Правовой статус прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 4669 раз

Библиографическое описание:

Ткаченко, А. А. Правовой статус прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях / А. А. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75697/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье анализируется нормативная база, определяющая правовой статус и полномочия при осуществлении прокурорского надзора прокуратурамипонадзорузасоблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: прокуратура, надзор засоблюдением законов в исправительных учреждениях, полномочия.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры [1, ч. 1 ст. 11].

К специализированным прокуратурам относятся, в частности, прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Надзор за исполнением законов администрациями уголовно-исполнительной системы является одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Так, правовой статус деятельности прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, помимо Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплен также в ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, исходя из положений которой следует, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [2, с.22].

Пунктом 2.2 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» установлено, что прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приказано осуществлять:

− надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

− надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;

− надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;

− участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях [3, п. 2.2].

Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных актов можно дать понятие прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, раскрывающее положение, направления деятельности и особенности прокурорского надзора данных прокуратур.

Так, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются специализированными прокуратурами в составе системы прокуратуры Российской Федерации, которые по своему правовому статусу приравнены к прокуратурам районного (городского звена) с подчинением непосредственно прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы и назначаемые судом меры принудительного характера, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регламентирующих вопросы отбывания осужденными лишения свободы, а также за соблюдением прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в вышеуказанных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Значение надзора прокуратур за соблюдением законов в исправительных учреждениях обоснованно, в первую очередь тем, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы находятся граждане, которые лишены свободы, изолированы от общества, чьи права и неприкосновенность подвергнуты определенного рода ограничениям в силу специфики мест их содержания. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями граждан, которые находятся на свободе. При этом возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

В силу сложности задач, которые необходимо решать при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые носят властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Одни из этих полномочий позволяют прокурорам выявлять нарушения законов, их причины:

− прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;

− прокурор вправе опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

− прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами [1, п.п. 1-3 п. 1 ст. 33].

Другие полномочия, перечисленные ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», можно отнести к полномочиям, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов и предупреждению возможности их совершения в деятельности поднадзорных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы:

− прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

− прокурор вправе проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;

− прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

− прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора [1, п.п. 4-5 п. 1, п. 2 ст. 33].

Кроме того, из положений п. 2 анализируемой статьи следует, что прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Закрепляя вышеуказанные нормативные положения, ст. 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Таким образом, роль деятельности прокуратур за соблюдением законов в исправительных учреждениях имеет важное теоретическое и практическое значение для формирования и развития такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законодательства учреждениями и органами УИС. В современных условиях прокурорский надзор в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, а также в местах содержания под стражей является одним из главных способов обеспечения законности и правопорядка в системе исполнения наказания.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» //«Ведомости СНД РФ и ВС РФ». 1992. № 8. Ст. 366.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // СЗ РФ от 13 января 1997. N 2. Ст. 198.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14265/ (дата обращения 12.11.2020).
  4. Ахмерова В. Р. Роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы / В. Р. Ахмерова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2019. Т. 7, № 2 [Электронный ресурс].
  5. Прокурорский надзор: учебник для прикладного бакалавриата / В. К. Бобров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 218 с.
  6. Эрделевский A. M. О правовом статусе прокуратуры. 2013 год // URL: https://center-bereg.ru/j130.html (дата обращения 14.11.2020).
  7. Прокурорский надзор. — Текст: электронный // law.wikireading.ru: [сайт]. — URL: https://law.wikireading.ru/5188 (дата обращения 18.11.2020).
  8. Прокурорский надзор в исправительных колониях. — Текст: электронный // vuzlit.ru: [сайт]. -URL: https://vuzlit.ru/1247507/prokurorskiy_nadzor_ispravitelnyh_koloniyah (дата обращения 18.11.2020).
  9. Прокурорский надзор в местах лишения свободы. — Текст: электронный // studbooks.net: [сайт]. — https://studbooks.net/1018706/pravo/prokurorskiy_nadzor_v_mestah_lisheniya_svobody (дата обращения 18.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, учреждение, принудительный характер, прокуратура, уголовно-исполнительная система, прокурор, прокурорский надзор, лицо, надзор, соблюдение.


Ключевые слова

полномочия, прокуратура, надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях

Похожие статьи

Профилактика преступности в исправительных учреждениях как приоритетное направление деятельности специализированных органов прокуратуры

В представленной статье автор на основе анализа действующего законодательства анализирует профилактическую работу органов прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением законов в местах лишения свободы

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний осужденными без изоляции их от общества на современном пути совершенствования уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования уголовно исполнительной системы и в целом деятельности органов, осуществляющих исполнение наказаний.

Организация и правовые основы функционирования Федеральной службы исполнения наказаний

Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ...

Особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

В статье автор пытается определить особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве

В статье автор раскрывает особенности полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

Актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В статье автор рассматривает актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также предлагает возможные пути их законодательного решения.

Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования

В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на ис...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

В статье исследуется контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Похожие статьи

Профилактика преступности в исправительных учреждениях как приоритетное направление деятельности специализированных органов прокуратуры

В представленной статье автор на основе анализа действующего законодательства анализирует профилактическую работу органов прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением законов в местах лишения свободы

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний осужденными без изоляции их от общества на современном пути совершенствования уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования уголовно исполнительной системы и в целом деятельности органов, осуществляющих исполнение наказаний.

Организация и правовые основы функционирования Федеральной службы исполнения наказаний

Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ...

Особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

В статье автор пытается определить особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве

В статье автор раскрывает особенности полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

Актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В статье автор рассматривает актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также предлагает возможные пути их законодательного решения.

Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования

В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на ис...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

В статье исследуется контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Задать вопрос