В условиях сложного социально-экономического положения в стране, у различных категорий населения появляются проблемы, решение которых напрямую от зависит от публичных органов власти. В связи с чем возможно появление протестных акций. Протесты являются следствием развития, и когда деятельность государства не приводит к желаемым переменам, не происходит развития или приводит к неожиданным последствиям, «проявление критики, протестов, массовых антиправительственных выступлений», по мнению Ю. А. Тихомирова не является непредвиденным обстоятельством. [1] Для эффективного развития и решения проблем государству и населению необходимо сформировать тесное взаимовыгодное сотрудничество. Диалог, выстроенный между органами публичной власти и гражданами Российской Федерации, значительно ускорит решение проблемы с учетом потребностей населения, что позволит избежать нарушений общественного порядка. В качестве такого диалога мы предлагаем использовать конструктивный протест.
Конституционная наука не содержит понятия «конструктивный протест». Юридические словари раскрывают такое понятие как «конструктивный вотум недоверия», предусмотренный рядом зарубежных конституций и обозначающий особую форму недоверия главе правительства, выражающуюся в избрании ему преемника большинством голосов от числа членов парламента или той его палаты, перед которой ответственно правительство. [2] Российские толковые словари раскрывают термин «конструктивный» как «плодотворный, создающий основу для дальнейшей работы». [3] Профессор Лунев А. Е., использовал подобный термин «социальная результативность права», определяющий эффективные социальные последствия права. [4] Анализируя вышесказанное, термин «конструктивный» акт, в широком смысле предусматривает наличие конечного результата или варианта решения конкретной проблемы.
Конструктивный протест используя конституционное право на участие в управление делами государства, в совокупности с другими положениями конституции, позволяет гражданам выражать несогласие с решениями и/или действиями(бездействиями) публичных органов власти и предлагать решения конкретного социально значимого вопроса в конструктивной форме.
Публично-правовая сфера российского законодательства, отличается, достаточно подробной проработанностью, что позволяет реализовать конструктивный протест. Так подробно регламентированы процедуры проведения публичных мероприятий, публичных слушаний, обращений в органы государственной власти, деятельность общественных объединений.
Конструктивный протест является разновидностью протестных отношений, который направлен на конкретный результат — решение социально значимой проблемы населения. Указанный признак отличает конструктивный протест от эмоционального недовольства публичной политической властью, так как направлен на решение конкретной проблемы либо предлагает варианты решения социально-значимой проблемы. Наличие такого специфичного признака, позволяет рассматривать конструктивный протест значительно шире по объему, чем публичные мероприятия.
Конструктивный протест будет таковым при соблюдении следующих условий:
− касается публичных или социально значимых вопросов, затрагивающих интересы неограниченного круга лиц;
− направлен на решение конкретной публично-правовой проблемы или предлагает вариант решения конкретной публично-правовой проблемы;
− претензии протестующих, должны быть доведены до публичных органов власти в виде конкретного требования, не запрещенным законом способом;
− соблюдение процессуальных норм и сохранение общественного порядка;
− стороны протеста не должны злоупотреблять своими правами и нарушать права и интересы других лиц;
− результаты выражения конструктивного протеста имеют консультативный характер.
На основании выделенных признаков автор предлагает следующее определение конструктивного протеста. Конструктивный протест — заявленное, в рамках законодательства страны, при соблюдении регламентированных законом процедур, активное выражение недовольства решениями и/или действиями(бездействиями) публичных органов власти, или публичных организаций, деятельность которых напрямую влияет на решение конкретных социально-значимых вопросов, содержащие определенные предложения по совершенствованию решений и/или действий(бездействий) публичных органов власти.
В связи с тем, что конструктивный протест относится к государственно-общественной сфере, предложения протестующих носят консультативный характер. Однако такие предложения должны быть учтены государством при программировании дальнейшего развития политики.
Российское законодательство в общем виде соответствует международным договорам. В частности, же законодательство Российской Федерации, не содержит, закрепленного в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, возможности «возможности» участия в управлении делами государства.
Законодательство Российской Федерации содержит нормы, ограничивающие возможность выражения конструктивного протеста, так как в случае злоупотребления правом, протест может оказывать дестабилизирующее, негативное влияние на общество.
Конституция РФ предусматривает пределы выражения конструктивного протеста. Выделяют общие пределы осуществления прав и свобод человека, согласно которым «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» и пределы реализации отдельных прав и свобод, посредством которых граждане могут выражать конструктивный протест:
− Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; ограничивает свободу слова при злоупотреблении этой свободой.
− В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане имеют право «собираться мирно без оружия». Кроме того, указанная статья конституции ограничивает право на мирное собрание требованием гражданства.
− Ограничение права на объединение осуществляется посредством конституционного запрета общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Таким образом механизм выражения конструктивного протеста мы представляем как комплекс законодательных норм, регулирующих возможность реализации конструктивного протеста, при разумных законных ограничениях прав граждан, и запрета злоупотреблением гражданско-политическими правами, с помощью которых граждане, не нарушая интересы других лиц, могут выразить несогласие с решениями и/или действиями (бездействием) публичных органов власти в целях реализации права на участие в управлении делами государства. Механизм конструктивного протеста позволяет использовать законодательно закрепленные нормы в качестве инструментов участия в управлении делами государства. Конструктивный протест реализуется в государственно-общественной сфере правоотношений, то есть при пересечении прав и свобод гражданского общества и императивного государственного регулирования. При выражении конструктивного протеста политические взгляды отдельного гражданина трансформируются в политическое общественное сознание.
Можно выделить базовые и факультативные гарантии конструктивного протеста. Базовые гарантии выражения конструктивного протеста включают:
− судебную защиту прав и свобод человека и гражданина — судебное обжалование решений и действий органов публичной власти;
− обязательность рассмотрения обращений граждан публичными органами власти;
− свободный доступ к информации;
− общественный контроль за деятельностью публичных органов власти.
Факультативные гарантии конструктивного протеста связаны с конкретным правом человека, используемым в качестве инструмента выражения протеста.
С позиции руководства публичной власти существует выстроенная модель работы с проблемами граждан, реализованная через институт обращений граждан, регламентируемая Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Публичная власть делает существенный упор на качество работы, связанной с обработкой обращений граждан. При этом некоторые проблемы систематически повторяются ввиду наличия объективных факторов, влияющих на их появление. Решение населением возникающих проблем, без учета необходимости устранять негативные факторы, порождающие проблемы, не формирует положительную динамику в сфере удовлетворения нужд населения и приводит к необходимости поиска иных, доступных форм выражения недовольства текущей ситуацией. Протестные публичные массовые мероприятия являются для населения простой и понятной альтернативой доведения до публичной власти своих проблем.
Литература:
- Государство: монография / Тихомиров Ю. А. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 320 c.
- Большой юридический словарь / [В. А. Белов и др.]; Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — 2. изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). — 703 с.;
- Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957–1960 (АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., Испр. И доп. — М.: Русский язык, 1981— 1984.); Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000; Большой толковый словарь русского языка. Ред. Кузнецов С. А. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
- Правовое регулирование общественных отношений [Текст]: Материалы науч. конф. аспирантов-юристов [13–14 окт. 1976 г. / Отв. ред. засл. деят. науки РСФСР, д-р юрид. наук, проф. А. Е. Лунев]. — Москва: Ин-т государства и права, 1977. — 171 с.