В статье рассматриваются вопросы реализации Президентом РФ права вето как формы участия в законодательном процессе. Затрагиваются проблемы использования Президентом РФ возможности отклонения федерального закона. Излагаются способы устранения правовой неопределенности в осуществлении Президентом РФ права отлагательного вето.
Президент РФ занимает важное место в системе органов государственной власти РФ, выступает как гарант Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Для реализации указанной цели Президент РФ может использовать конституционный механизм отклонения федерального закона.
В доктрине конституционного права ученые неоднократно затрагивали проблему реализации вето Президента РФ. Профессор Ю. А. Тихомиров определяет возможность реализации права вето Президентом РФ как систему правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного анализа правового материала и текста закона. [1, с. 1] Право вето Президента РФ является конституционным средством проверки закона, принятого Парламентом РФ, а также является одной из форм участия главы государства в законодательном процессе РФ. А. А. Котенков считает, что наделение Президента РФ возможностью возвращать принятые законы без рассмотрения, если он полагает, что при их принятии были нарушены процедурные правила, базируется на том, что Президент РФ, будучи гарантом Конституции РФ не должен мириться с тем, что парламентарии нарушают установленные правила принятия закона. [2, с. 1] Однако, в практической деятельности Президента РФ существуют определенные конституционные проблемы реализации данного права Президента РФ. Важно отметить, что право вето Президента возможно только в правовом демократическом государстве при наличии системы сдержек и противовесов. Юридическое оформление права отклонения Президентом РФ федеральных законов закреплено в ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Глава государства может воспользоваться правом отклонить закон в течение 14 дней, с момента поступления для подписания и обнародования Президентом РФ. [3, с. 2] Однако, в законодательстве РФ не предусмотрена форма правового документа, которым Президент РФ может отклонить федеральный закон. Правовая неопределенность использования Президентом РФ права отклонить закон может возникнуть при реализации такого конституционного полномочия, поскольку юридически не указаны мотивы и основания отклонения федерального закона главой государства. Следует отметить, что конституционные нормы не содержат перечня обстоятельств, при наличии которых Президент может применять право вето. [4, c. 2]
Следует отметить, конституционный срок использования права отлагательного вето Президента РФ составляет 14 дней с момента поступления федерального закона. Однако, в Конституции РФ не дается разъяснений относительно возможности продления срока отклонения федерального закона в случае отрешения Президента от должности, в порядке, установленном ст. 93 Конституции РФ. Нерешенным остается вопрос об использовании права отклонения федерального закона Председателем Правительства РФ, который будет временно исполнять обязанности Президента РФ, в случае невозможности главы государства, осуществлять полномочия, предусмотренные основным законом РФ. Как следует из юридического анализа ст. 107 Конституции РФ, указанные пробелы создают правовую неопределенность реализации в законодательном процессе РФ права вето Президента РФ. Также, одной из новелл Конституция РФ предусматривает возможность Президента РФ обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности федерального закона. Данный конституционный механизм носит превентивный характер, и используется в целях недопущения принятия федерального закона, противоречащего основному закону страны. На время рассмотрения запроса, поступившего от Президента РФ, срок для подписания федерального закона будет приостановлен.
По конституционному вопросу использования возможности отклонения федерального закона Президентом РФ, правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 26 апреля 1996 г, что отклонение федерального закона Президентом РФ означает принятое Президентом РФ решение об отказе в подписании закона с указанием мотивов отказа. [5, c. 3] Президент РФ может также вернуть федеральный закон в соответствующую Палату Федерального Собрания РФ, указав конкретные нарушения в законе. Таким образом, при изложении своей позиции в процессе реализации право отклонить федеральный закон, Президент РФ должен изложить не только мотивы своего отказа, но и указать выявленные нарушения.
Отклонение Президентом РФ федерального закона оформляется, как правило, в форме специального письма. В практической деятельности в таких письмах Президент РФ излагает предложения относительно совершенствования поступивших к нему законов. В науке остается открытым вопрос о содержании юридического документа, в котором Президент РФ реализует свое право отклонения федерального закона. По моему мнению, следует внести в законодательство РФ изменения, указав что Президент РФ при реализации права отклонить федеральный закон оформляет свое решение в форме заключения. В заключении должны быть раскрыты мотивы решения Президента РФ, а также указаны недостатки в законе, позиция Президента РФ по рассматриваемому закону.
Следует отметить, что в России Президент РФ имеет право отлагательного вето, то есть в случае отклонения главой государства федерального закона, если при повторном рассмотрении закон будет принят квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, Президент обязан в течении 7 дней подписать федеральный закон. Такое законодательное положение предусматривает наличие баланса разделения властей в системе государственной власти в РФ.
Хотелось бы отметить, в законодательство РФ необходимо внести изменения относительно возможности использования право отклонения федерального закона Председателем Правительства в случае неспособности Президента РФ исполнять свои конституционные полномочия. Следует законодательно урегулировать вопрос о конституционном сроке использования права вето Президентом РФ, а именно, возможности его продления на период выдвижения обвинения против Президента РФ в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ.
Таким образом, использование права Президентом РФ отклонения федерального закона служит главным образом недопустимости принятия федерального закона, в котором содержатся определенные недостатки или нарушения, а также выступает конституционным способом системы сдержек и противовесов в правовом государстве.
Литература:
- Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000. С. 128.
- Котенков А. А. На чем основано право Президента РФ возвращать принятый федеральный закон без рассмотрения // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 78.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Ширяев Ю. Е. Вето Президента России в федеральном законодательном процессе // Вестник СПб МВД России. 2006. № 2. С. 236.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 1996 г. № 10 П// по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ. Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.