Разработка интерфейса информационной системы учебно-методического отдела университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.11.2020

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Павелкина, К. И. Разработка интерфейса информационной системы учебно-методического отдела университета / К. И. Павелкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 25-30. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75754/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор рассматривает автоматизацию и проектирования интерфейса ИС учета методического обеспечения по дисциплинам, что включает в себя формирование карт методического обеспечения, списка недостающих позиций и составления плана издания для кафедр.

Ключевые слова: автоматизация, информационная система, проектирование интерфейса ИС, высшее учебное заведение, учебно-методическое обеспечение.

В настоящее время в каждой организации существует огромное множество информационных потоков. С каждым днем эти потоки увеличиваются. На каждом предприятии встает вопрос, как управлять этими данными и эффективно структурировать эту информацию. Автоматизация достигается при помощи проектирования баз данных. Если не было бы баз данных, то информация находилась в неразберихе, и это очень мешало бы производственному процессу [4, c. 48].

Для перевода существующей информации в электронный формат существует множество веских причин. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать оптимальным для пользователя образом. Создание информационной системы поможет осуществить эффективное взаимодействие всех отделов вуза и получать оперативную информацию.

Учебно-методический отдел является структурным подразделением Поволжского государственного университета сервиса и занимается организацией учебно-методической работы. Одной из главных задач отдела является учет методического обеспечения по дисциплинам, что включает в себя формирование карт методического обеспечения, списка недостающих позиций и составления плана издания для кафедр.

Автоматизация учебно-методического отдела актуальна на сегодня, так как процесс формирования карты методического обеспечения трудоемкая работа. Кроме того, информация учебно-методического отдела используется в образовательном процессе и необходима таким подразделениям, как, кафедрам, представительствам, а также студентам. Своевременное представление актуальной и достоверной информации даст возможность быстрого принятия решений при сложившихся обстоятельствах. Создание информационной системы поможет осуществить эффективное взаимодействие всех отделов вуза и получать оперативную информацию. Это возможность перейти на новый этап в управлении деятельностью ПВГУС.

Информационная система учебно-методического отдела состоит из четырех модулей: справочники, работа с картами УМО, планирование и отчеты.

На рисунке 1 представлена структура меню программы, которая создана для учета методического обеспечения и работы с планом издания в учебно-методическом отделе университета. Структура меню программы показывает возможности информационной системы учебно-методического отдела. Пункт меню «Отчеты» позволяет формировать отчеты «Обеспеченность кафедры» и «Выполнение плана издательства» в виде Excel документов. Главная форма программного приложения для учебно-методического отдела осуществляет доступ ко всем формам проекта.

Одним из пунктов меню являются справочники, в которых представлены следующие формы: направления и учебные планы, дисциплины, кафедры и авторы-преподаватели, литература, виды обеспечения. Рассмотрим подробное описание этих справочников.

Данные справочников являются исходной информацией для формирования карты методического обеспечения, путем SQL запросов с помощью них формируют сведения об обеспеченности дисциплин методическими пособиями. В справочники можно вводить новую, удалять существующую запись, а также изменять их и сохранять текущие изменения.

Структура меню программы

Рис. 1. Структура меню программы

Рассмотрим справочник «Направления и учебные планы» (см. рис. 2). Данная форма позволяет просмотреть списки направлений подготовки и специальности, по которым обучаются студенты в университете.

Форма «Направления и учебные планы»

Рис. 2. Форма «Направления и учебные планы»

Данная форма позволяет просмотреть списки направлений подготовки и специальности, по которым обучаются студенты в университете, при этом таблицы «Направления и специальности», «Списки учебных планов» и «Дисциплины учебных планов» связаны отношением — главная-подчиненная, что позволяет при выборе направления или специальности в правой таблице отобразить список ее учебных планов.

Форма «Дисциплины» отображает список дисциплин всех направлений или специальностей. В данной группе объектов находятся компоненты, предназначенные для добавления новой дисциплины, для этого в TextBox необходимо ввести определенное название и нажать на кнопку «Добавить дисциплины» после успешного добавления появится информационное окошко с подтверждением действия, после успешного ввода новой дисциплины она появится в общем списке. При помощи кнопки «Удалить дисциплину» можно убрать из списка ненужную или неправильную дисциплину.

На форме «Список литературы» отображен список имеющихся изданий с их авторами, годом издания, городом и статусом данного издания. В данной форме имеются кнопки «Изменить/Добавить по образцу», «Добавить литературу», «Удалить литературу».

