В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.
Ключевые слова: ребенок, младший школьный возраст, нарушения интеллекта.
Многие ученые-исследователи на протяжении нескольких веков изучали вопросы о том, почему человек действует агрессивно и враждебно, исследовали природу агрессии и вражды, разрабатывали меры для предотвращения деструктивного поведения.
Причины возникновения феномена агрессивного поведения, способы и формы проявления исследуют сегодня различные науки: психология, социология, этнография, этология, генетика, антропология и др. Разные исследователи по-разному трактуют понятие «агрессия», поэтому ее следует считать сложным психологическим феноменом с неоднозначной природой [2; 5; 16; 17; 19]. В наше время понятие агрессии зачастую носит отрицательный оттенок — в результате агрессии подразумевают повреждения и разрушения.
Ключевыми причинами агрессивного поведения в младшем школьном возрасте считаются проблемы, возникающие при взаимоотношении со сверстниками, а также неудовлетворенная потребность во внимании и признании. По мнению отечественных исследователей Л. С. Славина и В. С. Мухиной, одной из ключевых причин проявления агрессии у ребенка младшего школьного возраста является именно неудовлетворенность в признании со стороны сверстников [13]. Ребенок, отвергнутый сверстниками, чаще сталкивается с психическими расстройствами и отклонениями в поведении. А в случае благоприятных, добрых отношений со сверстниками у младшего школьника зарождается чувство общности с ними, то есть он психологически привязывается к группе.
Отчуждение взрослого может стать причиной возникновения у ребенка таких отрицательных качеств, как замкнутость, агрессия, ложь, лесть [3]. Агрессивные дети, в отличие от спокойных, чаще попадают в конфликтные ситуации, выступая их затейниками, проявляют жестокость, отсутствие эмпатии, а для достижения своей цели могут прибегнуть к манипуляциям со взрослыми, в том числе с родителями. Как правило, с такими детьми родители не могут справиться [18].
Агрессивный ребенок считает других детей противниками, конкурентами, мешающим препятствием, которое необходимо обязательно устранить. Если другой ребенок мешает достижению его целей, то он для него становится настоящим врагом [15].
А. К. Осницкий, исследуя проявление агрессии у детей, говорит о ее взаимосвязи с условиями социализации и условиями воспитания ребенка [14]. Для одного ребенка имеет значение только физическое оскорбление, для другого — лишение личной вещи, для третьего — оскорбительные слова.
Исследователи Е. О. Смирнова, М. И. Лисина и А. М. Захаров акцентировали внимание на социальных факторах, в том числе на роли семьи. Семья считается ключевым социальным источником возникновения агрессивности, поскольку именно в рамках семьи ребенок сталкивается с первичной социализацией, первым взаимодействием с другими людьми, выстраиванием с ними взаимоотношений. Приобретаемые формы поведения и отношений закрепляются у него на всю жизнь [11].
При систематическом проявлении к ребенку физической или вербальной агрессии со стороны родителей возрастает вероятность возникновения у ребенка защитных агрессивных черт. Эти черты могут проявляться в конфликтном характере ребенка, в проявлении в жизни агрессивной модели поведения (ребенок может драться, кричать на уроках, спорить и т. д.) [10].
Материнскую депривацию также можно рассматривать в качестве фактора возникновения агрессивного поведения у ребенка.
Многие исследователи в качестве одной из ключевых причин возникновения агрессии считают гиперопеку и гипоопеку. Американские исследователи говорят о двух основных факторах, способствующих развитию агрессивного поведения ребенка: о снисходительности и строгости наказания. Наименее агрессивными будут те дети, которые не подвергались к крайним проявлениям снисходительности и наказания со стороны родителей [6].
На сегодняшний день очень мало исследований, посвященных изучению детской агрессии в дизонтогенезе. Гораздо реже авторы выбирают предметом своего исследования эмоционально-волевую сферу особого ребенка, нежели нейротипичного. В отечественной науке проблемами развития эмоционально-волевой сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями занимались такие ученые, как Е. Н. Васильева, С. Д. Забрамная, Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Е. А. Медведева, М. С. Певзнер и др. [4; 12].
Дети младшего школьного возраста, не имеющие отклонений в развитии, часто испытывают трудности в формировании эмоционально-волевой сферы, так как, во-первых, в этом возрасте дети еще плохо дифференцируют эмоции (как свои, так и чужие). Во-вторых, любая неблагоприятная социальная ситуация развития осложняет становление стабильной эмоциональной сферы, приводит к развитию тревожности, импульсивности, агрессивности и т. п. [1]. Тем более это выражено в развитии особого ребенка, в том числе и с интеллектуальными проблемами. Детям младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта гораздо сложнее понимать эмоции других людей, распознавать свои собственные чувства. Также многие ученые отмечают, что дети с интеллектуальными особенностями довольно часто сталкиваются с депривацией родительской любви, недоброжелательным отношением со стороны матери и т. п. Все это осложняет формирование эмоциональной стабильности ребенка с нарушениями интеллекта.
Детям присуще конфликтность или трудности, возникающие при решении конфликтных ситуаций. Поведение детей с интеллектуальными нарушениями развития отличается конфликтностью, непосредственностью и агрессивностью [8].
Среди специфически важных отличий агрессии детей с нарушениями интеллекта И. К. Йокубаускайте говорит о:
1) ригидности возникающих аффективных состояний, которые долго длятся, и их сложно остановить;
2) повышенной ситуативной зависимости агрессии;
3) преобладании физических форм агрессии над вербальными, так как ребенок с интеллектуальными нарушениями часто не способен выразить свои чувства словесно [7].
Многие исследователи подчеркивают, что детям с нарушениями интеллекта очень присущи агрессивные реакции в разных ситуациях [9]. Причем, часто это агрессия носит деструктивный характер.
Таким образом, можно подытожить, что для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта характерна повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий коммуникации и взаимодействия, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушении преобладающего тона настроения, сложности различения и характеристик эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств определения эмоций и низкая степень содержательной стороны их изображения.
Литература:
- Белопольская Н. Л. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская, Н. П. Клейменова // Дефектология. 2011. № 2. С. 36–43.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. 512 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 352 с.
- Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. 176 с.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь справочник. М.: АСТ, 2004. 576 с.
- Жамалетдинова Г. Р. Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. № 42 (176). С. 111–113.
- Йокубаускайте И. К. Субъектно-деятельностный подход в изучении особенностей поведения детей с ЗПР //Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 7 / Мордов, гос. пед. инт-т; под ред. И. В. Чумаковой, Е. А. Шиловой. Саранск, 2004. С.79–86.
- Козлова С. А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников // Современное дошкольное образование. 2008. № 1. С. 62–65.
- Кондратьева С. Ю. Развитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития / С. Ю. Кондратьева, Г. Д. Никандрова // Дошкольная педагогика. 2015. № 1. С. 43–45.
- Куркина В. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста как вариант копинг-стратегии на совладание с психотравмирующей ситуацией / В. В. Куркина, А. Н. Артемов. // Молодой ученый. 2016. № 18 (122). С. 189–193.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
- Медведева Е. А. Методологические основы становления личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта культуры и художественной деятельности: Монография. М.: Перо, 2019.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 1999. 456 с.
- Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 61–68.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Наука, 2005. 254 с.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социализация агрессии // Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. С. 36–43.
- Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 81–88.
- Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков и условия его коррекции. М.: Педагогика, 2006. 214 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2006. — 635 с.