Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX — начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.11.2020

Статья просмотрена: 1832 раза

Библиографическое описание:

Истомина, И. В. Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX — начале XX века / И. В. Истомина, А. Г. Капустина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75746/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье выделяются и описываются основные тенденции моды в Европе и влияние этих модных тенденций на русскую моду. Значительное внимание уделяется событиям, которые оказали влияние на моду, а также основным элементам одежды и аксессуарам. Таким образом данная статья помогает нам создать образ дамы начала XX в.

Ключевые слова: мода, одежда, платье, модерн, шляпки.

Одежда — это та часть нашей жизни, без которой мы не можем обойтись. Одежда так же может быть не только предметом гардероба и некой материальной ценностью, которую создает сам человек, а одежда может быть частью культуры, которая содержит в себе и материальную, и духовную часть. Одежду так же можно рассмотреть как некую часть декоративно-прикладного искусства, которая будет исключительно преображать человека, а так же может нести его национальную принадлежность.

Если рассмотреть одежду как часть культуры или же часть декоративно-прикладного искусства, то можно заметить, что одежда отражает в себе как раз тот уровень развития, который присущ эпохи ее носителя. Одежда так же может отражать и погодные условия, в которых проживал ее носитель, а также эстетические и моральные представления о красоте человека.

Благодаря изучению развития и изменений форм одежды, ее конструкцию, декоративную часть, материалы, которые используют для пошива, а так же цвета костюма и способ его ношения, мы вместе с этим можем изучить социально-экономические условия эпохи и страны, черты культуры, искусства и общий художественный стиль в целом.

Мировую моду всегда диктовали, и будут диктовать две европейские страны — Франция и Англия. В конце XIX- начале XX в. в мире нарастает тенденция женской эмансипации, в связи с этим женский образ начинает меняться. В моду входит упрощенный вариант кроя и отделки одежды. Все линии в одежде становятся прямыми, а завершает все это — прямой крой. На самом деле, в большинстве случаев, мода на прямой крой вошла в мир одежды лишь благодаря появлению, а потом и повсеместному распространению швейных машинок, которые были исключительно прямострочными.

С конца XIX в. моду диктуют художники-модельеры, так называемые кутюрье. Среди них особо популярными были: Чарль Ворт, Жак Дусе, Жанна Пакен, сестры Калло, Поль Пуаре [12, с.105].

Вообще, саму моду к началу XX в. можно считать демократичной и практичной. Но в индустрии моды тогда было не все так гладко. Все чаще стали происходить нападки на корсеты, да и на форму одежды в целом. А в 1905 году Поль Пуаре представил миру первое платье рубашечного кроя, которое необходимо было носить без корсета. Начало XX в. так же славилось нарастающим движением феминисток, которые пытались влиять на форму и стиль одежды. Сами женщины, в начале XX в. становятся активными, их начинает интересовать спорт, женщины стали все чаще обучаться в высших учебных заведениях, что и определило новые требования к одежд — упрощение, а в некоторых случаях и унификация.

По мере активности женщин — растет и их гардероб. В гардеробе дам теперь можно найти наряды для дома, для визитов, балов, а также для путешествий, ведь с распространением железных дорог, путешествия стали популярным видимо отдыха. В гардеробе женщин теперь можно встретить и наряды для занятий спортом. Например, одним их таких является платье амазонка — женское платье для верховой езды с юбкой особой асимметричной конструкции [7, с.126].

Что же влияло на изменение моды? Например, в 1870–1871 году произошла Франко-прусская война. Война оказала огромное влияние на нравы и вкусы парижан, что потом и отразилось на моде всего мира. В это время в моду входит траур. Женщины носили скромные платья, обязательно темных оттенков. Но восстановив свои силы и промышленность после войны, Франция вновь начинает оказывать неимоверное влияние на моду, только уже в позитивном ключе. Поэтому в России в 1880–1890 гг. в мире, а особенно в России господствует позитивизм. Особенностью данного стиля можно считать яркое отражение пышных вкусов буржуазии [5, с.89]. В моде приветствуется чрезмерная роскошь, одежду богато украшают, пытаются сочетать несочетаемое. Дамы стараются обильно украсить себя аксессуарами, обязательно продемонстрировав стоимость вещей.

