В статье анализируется нормативная база, определяющая правовой статус и полномочия при осуществлении прокурорского надзора прокуратурамипонадзорузасоблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: прокуратура, надзор засоблюдением законов в исправительных учреждениях, полномочия.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры [1, ч. 1 ст. 11].
К специализированным прокуратурам относятся, в частности, прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Надзор за исполнением законов администрациями уголовно-исполнительной системы является одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Так, правовой статус деятельности прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, помимо Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплен также в ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, исходя из положений которой следует, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [2, с.22].
Пунктом 2.2 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» установлено, что прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приказано осуществлять:
− надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;
− надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;
− надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;
− участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях [3, п. 2.2].
Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных актов можно дать понятие прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, раскрывающее положение, направления деятельности и особенности прокурорского надзора данных прокуратур.
Так, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются специализированными прокуратурами в составе системы прокуратуры Российской Федерации, которые по своему правовому статусу приравнены к прокуратурам районного (городского звена) с подчинением непосредственно прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы и назначаемые судом меры принудительного характера, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регламентирующих вопросы отбывания осужденными лишения свободы, а также за соблюдением прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в вышеуказанных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Значение надзора прокуратур за соблюдением законов в исправительных учреждениях обоснованно, в первую очередь тем, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы находятся граждане, которые лишены свободы, изолированы от общества, чьи права и неприкосновенность подвергнуты определенного рода ограничениям в силу специфики мест их содержания. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями граждан, которые находятся на свободе. При этом возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.
В силу сложности задач, которые необходимо решать при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые носят властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Одни из этих полномочий позволяют прокурорам выявлять нарушения законов, их причины:
− прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;
− прокурор вправе опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
− прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами [1, п.п. 1-3 п. 1 ст. 33].
Другие полномочия, перечисленные ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», можно отнести к полномочиям, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов и предупреждению возможности их совершения в деятельности поднадзорных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы:
− прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
− прокурор вправе проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;
− прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
− прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора [1, п.п. 4-5 п. 1, п. 2 ст. 33].
Кроме того, из положений п. 2 анализируемой статьи следует, что прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Закрепляя вышеуказанные нормативные положения, ст. 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Таким образом, роль деятельности прокуратур за соблюдением законов в исправительных учреждениях имеет важное теоретическое и практическое значение для формирования и развития такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законодательства учреждениями и органами УИС. В современных условиях прокурорский надзор в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, а также в местах содержания под стражей является одним из главных способов обеспечения законности и правопорядка в системе исполнения наказания.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» //«Ведомости СНД РФ и ВС РФ». 1992. № 8. Ст. 366.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // СЗ РФ от 13 января 1997. N 2. Ст. 198.
- Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14265/ (дата обращения 12.11.2020).
- Ахмерова В. Р. Роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы / В. Р. Ахмерова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2019. Т. 7, № 2 [Электронный ресурс].
- Прокурорский надзор: учебник для прикладного бакалавриата / В. К. Бобров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 218 с.
- Эрделевский A. M. О правовом статусе прокуратуры. 2013 год // URL: https://center-bereg.ru/j130.html (дата обращения 14.11.2020).
- Прокурорский надзор. — Текст: электронный // law.wikireading.ru: [сайт]. — URL: https://law.wikireading.ru/5188 (дата обращения 18.11.2020).
- Прокурорский надзор в исправительных колониях. — Текст: электронный // vuzlit.ru: [сайт]. -URL: https://vuzlit.ru/1247507/prokurorskiy_nadzor_ispravitelnyh_koloniyah (дата обращения 18.11.2020).
- Прокурорский надзор в местах лишения свободы. — Текст: электронный // studbooks.net: [сайт]. — https://studbooks.net/1018706/pravo/prokurorskiy_nadzor_v_mestah_lisheniya_svobody (дата обращения 18.11.2020).