В статье выявлены и проанализированы основные проблемы ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и применения ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Ключевые слова: уклонение, охрана, ответственность.
В настоящее время уголовно-правовая защита семьи, несовершеннолетних, защита их законных прав и интересов является одной из основных областей деятельности государства.
Очень редко есть сознательные родители, которые понимают необходимость оплаты обязательств по содержанию своих несовершеннолетних детей, в большинстве случаев судебный пристав имеет дело с неплательщиком алиментов.
К сожалению, проблема безответственного отношения к собственным детям все еще актуальна в нашей стране. [1] Большинство «должников» вспоминают своих детей и необходимость помогать им только после неоднократного «напоминания» сотрудниками федеральной службы судебных приставов.
Отсутствие четких, установленных законом факторов определения злостности ведет к неоднородности судебной практики в разных регионах России.
К примеру, изучение судебной практики г. Тюмени показало, что по рассмотренным в процессе уголовным делам лица уклонялись от уплаты денежных средств на содержание в течение более длительного периода времени, зачастую превышавшего год.
Свыше 3 и до 6 месяцев — 3,3 %. От 6 месяцев до 1 года — 20,1 %. От 1 года до 2 лет — 33,6 %. Свыше двух лет — 43,0 %5.
Проблема описания обязательного признака злостности нарушения по-прежнему является неоднозначной, что препятствует дальнейшему выявлению преступлений, а также привлечению виновных к уголовной ответственности.
Так, существующий закон не требует предупреждать должника о возможной уголовной ответственности. [3]
Однако, в момент вручении должнику предупреждения о грозящей ему уголовной ответственности по статье 157 УК РФ судебным приставом-исполнителем подробно разъясняются положения, предусмотренные статьей Уголовного кодекса, а также порядок и способ оплаты алиментов, возможные последствия уклонения от их уплаты. [1]
Варьируются также сроки с момента выдачи должнику предупреждения о возможной уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ до процесса возбуждения уголовного дела — это срок от одного месяца до одного года, этот момент подтвержден судебной практикой. [1]
К спорным вопросам также относится и продолжительность периода, тот срок, в течение которого постоянная неуплата алиментов будет считаться злостным уклонением. Проведенное ранее сравнительно-правовое и историческое исследование, а также изученный анализ судебной практики позволяют сделать ряд важных выводов. [4]
Во-первых, редакцию статью 157 УК РФ необходимо привести в соответствие с ч. 2 ст. 80 Семейного кодекса, при этом обозначив предмет преступления — алименты, которые взыскиваются по решению суда, и необходимо предусмотреть в качестве предмета и иную равноценную материальную помощь. [1,2]
Во-вторых, необходимо в диспозиции статьи 157 УК РФ указать на длительность периода неуплаты алиментов в срок не менее трех месяцев и однократное письменное предупреждение о возможной уголовной ответственности. Заслуживает также поддержки идея создания государственного алиментного фонда, который сможет оказывать помощь детям злостных неплательщиков алиментов.
Усиление надзорной деятельности органов прокуратуры за проведением судебными приставами расследования по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 157 УК РФ, способствует активизации должников по выполнению ими обязанности по уплате алиментов.
Подробнее остановимся еще на одной проблеме, которая в последнее время приобретает все более актуальный характер. Она заключается в том, что ответчик скрывает свое истинное материальное положение и те источники дохода, с которых должно было бы производиться удержание в пользу несовершеннолетних детей. [5]
По существу, отсутствует реальный правовой механизм выявления истинных доходов должника, а также практики ареста, описи имущества должника и обращения на него взыскания. Фактически получается, что розыск места работы должника и его имущества ложится на плечи взыскателя, что, естественно, не дает результата в силу его ограниченных возможностей, в то время как это является прямой обязанностью службы судебных приставов.
Деятельность судебных-приставов по исполнению судебных решений о возмещении алиментов довольно сложная и трудоемкая. В дополнение к прямому исполнению судебных решений, необходимо идентифицировать и документировать факты злокачественного уклонения от уплаты средств. Как видно из вышеперечисленного анализа отказных материалов, есть также недостатки в работе судебных приставов по возмещению пенсии по содержанию (нет предупреждений о уголовной ответственности в статье 2).
Однако даже после привлечения к уголовной ответственности ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса должники редко встают на правильный путь, и истцы отказываются от идеи привлечения к уголовной ответственности, ссылаясь на негативные последствия судимости в таких случаях не только для осужденного, но и для его близких родственников (в случае детей).
В настоящее время Госдума ввела законопроект о декриминализации статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации. Для этого дела предлагается установить административную ответственность (обязательная работа на срок от ста до ста пятидесяти часов, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати дней, либо административный штраф на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим обязательным Трудовым Кодексом или административным арестом не может быть применен на сумму двадцати тысяч рублей) [4].
Возможно, эти изменения принесут «плоды», поскольку лица без родительских прав, как правило, не работают, не имеют официальных источников дохода и злоупотребляют алкоголем. Для таких лиц целесообразно применять такие санкции, как принудительная работа или административный арест.
Кроме того, одним из способов решения проблемы принудительного взыскания алиментов могло бы стать участие государства в лице определенного его органа в контроле за реальным их взысканием в пользу несовершеннолетних и нетрудоспособных детей.
Так, например, можно было бы оказывать адресную материальную помощь семьям, оказавшимся в трудной ситуации. [7]
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020).
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020).
- Федеральный закон Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [с изменениями и дополнениями] — Российская газета, 2007.
- Beaumont K. Child редакцию Maintenance практики Systems уклонение in EU Member trechsel States уголовной from a Gender trechsel perspective / K. Beaumont, вопросы P. Mason. — Brussels, 2014.
- Schweizerisches trechsel Strafgesetzbuch уголовной Praxiskommentar / М. Pieth, помощи S. Trechsel (eds). — 2. Aufl. — Zürich, 2012. — 1659 s.
- Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России / Б. Т. Безлепкин. — М.: КноРус, 2010. — 496 с.
- Козаченко И. Я. Спорные вопросы понятия злостного уклонения от уплаты алиментов / И. Я. Козаченко, В. Н. Курченко // Уголовное право. — 2014. — № 6. — С. 25–26.
- Курченко В. Н. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей или детей: вопросы теории и судебной практики: науч.-практ. пособие / В. Н. Курченко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 110 с.
- Долголенко, Т. В. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей: исторический, сравнительно-правовой анализ и судебная практика / Т. В. Долголенко, В. Я. Дорошенко. — Текст : электронный // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zlostnoe-uklonenie-ot-uplaty-sredstv-na-soderzhanie-detey-ili-netrudosposobnyh-roditeley-istoricheskiy-sravnitelno-pravovoy-analiz-i???history=3&pfid=1&sample=23&ref=1 (дата обращения: 27.11.2020).