В 1890–1913 в мире возникает стиль модерн. Во времена стиля модерн в моду возвращаются уже давно забытые: ампир, восточные культуры, готика. Модерн, как новый стиль в культуре, оказал свое влияние на форму одежды и силуэт дам. Силуэт дам теперь своей формой напоминает букву S. Благодаря корсету фигура девушки выглядела таким образом: грудь поднята, утянутая талия, приплюснутый живот, а линия спины от талии имела прогиб под прямым углом [10, с.296].

Большое влияние на моду начала XX в. оказывает русский балет под руководством Дягилева. Гастроли балетной труппы во Франции в 1909 году произвели огромное влияние на публику, не только своим танцевальным талантом, но и своими костюмами, которые создал художник и дизайнер Бакст, что П. Пуаре создал свою восточную коллекцию костюмов, которые проникли в массовую культуру. Под влиянием балета «Шахерезада», в 1910-х годах в моду входит прозрачные ткани, большие декольте и открытые плечи, что вскоре стало называться «нагой модой». А связано было это с тем, что в данном спектакле балерины танцевали в особых костюмах, в которых отсутствовал корсет и были полупрозрачные ткани. А сами русские балеты внесли в Европе моду на все русское [9, с.187].

В связи с этим в 1911 году Поль Пуаре приехал в Россию. Ему очень полюбилась русская культура, а особенно русская национальная одежда — сарафаны, кокошники. Что им даже была создана собственная коллекция под названием «Казань», которая включала в себя наряды в русском стиле.

Все-таки в моде было то, что конкретным образом отличала одежду русских и европейских дам — это цвет одежды. Европейские дамы предпочитали не яркие, приглушенные цвета в одежде, а русские дамы наоборот, любили носить все яркое и пестрое, а особо любимыми цветами считались малиновый и лиловый. Такая любовь к яркому цвету была связана с особыми погодными условиями. На фоне долгой и холодной зимы девушкам хотелось окружить себя яркими цветами и блестящими украшениями. Таким образом девушки старались наполнить свою жизнь яркими красками и восполняли недостаток солнца.

В XX век женщины вошли в одежде, которая особо ничем не отличалась от одежды предыдущих столетий. Но уже благодаря модельерам, в начале XX века одежда начинает модернизироваться. Благодаря французскому модельеру Ворту, одежда стала немного свободнее, но дамы все так же использовали корсет, который скрывал маскирующий корсет. Поверх этих корсетов обычно надевали верхнюю часть костюма, которая все так же была узка, или же надевали само платье. В моде были высокие и узкие воротники-стойки, которые постоянно накрахмаливали. Такой воротник требовал идеально прямую посадку головы. Юбки все так же оставались длинной до пола и были похожи своей формой на колокол [12, с.59].

Большим успехом начала XX в. можно считать первый костюм, который не требовал ношение корсета. Такой костюм разработал Поль Пуаре и представил его миру в 1903 году. А в 1906 году Полем Пуаре был разработан новый стиль. В таком стиле дамы освобождались от корсета и в моде была завышенная талия. Получается, что именно в начале XX в. появляется новый силуэт, который не менялся еще со времен Возрождения. До этого было много попыток уйти от корсетов, но они не увенчались успехом. Получается, что только Полю Пуаре это удалось, при чем в своих мемуарах им было отмечено, что это была лишь попытка внести в мир моды новые каноны прекрасного [11, с.110].

Начиная с 1900-х гг. в моде были миниатюрные женщины, идеальным ростом считался рост 1,55–1,60 м., при этом у девушки должна была быть объемная грудь. Для достижения такого идеального силуэта в одежде использовали некие уловки — применяли драпировки, рюши, особые ватные подушечки. Женщины стремились манить мужчин своими формами и при этом не оставаться худой. Как и в предыдущие столетия женщины старались иметь светлую, фарфоровую кожу. Загар считался «низким» для высших сословий и поэтому загорелыми могли быть только крестьянки, которые весь свой день проводили в поле. А дамы высших сословий, повторяя за француженками обильно пудрились рисовой пудрой.

Обязательным в гардеробе каждой дамы высшего сословия была вещь из коллекции Жанны Пакен. Одна из коллекций была выпущена в 1905 году и включала в себя наряды с завышенной талией, а в 1906 году вышла коллекция содержащая в себе вещи в японском стиле.

