ю. С. Борев, М. М. Бахтин, А. В. Запорожец, М. С. Каган, В. И. Лубовский, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, В. З. Кантор и др.) составляющие образовательного процесса не могут выполнять функции становления творческой личности, если в его систему не будет входить общение с разными видами искусства. Что же понимаем под определением «искусство»?
Искусство — это форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств, которыми являются звук, пластика тела, рисунок, слова, цвета, свет, природный материал и т. д. Особенностью творческого процесса в искусстве является нерасчленность его субъективно-объективной обусловленности. Возникая как результат творчества человека, произведение искусства в своем бытии обретает надличностный характер. Свойства содержания и формы произведения искусства, способ его восприятия не только свидетельствуют о психическом своеобразии и развитии человека, но и дают характеристику его переживаниям, направленности мышления, воображения, фантазии, творчества.
Рассмотрим определение понятия «творчество».
Творчество — процесс деятельности, создающий новые духовные и материальные ценности или создание нового. Понятие «творчество» тесно связано с понятием «творческая деятельность». «Творческая деятельность» — это деятельность человека, в результате которой создаётся нечто — то новое, относящееся к предмету внешнего мира, построение мышления, ведущее к новым знаниям об окружающем.
Можно сделать вывод, что итог творческой деятельности — это новые образы, действия.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу развития творческих способностей дошкольников, мы пришли к выводу о том, что на развитие творческих способностей дошкольников влияют природные задатки, индивидуальные особенности личности, окружающая среда, характер и структура деятельности.
Творческая деятельность ребенка начинается с формирования у него культуры восприятия и понимания различных видов искусства. Любое искусство, по мысли В. В. Медушевского, включает в себя эмоционально-выразительное начало [2, с.42].
Поэтому, необходимо развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость на явления искусства, создавать условия для того, чтобы дошкольник почувствовал выразительность цвета, линии, формы в живописи, интонации, мелодии, тембра и др. в музыке, слова в литературе. Иначе «человек, который смотрит и не видит, слушает и не слышит, который, по выражению древнего философа, «присутствуя — отсутствует», не сможет успешно заниматься художественным творчеством» [3, с.40.]
На основе педагогического наблюдения и результатов мониторинга развития творческих способностей дошкольников, нами был выявлен низкий уровень их развития. Нам необходимо было определить продуктивные решения этой проблемы.
Проведение интегрированных занятий, с учетом возрастных особенностей дошкольников, на основе взаимодействия средств искусства, интегрированной художественной деятельности показали стабильно высокие результаты в развитии творческих способностей дошкольников.
Единая художественная природа всех искусств равнозначна полихудожественной природе ребёнка. Понятие «полихудожественность» связана с интеграцией различных видов искусств и разными типами художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Профессором Б. Юсовым полихудожественный подход определён как «интегрированное взаимодействие различных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества».
Интеграция рассматривается в педагогической науке как одна из сторон процесса развития, которая объединяет в целое части или элементы.
По мнению Л. Н. Муна синтез искусств выполняет системообразующую для художественного образования роль, создавать «креативную движущую силу процесса обучения» [3, с. 3]
Таким образом, мы рассматриваем интеграцию средств разных видов искусств как наиболее продуктивную форму развития творческих способностей дошкольников, ведущую к росту информационной ёмкости знания.
Интеграция проявляется в комплексном воздействии образовательных компонентов на непосредственно образовательной деятельности и обеспечивает качественный результат обучения и воспитания. Взаимосвязь различных видов искусства помогает дошкольнику освоить художественно — образную выразительность языка каждого отдельного его вида, приобщает к художественной культуре.
Интеграция рассматривается нами как процесс объединения средств разных видов искусства для создания целостного художественного образа: в музыке — ритм, интонация и т. д.; в живописи — цвет, форма, рисунок, аппликация, композиция и т. д.; в литературе- слово, эпитеты, сравнения и т. д.
Процесс взаимодействия искусств проявляется в общей композиции, в развитии синтетических искусств, во взаимоотношениях искусства с другими явлениями культуры, в использовании отдельных видов искусства выразительных средств, художественного языка других искусств.
Интегрированные занятия в дошкольном образовательном учреждении с использованием взаимодействия средств искусства дают возможность дошкольнику познать красоту окружающего мира, усиливают образную выразительность создаваемого им произведения. В процессе развития творческих способностей дети знакомятся с произведениями искусства, учатся воспринимать их во взаимосвязи друг с другом, а затем применять их в творческой деятельности.
На интегрированных занятиях дошкольники накапливают слуховые и визуальные впечатления через прослушивание классической̆ музыки разных стилей̆ и жанров, ознакомление с литературными произведениями, просмотр репродукций картин известных художников, художественной̆ фотографии, произведений народного искусства и т. д.
При проектировании интегрированных занятий мы учитывали тематический принцип планирования деятельности; определяли цели и задачи занятия с учетом актуальной и ближайшей зоны развития; определяли образовательные области, интеграция которых способствовала созданию у дошкольника целостного представления об объекте изучения; анализировали и отбирали соответствующее содержание, которое необходимо для развития творческих способностей ребенка; использовали интегрированные виды художественной деятельности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что результатом развития творческих способностей средствами искусства, можно считать, формирование умения использования их в творческой деятельности, возможности самореализации, раскрытия творческого потенциала, обогащение общего и художественного развития дошкольников. Взаимодействие средств искусства, полихудожественный подход, проведение интегрированных занятий является стимулом развития творческих способностей дошкольников.
Литература:
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Редакция журнала «Искусство в школе»,1995. — 144 с.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.:Композитор, 1993. — 262 с.
- Мун Л. Н. Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. М., 2009. 54 с.
- Юркевич В. С. О «наивной и культурной» креативности / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: 1997. С.127–142.