Актуальность исследования связана с повышением востребованности качественно проводимых организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, которые позволяли бы достигнуть комплексного результата за счет оптимального распределения двигательной нагрузки, времени, режима работы среди обучающихся младшего школьного возраста.
Ключевые слова: физическое воспитание, младший школьный возраст, начальная школа.
Объект исследования: процесс физического воспитания в начальной школе.
Предмет исследования: фитнес-аэробика как способ организации физического воспитания в начальной школе.
Цель исследования: разработка подходов к применению фитнес-аэробики в качестве средства для организации физического воспитания обучающихся в начальной школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что фитнес-аэробика будет способствовать повышению уровня двигательной активности, физического развития и функционального состояния обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- Охарактеризовать анатомо-физиологическое развитие детей младшего школьного возраста.
- Описать использование фитнес-аэробики в целях физического воспитания обучающихся начальной школы.
- Исследовать начальный уровень физической подготовленности обучающихся.
- Разработать и оценить эффективность фитнес-аэробики как средства физического воспитания в начальной школе.
Занятия физическими упражнениями — неотъемлемая часть физического воспитания и любой организованной двигательной активности, которая положительно сказывается на физическом и психологическом благополучии каждого занимающегося человека. На современном этапе теория и практика организации физической подготовки выработала множество организационно-методических форм построения занятий физическими упражнениями, которые позволяют достигнуть цели физического воспитания, привести функциональные резервы организма в норму, улучшить внешний вид и т. д. Особое место в данной структуре занимают современные средства физического воспитания, в частности, фитнес-аэробика.
Проблема исследования состоит в том, что существующие труды в сфере организации занятий физическими упражнениями в начальной школе, как правило, чересчур комплексно подходят к рассмотрению вопроса о многообразии организационно-методических форм, не выделяя подходы для нацеленного применения фитнес-аэробики в отношении занимающихся. Фитнес-аэробика, между тем, может быть выделена в качестве одного из способа проведения занятия физической культурой в начальной школе, в направлении развития того или иного физического качества, в то время как подобный чересчур общий подход не позволяет раскрыть всех особенностей и деталей подготовки и проведения занятия.
Участниками эмпирического этапа исследования стали 20 детей младшего школьного возраста (9–10 лет), распределенные в две выборки: контрольную выборку (n = 10) и экспериментальную выборку (n = 10).
В структуру диагностирующего инструментария для организации исследования уровня здоровья обучающихся младшего школьного возраста, вошли следующие методы: опрос и тестирование. Охарактеризуем отобранный диагностирующий инструментарий:
- Анкета самооценки уровня здоровья.
Текст анкеты представлен в приложении. Анкета составлена на основе рекомендаций по физической активности для детей младшего школьного возраста, представленных в труде Н. В. Решетникова
- Комплексная методика Н. Б. Танбиана «Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям»
Данная методика выполняется руководителем исследования при наблюдении за занятиями с группой испытуемых, которую ведет учитель физической культуры в школе. Используя 5-балльную шкалу (где 1 — низкий уровень и 5 — наилучший уровень)
- Оценка уровня физической подготовки в соответствии с пробами.
Были предложены следующие упражнения из структуры нормативов ГТО для обучающихся 2 ступени (9–10 лет):
- Подтягивание на перекладине из виса на высокой перекладине для мальчиков, из виса лежа на низкой перекладине для девочек.
- Бег на 60 м.
- Бег на 1 км.
Произведенный анализ первичной диагностики участников эмпирического исследования позволил нам выделить необходимость разработки и внедрения программы внеурочной деятельности «Фитнес-аэробики» в качестве средства физического воспитания в начальной школе.
Цель программы: установление максимально эффективных условий посредством фитнес-аэробики для формирования положительного восприятия идеи двигательной активности и здорового образа жизни в повседневной жизнедеятельности детей младшего школьного возраста.
Занятия проводились в течение 6 месяцев, 2 раза в неделю.
Целью контрольного этапа исследования было определение эффективности апробированной программы применения фитнес-аэробики среди участников эмпирического исследования. С этой целью было осуществлено вторичное изучение показателей здоровья и физического состояния детей младшего школьного возраста в двух выборках.
По итогам реализации формирующего этапа исследования повысился общий мышечный тонус тела участников экспериментальной группы, снизилось потоотделение, кожа приобрела более светлый, здоровый оттенок. Ближе к окончанию апробации программы участники стали менее утомляемыми, могли сохранять повышенную активность на более продолжительный период. Практически достигли оптимального уровня показатели внимания и общего состояния тела участников Программы по итогам выполнения большинства упражнений на двигательную активность.
Исходя из этого, мы можем заключить, что формирующий этап программы внес свои положительные изменения в улучшение качества жизни участников экспериментальной выборки. Тем не менее, для того, чтобы доказать истинность выдвинутой гипотезы, представим сводную таблицу оценки физической подготовленности участников двух выборок испытуемых в виде таблицы (табл. 1):
Таблица 1
Оценка физической подготовленности испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего этапа
Уровень |
Процентный показатель |
||
До |
После |
||
Экспериментальная группа |
|||
1. Уровень выше среднего |
20 % |
40 % |
|
2. Средний уровень |
30 % |
30 % |
|
3. Уровень ниже среднего |
40 % |
30 % |
|
4. Низкий уровень |
10 % |
- |
|
Контрольная группа |
|||
1. Уровень выше среднего |
30 % |
30 % |
|
2. Средний уровень |
20 % |
20 % |
|
3. Уровень ниже среднего |
30 % |
30 % |
|
4. Низкий уровень |
20 % |
20 % |
|
Отсюда следует вывод, что программа обнаружила свою эффективность, но для достижения более качественного результата требуется увеличение длительности формирующего этапа исследования минимум до одного года.
Литература:
- Андреенко Т. А., Артамонова А. Д. Применение физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культурой / Т. А. Андреенко, А. Д. Артамонова // Наука-2020. — 2019. — № 5. — С. 43–47.
- Бутин И. М. Развитие физических способностей детей / И. М. Бутин, А. Д. Викулов. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 80 с
- Горбанева Е. П. Основы фитнес-аэробики / Пармузина Ю. В., Горбанева Е. П. — Волгоград: ВГАФК, 2011. — 149 с.
- Кенарева Л. Ф. Фитнес в оздоровительной физической культуре и спорте / Л. Ф. Кенарева. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017. — 65 с.
- Кукоба Т. Б. Фитнес-технологии. Курс лекций / Т. Б. Кукоба. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 233 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 543 с.