А одним из интереснейших и необычных элементов одежды являлась «хромая» юбка. Появилась она в 1910 году, а суть данной юбки заключалась в том, что она была настолько узкой у щиколоток, что дамы с трудом могли в ней передвигаться. Одной из первых кто надел такую юбку была французская актриса Сесиль Сорель. Надев эту юбку, актриса смогла довольно долго простоять в изысканной позе. Но на самом деле такие юбки не носили повседневно, могли надеть лишь на торжество. А после первой мировой воны «хромая» юбка пропала из гардероба модниц [10, с.352].

С 1870-х и до конца XIX повсеместно в моде турнюры. Турнюр — специальное приспособление для формирования объема в женском платье Турнюр делался в виде подушечки из ваты или специальной конструкции с металлическими пластинами. Турнюр подкладывали к юбке сзади у талии, благодаря чему линия спины оттопыривалась. Турнюр ввел в моду Чарль Ворт. Но в 1893 году пустили слух, что в моду опять войдут кринолины. Вот что писали в журналах по этому поводу: «Пронесшийся слух о моде на кринолины, так напугавший женщин со вкусом, оказывается лишенным всякого основания» [2, с.485]. В 1890 — х годах возвращается мода на «ампирные» платья с завышенной талией. В журнале «Нива» писали «носят платья времен Империи, однако эта довольно туго и преимущественно в великосветском кругу» [2, с.305–306].

К 1890 году вновь возвращаются, уже когда-то модные в 1830-е, широкие рукава «жиго» или попросту буфы. Такие рукава были широкими на уровне плеча, но ближе к локтю сужались. Объем такого рукава рос вплоть до 1906 года, тогда эти рукава и перестали быть актуальными.

Как выглядели бальные платья в начале XX в.? Начиная с 1890-х годов в моду вошли платья преимущественно светлых оттенков, сделанные из атласа. Обязательны для каждого платья был бархатный шлейф, который украшали золотым шитьем. Как же на иностранном балу можно было отличить русскую даму от европейской? В отличии от европейских дам русские дамы старались всегда выглядеть ярко и эффектно. К примеру, англичанкам требовалось лишь надеть шляпку со страусиными перьями и шлейф, который крепили к плечам. А вот русские дамы выглядели более чем эффектно, они производили неизгладимое впечатление красотой и богатством платьев. Светская дама Мария Сергеевна Багрятинская, правнучка фельдмаршала Суворова, жены флигель адъютанта императора Николая II, присутствовала на коронации императора Николая II в 1896 г. В своих мемуарах она описывает платье, которое надела на данное мероприятие: «Мое придворное платье было сделано из небесно голубого бархата, вышитого серебром по моде империи Марии Луизы. Передняя вставка была из белого атласа, расшитого так же, как и юбка. Корсаж с острым мыском спереди и сзади и шлейф длиной около пяти метров. Кокошник (головной убор) был изготовлен из бархата в тон платью и украшен бриллиантами» [1, с.152].

Как уже говорилось выше, к началу XIX в. дамы становятся активней, благодаря этому в их гардеробе появляются специальные наряды. Одним из таких нарядов было платье Амазонка. Амазонка — платье для верховой езды, где юбка имела особую асимметричную конструкцию. Название от мифического племени амазонок, обитавших в Малой Азии. Амазонка появилась лишь в XIX в., именно тогда езда на лошадях стала для дворянок обычным явлением. Изначально, если дамы ездили на лошадях, то для этого использовали мужское платье. К концу XIX в. появляется уже специальное дамское седло, и фасон амазонки делали подходящим для такого седла.

Начало XX в. в мире моды в Европе и в России условно можно поделить на 3 этапа. Первый этап — 1900 год, осанка правильная, талия на одежде совпадает с расположением талией на теле дамы, в моде широкие рукава «жиго» или буфы. Второй этап — 1901–1905 гг., рукава становятся уже, а сами буфы спускаются к локтю. Силуэт дамы напоминает букву S. Особо модными были вещи из коллекции Жанны Пакен, где была завышенная талия. Третий этап — 1905 -1907 гг. Жанна Пакен выпускает в 1906 году коллекцию с японскими мотивами, что было очень актуально в тот период, дамы высших сословий обязательно должны были иметь любую вещь из этой коллекции в своем гардеробе. В силуэте дам талия становится уже, а объемные рукава снова возвращаются в моду [4, с.193].

