В статье рассматривается роль музея в подготовке будущего учителя. Раскрывается роль и возможности музеев в воспитании компетентного педагога.
Ключевые слова: музей, будущий учитель, музейная педагогика, учебный процесс.
Подготовка будущего учителя в последние два десятилетия претерпевает значительные перемены, которые связаны с изменением содержания образования и форм организации учебного процесса. Одной из главных задач, стоящих перед высшим образованием, является формирование компетентного специалиста.
В исследованиях, посвященных проблемам компетентностного подхода, таких ученых, как В. А. Адольф, Г. К. Селевко, Т. В. Шамардина, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской, наиболее полно раскрывается содержание понятия «компетентность» и связанного с ним понятия «компетенция». Компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним [1].
С позиции требований, предъявляемых к подготовке выпускников вузов, ключевыми компетенциями являются интегральные содержательные характеристики, которые напрямую связаны со способностью студентов в полной мере применять имеющиеся знания, умения и способы деятельности для решения определённых проблем и задач. Формирование подобных компетенций возможно только при условии комплексного подхода и при сочетании учебной и внеучебной деятельности студентов.
Огромными возможностями для формирования у будущих педагогов представлений о культурно-просветительской деятельности, исследовательских компетенций, умений и навыков использования всех возможностей региональной образовательной среды располагает музейная педагогика. [2]. В. М. Полонский в своих работах говорил о музейной педагогике как о разделе педагогики, который представлен как направление в воспитании, целью которого является просветительская деятельность, удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, приобщение подрастающего поколения к культуре с помощью изучения истории, специально организованной предметно-пространственной среды, произведений искусства и памятников природы [3].
Для более глубоко развития рассмотренных выше компетенций нужно привлекать студентов педвузов к работе по созданию, изучению и использованию музейных экспозиций. Коллекции музеев при высших учебных заведениях способствуют более полной реализации учебных целей, реализуя образовательно-просветительскую деятельность в ходе теоретических, практических и лабораторных занятий. При этом музеи являются базой для вовлечения студентов в исследовательскую деятельность, что значительно повышает эффективность их профессиональной подготовки. Так же в процессе организации, устройства музеев у студентов формируются гражданские и патриотические чувства, в совместной деятельности развиваются человеческие качества товарищества, дружеской поддержки, взаимной ответственности.
Анализ деятельности педагогических учебных заведений области по организации собственных музеев позволяет нам говорить о их разноплановости. В некоторых деятельность музея пользуется поддержкой местной администрации, в других создание музея и поддержание его деятельности становится полностью делом энтузиастов. Но в любом случае существование музея создает образовательную среду, а активное участие в ней способствует становлению будущего учителя, его профессиональному росту. Нередко учителя, бывшие в студенчестве в активе работы музея, сами становятся организаторами школьных музеев и приобщают к работе в них своих учеников.
Известный исследователь системы дополнительного образования детей в нашей стране В. А. Березина считает, что «в школьном музейном деле особую роль играет личность педагога — организатора музея, его умение заинтересовать своих воспитанников творческой деятельностью и создать неформальное взаимодействие учащихся» [4]. Не будет преувеличением заметить, что становление, своеобразная «обкатка» этих руководителей чаще всего начиналась в музее педагогического вуза, в котором обучались будущие учителя.
Сотрудничество с музеями и использование музейных коллекций в преподавании школьных и вузовских дисциплин — интересное поле для открытия новых образовательных возможностей. Именно в музее «золотое правило» дидактики: научность, доступность и наглядность проявляется наиболее полно.
Базовая площадка для разработки и проведения занятий– Музей ППУ и Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Потанина. Экспозиции музеев охватывают все разделы школьной и вузовской программы и позволяет разработать не только широкую тематику учебных занятий по биологии, но и применить разнообразие дидактических методов при их проведении. Это проявляется в поиске новых форм организации учебного процесса, направленных на развитие познавательного интереса обучающихся. В основу каждого занятия положены диалоговые методы общения, совместный научный поиск, интерактивные методы обучения, развитие коммуникативных умений и навыков.
От цели и задач занятия напрямую будет зависеть как будут использоваться коллекции и экспозиции, какие методические приемы будут применяться. Например, если взять итоговое занятие по определенной теме в форме экскурсии. Студенты, которые готовятся к роли экскурсовода не только проводят экскурсию, но и составляют проверочные задания для своих слушателей. Одним из самых используемых являются квест-игры с вопросами, по изученной тематике. Так же использование коллекций возможно при проведении лекций, или эвристических бесед. Во время подобных занятий студенты получают лишь часть информации, находя ответы на интересующие вопросы при изучении экспозиции.
Проведение занятий в музее для будущих учителей биологии развивает познавательную деятельность и творческие способности, а также формирует аналитическое и критическое мышление. Подготовка студентов к музейной деятельности способствует развитию личности, ее коммуникативного, когнитивного и креативного потенциала. При таком подходе формирование ключевых компетенций как новых результатов обучения создает особый метапредметный контекст профессионального образования.
Литература:
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С.58–64.
- Долгачева Е. А. Новое время для школьного музея // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.46–48.
- Полонский В. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2008. 528 с.
- Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. — метод. пособие. М., 2007.