В имеющихся источниках по проблематике интернет-зависимости выделены ее критерии, в основном общие с другими известными видами зависимости, рассматриваются связанные с ней личностные особенности, специфика проявления в разных возрастах [1, с 3–18; 2 с. 5–23; 5, с. 7–15; 10, с.4–17]. Тем не менее, вопрос о последствиях использования человеком современных технологий, остается открытым и вызывает массу споров. Правомерным представляется построение модели технологических зависимостей на основе модели «нормативного» использования технологий, в которой вместо симптомов интернет-зависимости в первую очередь рассматривается изменение психологических границ [3, с. 3–21].
Э. Фромм соотносил феномен отчуждения с техническим прогрессом и экономикой. Он писал «При капитализме… все человеческие усилия должны быть направлены на увеличение темпов роста экономической системы, умножения капитала, причем не ради собственного благополучия, а ради самого капитала…» [9, с. 34]. Информационные технологии предполагают, что отношения между людьми осуществляются с помощью технических средств. Означает ли это что они уподобятся отношениям вещей? Связь интернет-зависимости с отчуждением очевидна, возникает вопрос, имеют ли последствия нормативного использования информационных технологий с отчуждением? В своей диссертации, Е.Осин адаптировал оригинальную версию теста отчуждения С. Мадди, который определяет отчуждение как экзистенциальный недуг, и его соавторов С. Кобэйса и М. Хувера для учащихся.
В нашей работе изучается связь последствий нормативного использования информационных технологий интернет-зависимости с отчуждением на особой выборке — кадетах. Психологических исследований, посвященных им, крайне мало. В основном они касаются развития личности подростка [6, с. 3], психологических особенностей воспитания юношей, проблем и перспектив военно-патриотического воспитания [7, с. 4].
Цель работы: изучение взаимосвязи нормативного использования информационных технологий, интернет — зависимости с отчуждением в различных сферах жизни и формах .
Гипотеза: Вфакторной структуре интернет-зависимости, психологических последствий нормативного использования интернета и отчуждения в различных сферах жизни и формах будут выявлены смешанные факторы, отражающие специфику выборки (образ жизни, приближенный к казарменному, запрет на использование технических средств связи на территории образовательного учреждения).
В исследовании приняли участие кадеты 10–11 классов ФГКОУ «Пермское президентское кадетское училище им. Героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии». Опрошены 85 человек, 76 юношей и 9 девушек.
Для обработки эмпирических данных был использован факторный анализ по методу главных компонент Г. Хотеллинга с последующим Varimax-вращением интегральных показателей.
– Методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами, форма для Интернета («МИГ-ТС-2») В. А. Емелина, Е. И. Рассказовой, А. Ш. Тхостова, 2015;
– Тест шкалы интернет — зависимости Чена (Chen Internet addiction Scale – CIAS (S. H. Chen, 2003 г., Китай) — адаптация К. А. Феклисова, В. Л. Малыгина, 2011 г.;
– Частные показатели Опросника субъективного отчуждения С. Мадди (ОСотч). Адаптация для юношеского возраста Е. Н. Осина.
В ходе факторного анализа была выделена факторная структура, состоящая из трех факторов с ДОД 91,5 %.
Рассмотрим первый, наиболее мощный фактор. В него вошли показатели интернет-зависимого поведения (симптомы и проблемы), а также отчуждение во всех сферах жизни и формах его проявления. Ядро фактора составляют показатель сферы отчуждения от учебы (0,921) и отчуждение в межличностных отношениях (900). Отчуждение кадетов от учебы предполагает отсутствие активности, заинтересованности, позиции учащегося (субъекта). С отчуждением от учебы связано отчуждение прежде всего в межличностных отношениях, в виду постоянного проживания воспитанников на территории училища.
Среди форм отчуждения, в факторе, с наибольшими всеми представлены вегетативность (0,916) и нигилизм (0,915).
Поэтому фактор можно назвать «Проявления отчуждения учащихся в условиях кадетского училища и сопутствующее им интернет-зависимое поведение».
Во втором факторе с наибольшим факторным весом представлены проблемы связанные с интернет-зависимостью (0,882), объединяют проблемы с управлением временем и нарушения социальной, профессиональной и других значимых областях жизни [5, с. 32] Выявленная в факторе психологическая зависимость (0,695), определяется как трудность отказа от технических средств, а изменение психологических границ (0,692), диагностируется по субъективному ощущению достижимости и доступности окружающих [5, с. 41].
В факторе представлены показатели отчуждения в семье (0,449), то есть в сфере за пределами училища, в форме авантюризма (0,425).
Фактор можно назвать «Нормативное использование интернета, осложненное зависимостью от него в условиях семьи, в связи с отчуждением от семьи и собственной личности в форме авантюризма».
В результате исследования, нашла отражение специфика выборки. В первом мощном факторе отчуждению в сферах учебы и межличностного общения (т. е. представленных в кадетском училище) и более сильным формам отчуждения сопутствует интернет-зависимое поведение. Во втором факторе нормативному использованию интернета, осложненному зависимостью от него, сопутствует отчуждение от семьи и собственной личности в относительно легкой форме авантюризма».
Литература:
- Войскунский, А. Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2015. — N 4(33). — C. 6. — Режим доступа: http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer07.php, свободный (дата обращения: 24.04.2020).
- Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости [Текст] // А. Ю. Егоров. — СПб: Речь, 2007. — 190 c.
- Емелин, В.А., Тхостов, А.Ш., Рассказова, Е. И. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2015. — № 1. С.1–16. — Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_1_3262.pdf(дата обращения: 29.03.2020).
- Мадди, С. Смыслообразование в процессе принятия решений [Текст] / С. Мадди // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — №. 6. — С. 87–101.
- Малыгин, В. Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. [Текст] / В. Л. Малыгин, К. А. Феклисов, А. А. Антоненко, Е. А. Смирнова, Н. С. Хомерики — М.: МГМСУ, 2011. — 33 с.
- Метелина А. А. Развитие личности подростка в условиях воспитания и обучения в кадетской школе-интернате. Автореферат к. пс. н.: М. 2013.
- Озеров А. А. Проблемы и перспективы военно-патриотического воспитания в казачьих кадетских корпусах России // ИВД. 2014. № 4–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-v-kazachih-kadetskih-korpusah-rossii (дата обращения: 22.10.2020).
- Осин, Е. Н. Опросник субъективного отчуждения [Текст] / Е. Н. Осин // Психология общения. Энциклопедический словарь. — Cogito-Centre–IPRAS PublishingHouse, 2011. — С. 526–527.
- Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Эрих Фромм; [пер. с англ. А. В. Александровой]. — М: Издательство АСТ, 2017. — 288 с. — (Эксклюзивная классика).
- Янг, К. С. Диагноз — Интернет-зависимость [Текст] / К. С. Янг // Мир Интернет. — 2000. — № 2. — С. 24–29.