А каким образом дамы украшали себя? Обязательным элементом и аксессуарам дам были шляпки. В начале XX в. в моде были шляпки невероятных размеров. А что бы шляпка могла держать свою форму, в нее вставляли каркас из проволоки. Но шляпки были настолько огромны, что они стали объектом для насмешек карикатуристов. Часто такие шляпки изображали в виде бельевых корзин, которые были наполнены перьями [2, с.365]. Такие большие шляпки могли так же и нанести вред здоровью. Например, в произведении Засосова Д. А. и Пызина В. И. Из жизни Петербурга, приводится такой пример. «С дамскими шляпами были связаны и несчастные случаи. Дамы носили длинные волосы и большие прически. Чтобы шляпа держалась на голове, ее прикалывали к волосам длинными булавками длиной тридцать и более сантиметров. Бывали случаи, когда в тесной толпе острые концы этих булавок царапали лица соседей и даже выкалывали глаза. Позже было издано административное распоряжение, чтобы эти булавки продавались только с наконечниками, но они часто терялись, и несчастные случаи повторялись» [6, с.180].

Требования к шляпкам в тот период было лишь то, что бы не было заметно как она прикреплена. Шляпка должна была едва касаться прически. Того же эффекта добивались и от декора. Популярны были украшения из перьев, которые напоминали собой птичку, которая могла сию минуту слететь со шляпки. Высоко ценились перья страусов, цапли или же райской птицы. Известен факт, что в Россию в 1900 году было ввезено 500 тонн пера страуса для украшений. Следовательно, самыми модными шляпками в начале XX в. были шляпки, украшенные перьями страуса. Такие шляпки могли носить только лишь дамы высших сословий. А простые модницы носили шляпки, украшенные перьями птиц, которых можно встретить в России — это чайки, орлы, куропатки [3, с.305].

Франция всегда задавала тенденции моды, так же было и с украшениями. Париж показал какие могут быть драгоценности благодаря своим знаменитым актрисам и красавицам, которых вскоре прозвали «большими горизонталками», открытки с изображениями таких красавиц расходились по всей России невероятными количествами. В модных русских журналах часто писали о стоимости таких бриллиантах. Вслед за Парижем, в России тоже стали появляться свои звезды, за которыми внимательно следили модницы. Русские дамы обретали Отечественных идолов, за которыми не только следили, но и подражали им, особенно старались повторить их внешний вид [8, с.74].

А в 1913 году происходит еще одно событие, которое меняет женский силуэт. Художница Наталья Гончарова создала новый образ дамы. Великий русский импресарио Сергей Дягилев так описывал эти ее работы: «Она создала моду на черно-белые и оранжево-синие платья-рубашки. Она стала рисовать цветы на лице. И вот, вслед за Натальей Гончаровой, аристократки и представительницы богемы стали выезжать в санях с лошадками, домиками и слониками, нарисованными на щеках, лбу или шее». Сергей Дягилев сообщает о московских модницах 1913 года, которые усеивали лицо изображениями жемчужин и кинжалов, а сама Наталья Гончарова покрывала свое лицо ультрамариновым тоном, скрывавшим естественные черты ее лица.

Таким образом, мы видим, что в начале XX в. в России вслед за Европой происходит упрощение женского силуэта. Шляпки обильно украшали перьями, привезёнными из Европы. А в мире моды господствовал модерн.

Литература:

  1. Багрятинская М. С. Моя русская жизнь. — М.:Центрполиграф, 2006. — 358 с
  2. Беловинский Л. В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа XVIII — начало XX в. — М.: Эксмо, 2007. — 783 с.
  3. Бердник Т. О., Неклюдова Т. П. Дизайн костюма. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 448 с.
  4. Будур Н. История костюм. — М.: Олма-Пресс, 2002. -480 с.
  5. Васильев А. А. — Русская мода. 150 лет в фотографиях. — М.: Слово, 2004. — 150 с.
  6. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890–1910-х годов.- Л.: Нева, 1991. — 302 с.
  7. Захаржевская, Р. В. История костюма. — М.: РИОПОЛ классик, 2005. — 288 с.
  8. Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII- начала XX века. Из собрания государственного Эрмитажа. — Ленинград: Художник РСФСР, 1979. — 295 с.
  9. Нанн Дж. История костюма. — М.: Астрель, 2003. — 343 с
  10. Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды.– СПб.:Алтейя, 2010.– 442 с.
  11. Скуратовская М. В. 100 великих творцов моды.– М.: Литера, 2005. — 258 с.
  12. Тиль Э. История костюма. — М.: Легкая индустрия, 1971. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, мода, дама, одежда, Европа, завышенная талия, платье, шляпка, мир моды, силуэт дам.