Пункт меню справочников «Виды обеспечения» открывает форму со списком видов обеспечения по дисциплинам (см. рис. 3). С помощью кнопок, расположенных на форме, представленный список можно редактировать, добавлять и удалять конкретные записи.

Форма «Виды методического обеспечения»

Рис. 3. Форма «Виды методического обеспечения»

Одной из главных форм приложения является форма «Карта методического обеспечения» (см. рис. 4), данные которой являются исходными для формирования карты дисциплин.

Форма «Карта методического обеспечения»

Рис. 4. Форма «Карта методического обеспечения»

На данной форме представлена таблица «Карта МО по направлению или специальности» с информацией о коде карты МО, шифра направления или специальности и его названия. В правой части формы отражена подчиненная таблица с названием учебного плана и его годом. В данной форме предоставляется возможность добавить новую карту направления или специальности. Для этого необходимо выбрать из выпадающего списка нужное наименование, справа отображается шифр выбранного направления, и нажать на кнопку «Добавить карту МО по специальности или направлению», после нажатия на кнопку данная карта добавится в общий список карт МО.

Для того чтобы просмотреть подробно карту МО направления или специальности нужно выбрать определенное направление или специальность и нажать на кнопку «Показать дисциплины карты МО». Затем отобразится форма с подробной информацией по карте МО (см. рис. 5). На данной форме представлена текущая информация по определенному направлению или специальности, в частности информация обо всех дисциплинах, видах методического обеспечения этих дисциплин, а также обеспеченность данных дисциплин литературой. Здесь также можно отследить наличие и потребность в определенных методических изданиях. Рассмотрим поподробнее каждую из таблиц на данной форме.

Первая верхняя левая таблица отражает информацию о дисциплинах выбранной специальности или направления. Данная таблица была связана с таблицами «Данные учебного плана» и «Дисциплины» при помощи SQL-запроса, который отразил необходимые столбцы. Когда добавляется новая специальность или направление в карту МО, то необходимо также добавить дисциплины. Для этого нужно выбрать из правой верхней таблицы с перечнем учебных планов учебный план и нажать на кнопку «Добавить дисциплины из учебного плана» в итоге добавятся дисциплины, если нажать повторно при заполненных дисциплинах на данную кнопку, то появится окошко с предупреждением, что дисциплины уже введены.

Форма «Дисциплины карты МО специальности или направления

Рис. 5. Форма «Дисциплины карты МО специальности или направления

Также имеется возможность удалить ненужные дисциплины из таблицы. Для более удобного поиска по дисциплинам имеется возможность фильтрации и поиска записей, под таблицей с дисциплинами представлены данные возможности.

В нижней левой таблице «Виды методического обеспечения» уже добавлены все виды методического обеспечения, но когда их нет в списке, это сделать можно при помощи нажатия на кнопку «Показать УМО дисциплины и добавить виды издания». После нажатия этой кнопки появляется следующая форма, в которой и можно добавить все виды методического обеспечения, нажав на кнопку «Добавить вид издания».

В таблице «Вид методического обеспечения дисциплины» можно увидеть непосредственно название методического обеспечения и его наличие или потребность. Для изменения наличия или потребности необходимо встать на нужную строку и внизу отобразиться название этого обеспечения. Затем заполнить пустые окошки с информацией о наличии или потребности и нажать на кнопку «Изменить наличие и потребность», сразу же эта информация добавиться в таблицу.

Для того чтобы добавить нужную литературу по определенному виду, обеспечению, и необходимой дисциплине, следует в верхней левой таблице выбрать строку, затем в левой нижней таблице выбрать вид методического обеспечения и уже в нижней правой таблице добавлять издание. Для добавления издания предусмотрена кнопка «Добавить литературу к видам метод обеспечения». После того, как была нажата эта кнопка, откроется форма «Общий список всех изданий». Из этого списка нужно выбрать необходимую литературу и нажать на кнопку «Добавить в карту метод обеспечения». Данная литература появиться на предыдущей форме в списке изданий для определенной дисциплины. Если больше не нужно добавлять издания, то можно закрыть данную форму и работать с предыдущей формой. На форме «Дисциплины карты МО направления или специальности» появиться в таблице «Обеспеченность литературой дисциплины» добавленная литература. Если она оказалась неправильной, то ее можно удалить, нажав на соответствующую кнопку.

