Статья посвящена гражданской правосубъектности военных организаций. Правосубъектность раскрывает, в каком качестве, в какой роли в правоотношениях фигурирует данный субъект. В статье указывается на то, что военная организация как особое общественное образование характеризуется рядом специфических, уникальных в своём роде признаков, от них и зависят особенности гражданской правосубъектности военных организаций. Делается акцент на том, что государство — основной представитель публичной власти в настоящее время, причём функционирование военных организаций связано напрямую с конкретной совокупностью внешних и внутренних функций государства. На практике одной из основных задач государства является законное обеспечение внутренней безопасности, и военные организации должны быть в состоянии в соответствии с законом, требованиями и в соответствии с условиями современности исполнить данную функцию.
Ключевые слова: правосубъектность, гражданская правосубъектность, военные организации, гражданские правоотношения, гражданское право.
Прежде чем рассматривать особенности гражданской правосубъектности военных организаций, следует вкратце отметить, что юридическое лицо обладает гражданской правосубъектностью, и эта правосубъектность заметно отличается от правосубъектности иных участников гражданских правоотношений. Следует подчеркнуть, что у юридического лица правоспособность и дееспособность фактически идентичны; правоспособность и дееспособность возникают одновременно, с момента государственной регистрации юридического лица [3].
Правосубъектность — это не только конкретное признание лица субъектом права, это понятие раскрывает и то, в каком качестве, в какой роли в правоотношениях фигурирует данный субъект, и характерно то, что само по себе наделение лица гражданской правосубъектностью в значительной, даже решающей, мере определяет роль, в которую впоследствии вступают обладатели гражданской правосубъектности [4].
Определенные сложности и разночтения при анализе категории «правосубъектность» возникают и поныне в связи с тем, что законодатель не использует данное понятие в нормативных правовых актах. Бесспорно, назрела необходимость введения легального определения этого термина, определения его юридического содержания.
Независимо от методологического характера, вопросы понятия и сущности правосубъектности привлекали внимание многих исследователей- юристов. Прежде всего, они касались сущности и содержания данного правового явления.
К слову, разрешению проблемы правосубъектности, по нашему мнению, способствует точка зрения тех цивилистов, которые не сводят понятие правосубъектности к понятию правоспособности или право дееспособности. Сказанное позволяет утверждать, что правосубъектность — это юридическая способность быть субъектом правовых отношений, общая предпосылка к правообладанию. Правосубъектность носит абстрактный характер, поскольку это обобщенная возможность правообладания, которая не может быть представлена в виде набора или комплекса отдельных субъективных прав. Гражданская правосубъектность — это признаваемая в равной степени за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность правообладания, абстрактный характер которой как раз и проявляется в её обобщающей характеристике [4].
Следовательно, правосубъектность юридически фиксирует границы правовых способностей лица, в то же время, выступая в качестве общей предпосылки участия лиц в определённых правоотношениях. Как социально- юридическое свойство лица правосубъектность состоит в нормативном признании за ним возможности участия в правоотношениях в роли как носителя прав, так и обязанностей.
Анализируя подробно специфику гражданской правосубъектности военных организаций, которая и обуславливает участие военных организаций в имущественном обороте в современных условиях, немаловажно отметить, что государство — основной представитель функционирующей публичной власти, а текущее функционирование военных организаций характеризуется конкретной совокупностью внешних и внутренних функций государства. На практике одной из основных задач государства является качественное, законное обеспечение внутренней безопасности в стране, и военные организации должны быть в состоянии в соответствии с законом исполнить данную функцию.
В процессе реформирования Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований четко прослеживается необходимость сопоставить организационно-правовую форму и публично-правовое содержание военных организаций. Такое представляется возможным при помощи функциональной характеристики и закрепления правовой природы следующим образом: «Военная организация есть самостоятельная публично-правовая и административно-хозяйственная единица, созданная управомоченным государственным органом в форме государственного (федерального) казенного военного учреждения для реализации основных направлений деятельности государства в сфере обороны, национальной безопасности. Под военными организациями понимаются центральные и региональные органы военного управления, объединения, соединения и воинские части, организации, учреждения, военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба».
Более того, следует подчеркнуть, что военная организация как особое общественное образование характеризуется рядом специфических, уникальных в своём роде признаков, ввиду их наличия такие организации — это участники военно- административных отношений, являющихся, по сути своей, специальными [5].
Особенности гражданской правосубъектности военных организаций связаны с тем, что такие организации — это боевые подразделения, которые являются тактически и административно-хозяйственно самостоятельными организационными единицами в Вооруженных Силах РФ. Гражданскую правосубъектность военных организаций можно определить непосредственно как социально-экономическую возможность (и право) организации быть участником гражданских правоотношений.
Военные организации, как характеризующиеся гражданской правосубъектностью лица, выступают, по факту, на равных началах с прочими субъектами гражданского права в современном гражданском обороте, но особо следует выделить ценную социально-правовую возможность (обеспеченную государством соответствующими юридическими, материальными гарантиями) являться участником гражданских правоотношений, иметь дееспособность, правоспособность и, кроме того, деликтоспособность [3].
Основанием договорной ответственности военной организации является ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства, которые возникли из договора, и наступление негативных последствий в виде лишения субъективных прав, либо возложение дополнительных обязанностей. Особенности такой ответственности состоят в том, что военные организации отвечают по обязательствам своими денежными средствами. В случае недостаточности денежных средств на собственных счетах, то по обязательствам отвечает собственник имущества, то есть государство в лице государственного органа исполнительной власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. URL: https://base.garant.ru/ 10103000 (дата обращения: 07.04.2020).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения: 07.04.2020).
- Могилевский Г. А. Гражданская правосубъектность военных организаций: актуальные вопросы правоприменения. Новосибирск: НГТУ, 2015. 288 с.
- Стратейчук Л. З. К вопросу об особенностях гражданско-правового статуса воинских подразделений как юридических лиц. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2017. 190 с.
- Якунин Д. С. Понятие и содержание гражданской правосубъектности военных организаций. М.: Международный юридический институт, 2017. 225 с.