В данной статье рассматриваются предлагаемые в проекте КоАП РФ изменения правового регулирования института административных наказаний.
Ключевые слова: административные наказания, КоАП, административная ответственность.
Актуальность темы исследования подчеркивается необходимостью выявления общих закономерностей, положенных в основу правового регулирования системы и правил назначения административных наказаний в российском законодательстве об административных правонарушениях с целью оптимизации как административного законодательства, так и практики его применения. Значение исследования административных наказаний обусловлена презюмированием идеи правового государства и гражданского общества, в которых должно осуществлять противодействие административным правонарушениям на эффективном уровне.
В настоящее время любые научные исследования в области законодательства об административных правонарушения должны учитывать не только нормы действующего КоАП РФ, но и положения Концепции нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая подготовлена межведомственной рабочей группой, образованной во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 631-р [1], а также повторно размещенный на сайте Министерства юстиции России к публичному обсуждению проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2]. Кроме того, необходимо учитывать, что в настоящее время готовится к обсуждению проект процессуального Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Анализ указанного законопроекта позволяет выявить его новеллы в законодательном регулировании института административных наказаний. Сами по себе аминистративные наказания выступают одним из правовых средств, которые направлены на предупреждение правонарушений, восстановление общественных отношений и кару правонарушителя, следовательно, они являются и одним из инструментов построения правового государства
Административные взыскания и порядок их назначения в советский период развития науки административного права и в период действия Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1984 года исследовались в работах таких известных ученых-административистов, как: Д. Н. Бахрах, И. А. Галаган, Л. А. Калинина, Г. А. Кузьмичева, Б. М. Лазарев, Б. В. Россинский, Н. Г. Салищева, М. С. Студеникина, А. П. Шергин, О. М. Якуба. После введения в действие КоАП РФ 2001 года вопросы системы, видов, принципов и порядка назначения административных наказаний наряду с трудами названных ученых рассматривались также в научных и учебных работах таких авторов, как: А. И. Андреев, А. В. Бутков, В. Н. Васильев, И. Ш. Килясханов, Г. В. Лукьянова, И. В. Максимов, А. И. Стахов, А. В. Тархов, Р. В. Цветков.
Во введенном в действие с 1 июля 2002 Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) по сравнению с ранее действовавшим кодексом РСФСР об административных правонарушениях предусмотрена система новых административных наказаний, дополнены и изменены общие принципы и правила их назначения. В течение 2002–2010 г.г. в главы 2–4 КоАП РФ было внесено большое количество изменений и дополнений, касающихся установления новых видов административных наказаний, условий и порядка назначения административных наказаний [3].
В настоящее же время в вышеназванном проекте законодательно предлагается закрепить понятие административного наказания, указав в названии статьи 3.1. «Понятие и цели административного наказания» на то, что ее нормы в отличии от действующего КоАП РФ регламентируют не только цели административного наказания, но и его понятие.
Как представляется, данное законодательное решение будет способствовать более глубокому пониманию самой сущности административных наказаний и позволит правоприменителю четко понимать, что является таковым в целях применения нормы КоАП РФ.
Согласно указанного проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является мерой государственного принуждения, применяемой судом, органом, должностным лицом, к физическому или юридическому лицу за совершенное им административное правонарушение (ч. 1 ст. 3.1.).
Кроме того, в проекте появляется норма о том, что правила назначения административных наказаний определяются указанным Кодексом. Данное положение позволит устранить периодически возникающие вопросы о том, что правила назначения административных наказаний могут быть регламентированы законами субъектов Российской Федерации и будет способствовать формированию единой судебной практики по данному вопросу.
Указание на цели административных наказаний в проекте КоАП РФ не претерпели изменений и определяются как предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем вызывает некоторую озабоченность то, что из статьи 3.1 в проекте исключено указание на то, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица, как это предусмотрено в ч. 2 ст. 3.1 действующего КоАП РФ.
Интересным представляется и предлагаемый законодателем новый подход к системе видов административных наказаний. Использование сравнительно-правового метода позволяет выявить различные подходы к законодательному регулированию видов административных наказаний, а именно:
- в проекте изменен такой вид административного наказания как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2 действующего КоАП РФ) на новый вид административного наказания — конфискация (п. 3 ст. 3.2. проекта),
- административное приостановление деятельности как вид административного наказания, предусмотренный п. 9 ч. 1 ст. 3.2 действующего КоАП РФ в проекте нового кодекса об административных правонарушениях предлагается изменить на административный запрет деятельности.
Так, например, статья 3.14. «Конфискация» законопроекта регламентирует, что конфискацией для целей закона является принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность вещей, не ограниченных в обороте. При этом п. 2 данной статьи регламентирует, что конфискованы могут быть как орудия совершения или предметы административного правонарушения, так и не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 34.38 проекта нового Кодекса.
По нашему мнению, изменение вышеназванных видов административного наказания следует рассматривать как ужесточение правового регулирования мер административной ответственности и позволит более эффективно противодействовать совершаемым административным правонарушения. Предложение же разделить действующий КоАП РФ на процессуальный кодекс и кодекс, содержащий нормы материального права, в целом заслуживает поддержки.
Литература:
- Концепции нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // http://government.ru/news/36971/
- Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // https://minjust.gov.ru/ru/events/39865/
- Корсакова Н. А. Назначение административных наказаний: автореферат … кандидата юридических наук. — Челябинск, 2011.