В данной статье рассматриваются основные задачи, функции и методы социальной политики государства. Также были проанализированы факторы социально-экономического развития нашей страны и даны рекомендации для перспективы ее развития.
Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, население, достойная жизнь, социальная справедливость.
В соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация является социальным государством. В связи с этим, его политика направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и развитие населения [1].
Основными критериями, которые позволяют оценить степень социальности государства, выступают:
— соблюдение прав и свобод человека, обеспечение стандартов достойной жизни для граждан;
— гарантия поддержки наиболее уязвимых групп населения;
— гарантия проведения государственной социальной политики, ориентированной на человека, а также создание благоприятных условий для реального участия граждан в принятии решений относительно управленческих вопросов на всех уровнях власти;
— соблюдение прав и гарантий в отношении духовного, культурного и нравственного развития граждан.
Социальный сектор играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности общества, а также в создании необходимых условий для его развития. Данная отрасль является одной из наиболее многогранных и динамичных областей, поскольку включает в себя множество сфер, социальные системы и подсистемы различных уровней, взаимоотношения между социальными слоями и группами. Все эти аспекты позволяют сделать вывод, что социальная сфера выступает одним из наиболее сложных объектов государственного управления. На основе вышесказанного были сформированы основные задачи социальной политики государства:
— гармонизация общественных отношений;
— создание и поддержание условий, необходимых для повышения материального благосостояния граждан для достижения нормального уровня жизни;
— обеспечение социальной защиты всех граждан, а также их социально-экономических прав.
Среди функций, которые выполняет социальная политика, необходимо отметить следующие [2, стр. 7]:
— стабилизирующая функция (предназначена для поддержания устойчивого состояния социальных отношений и положения у всех групп населения);
— стимулирующая функция (направлена на повышение и долгосрочную поддержку экономической и социальной активности населения);
— гарантирующая функция (устанавливается минимальный размер материальных благ, необходимый населению, для осуществления нормальной жизнедеятельности);
— защитная функция (оказание помощи уязвимым социальным группам).
Социальная политика осуществляется в соответствии с определёнными принципами. Например, социального равенства (равенство всех участников общества перед законом, а также равенство людей в национальных и религиозных аспектах).
Принцип социальной солидарности заключается в том, что предоставляется поддержка всем гражданам страны (на основе общности основных жизненных интересов и целей населения).
При осуществлении социальной политики государство в первую очередь ориентируется на принцип социальной справедливости. Трактовка данного принципа заключается в том, что необходимо предоставить рабочие места каждому трудоспособному участнику общества, а также гарантировать получение достойной заработной платы. К данному принципу относятся также такие критерии, как социальное обеспечение для инвалидов, детей, оставшихся без родителей; возможность получения доступного образования квалифицированной медицинской помощи; доступность спорта и культуры для населения.
Реализация перечисленных выше направлений на практике выступает фактической оценкой состояния экономики страны. Таким образом, показатели социальной политики, которые подвергаются оценке, значительно отличаются в зависимости от того, какое государство подвергается анализу.
Достижение социальной справедливости возможно только в тех странах, где присутствует достаточно высокий и стабильный темп экономического роста. При наличии данных критериев государство обладает необходимыми финансовыми ресурсами для улучшения социальной ситуации в стране.
Государство ставит перед собой задачи обеспечения занятости, регулирования доходов населения, предоставления социальных гарантий и обеспечения экологической безопасности. Особое внимание уделяется перераспределению доходов и поддержке беднейших социальных слоев. Государство выполняет эту задачу посредством защиты денежных доходов населения от инфляционного обесценения с помощью индексации, установления гарантированного минимума заработной платы, увеличения инвестиций и повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг.
К косвенным мерам относятся следующие: перераспределение налоговых выплат (изъятие части доходов у населения в форме налогов) и последующее предоставление трансфертов от государства наиболее уязвимым слоям населения.
Социальная государственная поддержка конкретных групп населения, а также оптимизация соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан способствует уменьшению такого явления, как социальное неравенство.
Для того чтобы оценить, насколько эффективно функционирует социальная политика, используются показатели [3, стр. 104]:
— уровень жизни населения (отражает объём реальных доходов на душу население, потребляемые человеком жизненные блага, условия жизни и трудовой деятельности населения);
— индекс человеческого развития (оценка уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия).
Наиболее важными факторами социально-экономического развития страны выступают образование, наука, здравоохранение. Качество жизни оценивается благодаря индексу развития человеческого потенциала [4, стр. 75]. Он учитывает как объёмы потребления материальных благ, так и возможности для развития человека, которые обеспечиваются системами здравоохранения и образования. Индекс человеческого потенциала позволяет оценить достижения государства посредством следующих критериев:
- Здоровье и долголетие населения (оценивается с помощью показателя ожидаемой продолжительности жизни).
- Возможность получить образование. Измеряется общим уровнем грамотности взрослого населения.
- Достойный уровень жизни населения, который оценивается с помощью показателя валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности.
- Эффективность функционирования социальной политики страны непосредственно зависит от качества удовлетворения социальных потребностей населения. Развитость общества, его социальная устойчивость, а также благополучие выступают критериями успешности функционирования социальной политики государства.
По состоянию на 2019–2020 годы индекс человеческого развития России составляет 0.824, что соответствует группе стран с очень высоким индексом.
Таким образом, необходимо отметить, что для эффективного регулирования социальной политики в России необходимо соблюдение трёх важнейших критериев:
1) расставление приоритетов при анализе социальных проблем;
2) увеличение уровня личного трудового дохода (чтобы население было в состоянии удовлетворять социальные, культурные и бытовые нужды);
3) развитие механизмов финансирования социального сектора.
Управление социальной сферой на государственном уровне на перспективу базируется на модернизации экономики, а также на последовательном повышении уровня жизни населения, уменьшении социального неравенства, сохранении культурных ценностей России, восстановлении и удержании экономической и политической роли страны на мировой арене. Вышесказанное подтверждает тот факт, что основное внимание планируется уделять инвестициям в человека.
Подводя итоги, необходимо отметить, что социальная сфера необходима для регулирования деятельности государства. Важность социального сектора также объясняется тем, что без основной части — населения — государство не могло бы существовать. На современном этапе разрабатывается и создаётся большое количество законов и нормативных актов, основная задача которых заключается в удовлетворении потребностей населения и обеспечении их комфортного проживания.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный источник]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
- Волкова, Н. С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. — 2019. — № 7. — С. 5–16.
- Клюев, А. Ю. Приоритеты управления в социальной сфере в условиях трансформации общественных процессов // Управленческое консультирование. — 2017. — № 6. — С. 103–110.
- Скворцова, О. А. Государственное управление социальной сферой // XXI Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. — 2019. — С. 73–76.