Статья посвящена актуальной теме, связанной с совершенствованием системы структурной организации банковского надзора. Определены виды участия центрального банка в осуществлении банковского надзора в зарубежных странах и РФ. Аргументирована целесообразность отделения функции банковского надзора от деятельности Центрального Банка Российской Федерации.
Ключевые слова: банковский сектор, ликвидность, нормативы ликвидности, банковский надзор, Базель III.
The article is devoted to the topical issue related to the improvement of the system of structural organization of banking supervision. The types of participation of the Central Bank in banking supervision in foreign countries and the Russian Federation are defined. The reasonability of separating the banking supervision function from the Central Bank of the Russian Federation is argued.
Keywords: banking sector, liquidity, liquidity standards, banking supervision, Basel III.
Центральный Банк Российской Федерации сформировался как типичная закрытая от влияния других государственных органов система, которую невозможно реформировать изнутри. Такая самостоятельно работающая подсистема государственного управления, не способна эффективно и объективно наблюдать за банковским сектором и принимать объективные и эффективные решения, особенно в перманентно кризисных условиях. К примеру, Народный банк Китая полностью зависит от правительства, является его подразделением, но работает гораздо эффективнее независимого ЦБ РФ.
Проблему несовершенства организационной структуры усиливает и то, что люди банковской среды связаны между собой тысячами нитей неформальных отношений. А это, в большинстве своем, может мешать формированию объективной наблюдательной подсистемы.
Первоочередной мерой усиления банковского надзора могла бы стать реорганизация структуры банковского надзора на основе образования отдельного от ЦБ РФ государственного органа — Федеральной комиссии по банковскому надзору. Обоснованием этому положению является следующее. Учитывая то, что банковский надзор выступает самостоятельной функцией государственного управления, так же, как и банковское регулирование и банковский контроль, возникает вопрос о передаче этой функции независимому от центрального банка учреждению.
Как показывает мировая практика, насчитывается три основных вида организационной структуры банковского надзора в зависимости от степени вовлечения центрального банка к его выполнению (см. таблицу 1).
Независимо от организационного вида построения надзора за коммерческими банками банковский надзор осуществляется на общих принципах Базельской конвенции.
Существует мнение, что в тех странах, где надзорные органы действуют как отделенные от центрального банка, это скорее историческая особенность, а не правомерна целесообразность [1, с. 138]. Но с этим мы не можем согласиться. Изучая перечень стран, принадлежащих к тому или иному виду организационной структуры, результаты их деятельности, приходим к выводу, что более успешные по экономическому развитию страны имеют отделенный от центрального банка банковский надзор. И это не является обычным совпадением исторических обстоятельств, а оказывается необходимым условием укрепления банковской системы, усиление ее роли в экономическом росте страны.
Таблица 1
Мировая практика организации банковского надзора
Название вида организационной структуры |
Характерные отличия |
В каких странах используется |
Единоличная |
Центральный банк имеет исключительные полномочия в сфере банковского регулирования и банковского надзора |
Греция, Испания, Португалия, Российская Федерация, Румыния |
Смешанная |
Функции банковского надзора выполняет специализированный орган или органы с непосредственным участием Центрального банка и Министерства финансов или даже само Министерство финансов |
Канада, Китай, Норвегия Финляндия, Франция |
Опосредованная |
Банковский надзор осуществляется независимыми специализированными органами или органом при участии Министерства финансов и достаточно ограниченным воздействием Центрального банка. К этой группе относят также страны, которые имеют единый орган надзора за рынком финансовых услуг — мегарегулятор |
Австрия, Великобритания, Дания, Канада, Швеция |
Составлено по данным [4]
Вопрос отделения банковского надзора от органа, который осуществляет банковское регулирование, то есть Центрального Банка Российской Федерации, обсуждается среди ученых и специалистов банковского дела с момента образования этого органа.
Некоторые эксперты и ученые единодушно доказывают, что в России банковский надзор имеет осуществляться ЦБ РФ. Они считают, что существующие проблемы в финансовой секторе целесообразно решать не путем создания новых структур, а за счет совершенствования существующих институциональных и технических процедур в рамках ЦБ РФ [2; 3]. Есть и противоположные мнения, сущность которых заключается в том, что отделение банковского надзора от ЦБ РФ будет способствовать существенному улучшению качества надзора за деятельностью коммерческих банков [4; 5].
Главными аргументами в пользу вывода банковского надзора из компетенции центрального банка являются: исключение потенциального конфликта между целями денежно-кредитной политики и надзора; ослабление чрезмерной концентрации полномочий, закрепленных за центральным банком.
Выводы.
Повышение действенности банковского надзора возможно при условии изменения его организационной структуры. Только в случае отделения института банковского надзора от Центрального банка может появиться возможность:
осуществления государственного регулирования банковского сектора на основе разделения между соответствующими органами их функций в соответствии с формами административного и индикативного регулирования;
совершенствования технических процедур надзора за деятельностью банковских учреждений;
сгладить острые углы между долгосрочными стратегическими решениями относительно ценовой стабильности и текущими проблемами сферы банковского надзора;
достижение деконцентрации власти Центрального банка ради усиления ответственности должностных лиц и прозрачности их профессиональной деятельности;
Государственным органом, который бы выполнял банковский надзор, могла бы стать Федеральная комиссия банковского надзора.
Дальнейшие развитие исследований в данном направлении должны осветить систему действий органа банковского надзора с целью обеспечения стабильного функционирования банковского сектора и защиты интересов его клиентов и кредиторов на основе более активного внедрения качественных и риск-ориентированных требований к финансовому, деловому состоянию банков в соответствии с общими принципами Базельской конвенции и Базель III.
Литература:
- Беляков А. В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования // Библиотека Exsolver. URL: http:// exsolver.narod.ru/Books/Bank/Bankrisks/index.html
- Вотинов А. И. Оценка вероятности отзыва лицензии банка с использованием методов регуляризации // Банковское дело. 2017. № 1. С. 40–49.
- Гейвандов Я. А. Национальная денежно-кредитная система: стратегия государственного регулирования и существующие правовые угрозы // Государство и право. 2016. № 9. С. 25–35.
- Курманова Л. Р. Проблемные вопросы развития банковского надзора за деятельностью кредитных организаций // Экономические науки. 2015. № 5. С. 93–96.
- Смирнов Е. Е. Какие изменения планируются в банковском надзоре России // Издательский дом «Регламент». URL: http://www.reglament.net/bank/legal/2_article.htm