Ключевые слова

одежда, мода, модерн, платье, шляпки

Похожие статьи

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Греческий стиль в современном женском образе

В статье проанализировано влияние древнегреческого женского костюма и причесок на современный женский образ.

Методы работы со стилем. Русский стиль в мировой моде

В статье автор анализирует методы работы над стилем в условиях меняющейся моды; подробно рассматривает русский стиль в мировой моде, уделяя внимание образу русской женщины.

Мебель ампира в прошлом и в современном дизайне

В статье проанализирован дизайн мебели ампира XIX и XXI вв.

Стиль лолита как субкультура в массовой культуре Японии

Актуальность темы заключается в том, что японские субкультуры и культура в целом привлекает молодежь других стран мира и оказывает на нее существенное влияние. В статье рассмотрена одна из самых известных молодежных субкультур Японии, история ее появ...

Мир моды и политики в эпоху правления Елизаветы Петровны и в современной России

В статье автор пытается проанализировать модные тенденции эпохи правления Елизаветы Петровны, изучить связь моды и политики, как в 1741–1761 гг., так и в настоящее время.

Анализ системы производства и потребления одежды в модной индустрии

В статье анализируется ряд проблем существующей системы производства и реализации одежды в модной индустрии, а также рассматриваются современные модели потребления, основанные на инновационных технологиях изготовления бесшовной одежды.

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги. Выявляются их влияние на современную массовую культуру. Отмечается вклад японского художественного стиля в новые западные визуальные продукты. Прослеживается тенденция становлени...

Продвижение бренда на рынке молодежной дизайнерской одежды в России

В статье выявлен наиболее эффективный канал распространения на российском рынке молодежной дизайнерской одежды, а также характерные черты контента, являющиеся наиболее привлекательными для целевой аудитории рынка.

Тенденции изменения образа женщины в рекламе

Проблематика настоящей статьи — анализ тенденций в изменении образа женщины в рекламе в ХХ-ХХI веков, эффективность использования женского образа в рекламных целях.

Похожие статьи

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Греческий стиль в современном женском образе

В статье проанализировано влияние древнегреческого женского костюма и причесок на современный женский образ.

Методы работы со стилем. Русский стиль в мировой моде

В статье автор анализирует методы работы над стилем в условиях меняющейся моды; подробно рассматривает русский стиль в мировой моде, уделяя внимание образу русской женщины.

Мебель ампира в прошлом и в современном дизайне

В статье проанализирован дизайн мебели ампира XIX и XXI вв.

Стиль лолита как субкультура в массовой культуре Японии

Актуальность темы заключается в том, что японские субкультуры и культура в целом привлекает молодежь других стран мира и оказывает на нее существенное влияние. В статье рассмотрена одна из самых известных молодежных субкультур Японии, история ее появ...

Мир моды и политики в эпоху правления Елизаветы Петровны и в современной России

В статье автор пытается проанализировать модные тенденции эпохи правления Елизаветы Петровны, изучить связь моды и политики, как в 1741–1761 гг., так и в настоящее время.

Анализ системы производства и потребления одежды в модной индустрии

В статье анализируется ряд проблем существующей системы производства и реализации одежды в модной индустрии, а также рассматриваются современные модели потребления, основанные на инновационных технологиях изготовления бесшовной одежды.

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги. Выявляются их влияние на современную массовую культуру. Отмечается вклад японского художественного стиля в новые западные визуальные продукты. Прослеживается тенденция становлени...

Продвижение бренда на рынке молодежной дизайнерской одежды в России

В статье выявлен наиболее эффективный канал распространения на российском рынке молодежной дизайнерской одежды, а также характерные черты контента, являющиеся наиболее привлекательными для целевой аудитории рынка.

Тенденции изменения образа женщины в рекламе

Проблематика настоящей статьи — анализ тенденций в изменении образа женщины в рекламе в ХХ-ХХI веков, эффективность использования женского образа в рекламных целях.

Задать вопрос