В статье рассматривается вопрос отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Обосновывается необходимость повышения мотивации учащихся к спорту. Приведены основные мотивы студентов к соответствующим занятиям физической культурой. Названы причины снижения интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, здоровье, студент, активный образ жизни.
Повышение мотивации у студентов к регулярным и эффективно организованным занятиям физической культурой и спортом — это одна из ключевых задач любого вуза.
Четкая мотивация и регулярные занятия физической культурой и спортом позволяют успешно укреплять здоровье студентов, развивать их личные качества и интересно проводить досуг.
Студенты, которые активно занимаются спортом более общительные и коммуникабельные. Кроме того, у них больше лидерских качеств. Они все очень энергичны, справедливы и ответственны.
Такие студенты активнее проявляют себя в процессе обучения, они стрессоустойчивы и уверены в себе, обладают высоким уровнем здоровья.
Не стоит так же забывать и о том, что физическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития человека.
Студентам необходим и некоторый отдых от интеллектуального труда. В этом случае занятия физкультурой позволяют на время сменить род занятий на физическую активность.
Все это говорит о значимости физической культуры в высших учебных заведениях и определяет необходимость популяризации физической культуры среди студентов.
Сейчас более 75,8 % студентов (юношей) 1 курса посещают учебные занятия по физической культуре лишь по необходимости. В то время как, 9,4 % студентов приходят на эти занятия в связи с собственным желанием совершенствоваться в физическом плане 3.
Рассмотрим цели посещения студентами занятий по физической культуре в вузе (рис. 1).
Рис. 1. Цели посещения занятий физической культурой студентами 3
Из рис. 1 видно, что для основной массы студентов цель посещения занятий физкультуры является получение зачёта, далее — укрепление здоровья. Но эта тенденция успешно меняется от курса к курсу. Например, если на 1 курсе дисциплину посещают для зачета 75,8 % юношей (68,22 % девушек), то на 3 курсе это число уменьшается до 50,74 % юношей (57,36 % девушек).
Сравним интерес студентов к занятиям физической подготовкой в рамках школы и вуза (рис.2).
Рис. 2. Интерес к занятиям физической культурой в школе и вузе 3
Из рис. 2 становится очевидно, что у юношей интерес к занятиям физической культурой только увеличился в вузе. Однако у девушек интерес к спорту со школы постепенно уменьшается.
Но стоит отметить, что интерес к занятиям в школе и вузе у всех студентов стабильно остается на среднем уровне.
В школьное время девушки и юноши на уроках физкультуры проявляют больший интерес к подвижным спортивным играм. В вузе так же абсолютное большинство юношей предпочитают спортивные игры на занятиях физической культурой. Что касается девушек, то они стали уделять большее внимание аэробике и фитнесу.
Поэтому многие студенты хотели бы изменить учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» в рамках методико-практических занятий. Другая же небольшая часть учащихся довольна существующей программой физической подготовки в вузе.
Отрицательная тенденция наблюдается в отношении студентов по поводу обязательных занятий физической культурой на последних курсах обучения. На 1 курсе юноши утверждают о готовности к занятиям физической культурой на протяжении всего периода обучения. Однако на 2 и 3 курсах их интерес постепенно угасает. Более того, девушки еще в меньшей степени заинтересованы в занятиях физической культурой на последних курсах. Изначально лишь немногие из них выражают свое желание заниматься физической культурой на последних курсах обучения. А в дальнейшем таких студенток практически не остается 3.
Очевидно, что повышение двигательной активности у студентов возможно лишь путем формирования у них искреннего интереса к занятиям физической культурой. Они должны быть заинтересованы в занятиях спортом и вне стен учебного заведения. Поэтому очень важен учет интересов студентов к определенным видам спорта для улучшения эффективности занятий физической культурой.
Основными мотивами к занятиям физической культурой и спортом являются улучшение показателей здоровья, самосовершенствование и получение удовольствия от физической деятельности.
Установлено, что около 90 % студентов хотят продолжить заниматься физической культурой и спортом после окончания обучения в вузе 1.
Некоторое негативное отношение студентов к дисциплине «Физическая культура» связано с недостаточным учетом физических возможностей студента и его потребностей на таких занятиях. Это приводит к потере интереса у обучающихся, снижению посещаемости занятий физической подготовкой.
Повышение мотивации к спортивной деятельности - это не быстрый процесс, так как студентам необходимо самостоятельно проанализировать предложенные способы укрепления здоровья и увидеть положительный результат от их применения на себе 2.
Таким образом, необходима целенаправленная и эффективная работа по улучшению мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом для формирования у них здорового образа жизни. А для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности и предпочтения студентов в выборе вида физической активности и сформировать стабильную потребность у них в занятиях спортом как в рамках вуза, так и вне его.
Литература:
- Никулин, А. В. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом / А. В. Никулин, И. Н. Катканова, В. Л. Коновалов. — Текст: непосредственный // МНКО. — 2020. — № 1. — С. 229–231.
- Суяргулов, А. У. Физическая культура в жизни студентов / А. У. Суяргулов, В. М. Крылов. — Текст: непосредственный // Наука и образование сегодня. — 2018. — № 5. — С. 56–58.
- Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза. — Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18861 (дата обращения: 22.11.2020).