В данной статье рассматриваются основные принципы функционирования государственной политики в сфере социального обеспечения граждан, методы социальной политики в РФ, дан анализ государственной программы «Доступная среда».
Ключевые слова: государственная политика, социальное обеспечение, социальная политика, доступная среда.
Государственная политика в сфере социального обеспечения представляет собой комплекс мер, направленных на предоставление и поддержание благоприятных условий жизни для населения. Российская Федерация является социальным государством. Этот тезис, закрепленный в Конституции РФ, свидетельствует о том, что политика страны должна быть ориентирована на создание необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие населения [1].
Рассматривая вопросы социального обеспечения граждан, исследователи часто акцентируют внимание на субъекте — государстве, которое представлено учреждениями, институтами, и функционирует в рамках отдельной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной). Субъектом также могут выступать и органы местного самоуправления.
Существуют и другие субъекты, которые имеют отношение к социальному обеспечению граждан РФ. Например, внебюджетные фонды, профсоюзы, некоммерческие организации и т. д. являются вспомогательными субъектами, обеспечивающими достижение государственных целей. Данные организации функционируют в соответствии с действующим законодательством. Выделяют несколько видов государственной политики в сфере социального обеспечения: региональная и муниципальная.
В качестве объекта государственной политики социального обеспечения выступает население страны, как в виде отдельных граждан, так и в виде этих же граждан, включенных в определённые социальные группы (дети, инвалиды, пенсионеры и т. д.).
Среди основных функций, которые выполняет государственная политика в сфере социального обеспечения выделяют:
— обеспечение социальной безопасности (состояние, при котором социальные интересы общества защищены от внешних и внутренних факторов, например, несправедливого распределения благ, увеличения социального расслоения и уровня бедности и др.);
— социальная защита населения (снижение социальных рисков в том случае, если человек утратил способность к труду; необходимость получения квалифицированной медицинской помощи и др.). Функция реализуется посредством социальных выплат (пенсий, пособий и компенсаций).
На современном этапе в рамках функционирования государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в РФ выделяют шесть основных принципов:
- Принцип соразмерности экономических и финансовых ресурсов задачам, которые поставлены перед социальной политикой. Данный тезис свидетельствует о том, что в настоящее время, а также в будущем социальные проекты будут обеспечены бюджетными и другими финансово-экономическими средствами.
- Принцип социальной справедливости (предоставление людям одинаковых возможностей, независимо от их индивидуальных и социальных отличий).
- Принцип социальной солидарности. Характеризуется тем, что используется механизм перераспределения денежных доходов от более состоятельных участников общества к менее обеспеченным посредством системы налогов, сборов, пенсий и т. д.
- Принцип социальной компенсации — представляет собой восполнение ограничений, которые присутствуют у граждан, посредством создания необходимой и доступной инфраструктуры, предоставления льгот, социального обслуживания.
- Принцип социальных гарантий — предоставление некоторого определённого минимума социальных услуг, которые человек сможет гарантированно получить в сферах образования, здравоохранения, культуры и т. д.
- Принцип субсидиарности — обеспечивает взаимодействие и взаимодополнение ресурсов государственных, муниципальных и негосударственных учреждений при реализации социальной политики.
На сегодняшний день среди основных направлений социальной политики в РФ отмечают: охрану труда, здоровье население, установление определённого минимума размера оплаты труда, государственную поддержку семьи, пожилых граждан; предоставление медицинских и образовательных услуг и т. д.
Вышеуказанные направления реализуются посредством ряда методов, которые классифицируются на четыре группы:
— экономические (цены, налоговые платежи, экономические льготы, социальные выплаты);
— административно-распорядительные (например, выдача лицензий для осуществления какой-либо деятельности в сфере социального обслуживания);
— правовые и/или законодательные (осуществляют регулирование национальной экономики на основе действующих законодательных и правовых актов);
— идеологические (направлены на создание нравственно-этических понятий и норм общества).
В соответствии со всеми принципами и методами, которые указаны выше, в России ежегодно разрабатываются новые программы, ориентированные на социальную поддержку населения, дорабатываются уже имеющиеся проекты. Все программы имеют свой паспорт, где прописаны участники, этапы, цель и задачи, целевые индикаторы, объём бюджетных ресурсов, который предоставляется на каждый этап, и ожидаемые результаты программы. После реализации каждого этапа публикуется отчёт и оценка полученных данных.
Для проведения анализа эффективности государственной политики в сфере социального обеспечения была выбрана государственная программа «Доступная среда». Она будет завершена в 2025 году. Основная задача данного социального проекта — повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг, улучшить системы комплексной реабилитации и абилитации для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Оценка некоторых результатов данной программы в рамках 2018 года представлена в таблице 1.
Таблица 1
Оценка результатов программы «Доступная среда» по результатам 2018 года [4]
Индикаторы оценки |
Значение |
Рост доли объектов, которые доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты (в общем количестве объектов, имеющих отношение к приоритетным объектам социальной защиты) |
76,9 % |
Рост доли объектов, которые доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения (в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения) |
61,3 % |
Рост доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, которые получают дополнительное образование (в общей численности детей-инвалидов такого возраста) |
41 % |
Рост числа профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, адаптированных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья |
23 % |
Рост доли дошкольных образовательных организаций, которые имеют универсальную безбарьерную среду для инклюзивного образования детей-инвалидов (в общем количестве дошкольных образовательных организаций) |
18 %* |
* Источник данных: официальный сайт программы «Доступная среда»
Актуальные данные результатов программы «Доступная среда» на официальном сайте представлены пока что только за 2018 год. Ориентируясь на информацию, представленную в таблице 1, мы можем сделать вывод, что что поставленные задачи не выполнены в полном объёме, исходя из значений индикаторов. Поскольку важнейшей целью государства, ведущего социальную политику, выступает повышение уровня жизни и качества населения, следовательно, необходимо обратить особое внимание на данные показатели.
Наивысшую оценку в анализируемой нами выборке получил критерий оценки относительно доли объектов социальной защиты, ставших доступными для инвалидов и других недостаточно мобильных групп. Он составил около 76,9 %. В то же время самые низкие результаты получили такие критерии как «число образовательных организаций, здания которых приспособлены для лиц с ограниченными возможностями» и «доля школьных образовательных организаций, обладающих универсальной безбарьерной средой для инклюзивного образования детей-инвалидов» — по 23 % и 18 % соответственно.
Представленные в таблице 1 варианты оценки выступают показателями качества жизни. Данный критерий представляет собой интегральную характеристику образа жизни человека. Она формируется посредством изучения и анализа ряда показателей, отражающих физическое, психологическое и социальное благополучие населения, уровень удовлетворённости жизнью и т. д.
Поскольку в последние годы наблюдается рост численности инвалидов, необходимо обеспечить данной группе населения возможность участвовать в социально-экономических процессах. Требуется развивать и совершенствовать систему службы реабилитации, а также создавать необходимые условия, которые позволят интегрировать инвалидов в социальные процессы. Данные меры необходимы для развития государства как с экономической, так и с социальной стороны.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный источник]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
- Волкова, Н. С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. — 2019. — № 7. — С. 5–16.
- Государственная программа «Доступная среда» // Минтруд России [Электронный источник] — URL: https://mintrud.gov/ministry/programms/3/0
- Отчёт о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 за 2018 год // Минтруд России [Электронный источник]. — URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/275.