Именно форма «Дисциплины карты МО специальности или направления» является ключевой при составлении карты методического обеспечения дисциплин. На ней можно отследить литературу, наличие и потребность в ней. Также имеется возможность скопировать данные из другой карты. Для этого необходимо нажать на одноименную кнопку «Скопировать данные из другой карты». Эта возможность реализована для того, чтобы было можно копировать издания для одинаковых дисциплин направлений или специальностей. Для того, чтобы скопировать данные необходимо выбрать из имеющихся карт МО необходимое направление и профиль, перейти на просмотр дисциплин данного направления, на данной форме нажать на кнопку для копирования данных из другой карты.

Таким образом, были рассмотрены пункты меню «Справочники» и «Работа с картами УМО». Перейдем к пункту меню «Планирование», который содержит следующую структуру:

1. Анализ необходимости разработки УМО.

2. Формирование плана издания.

3. Работа с планом издания.

Форма «Анализ необходимости разработки УМО» (см. рис. 6) содержит в себе таблицы «Необходимость издания (обновление)» и «Карта МО». В таблице «Необходимость издания (обновление)» можно увидеть непосредственно название дисциплины и его вид издания или год.

Форма «Анализ необходимости разработки УМО»

Рис. 6. Форма «Анализ необходимости разработки УМО»

Данные в таблице «Необходимость издание (обновление)» можно добавить в план, нажав одноименную кнопку «Добавить в план». После этого откроется форма «Формирование плана издания» (см. рис. 7).

Данная форма содержит в себе таблицы «Предварительный план» и «План издания». Для добавления данных в таблицу «Предварительный план» нужно нажать на одноименную кнопку «Добавить в план». После этого откроется форма, где можно выбрать нужные данные. В таблице «План издания» представлен готовый план издания. Форму для формирования плана издания можно открыть через меню программы «Меню-Планирование-Формирование плана издания».

Форма «Формирование плана издания»

Рис. 7. Форма «Формирование плана издания»

В целом, разработанная система позволяет получать пользователю более точную, достоверную информацию, что позволяет сэкономить время на процесс формирование карты дисциплин и сделать работу более оперативной. Справочники информационной системы дают больше возможностей получить необходимую пользователю информацию, чем ранее это можно было сделать, используя лишь данные карты методического обеспечения, представленные в Excel. Это позволит снизить трудовые затраты на обработку информации. Кроме того, система позволяет использовать полученные в результате обработки данные в дальнейшей работе учебно-методического отдела.

Следовательно, создание приложения для планирования издания методического обеспечения, предоставить возможность ввода информации, редактирования данных, формирования отчетов.

Таким образом, проект рекомендуется к дальнейшему развитию и поддержке, что обеспечит более эффективное планирование издания методического обеспечения ВУЗа.

Литература:

  1. Агальцов, В. П. Информатика для экономистов [Электронный ресурс]: учеб. для вузов по специальности «Приклад. информатика (по обл.)» и др. экон. специальностям / В. П. Агальцов, В. М. Титов. — Библиогр.: с. 420. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М. — Документ HTML, 2018. — 447 с.: ил. — Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=395997 (дата обращения: 11.09.2020).
  2. Акулов, О. А. Информатика: базовый курс [Текст]: Учеб. пособие для вузов, бакалавров, обучающихся по направлениям 552800, 654600 «Информатика и вычислительная техника» / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. — М.: Омега-Л, — 2019. — 551 с.: ил.
  3. Белов, В. В. Проектирование информационных систем [Текст]: учеб. для студентов высш. проф. образования по направлению «Приклад. Информатика» / В. В. Белов, В. И. Чистякова. — Библиогр.: с. 345–347. — М.: Академия, 2020. — 352 с.: ил., табл.
  4. Бурков, А. Академия Microsoft: Проектирование информационных систем в Microsoft SQL Server 2008 и Visual Studio 2008 [Электронный ресурс] / А. Бурков. — Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/502/358/lecture/8535 (дата обращения: 15.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): методическое обеспечение, дисциплина, учебно-методический отдел, информационная система, кнопка, специальность, таблица, данные, пункт меню, учебный план.


Похожие статьи

Системный подход к формированию программного и методического обеспечения переподготовки персонала промышленных предприятий

В статье раскрывается подход к проектированию системы образовательных программ для переподготовки персонала, на уровнях отбора содержания и методического обеспечения процесса обучения рассматривается система переподготовки персонала для работы на ста...

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс проектирование учебно-методического обеспечения

Статья раскрывает специфику дисциплин в колледже и ее влияние на процесс проектирования учебно-методического обеспечения.

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

Понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности

В статье рассматривается понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений студентов ССУЗов при преподавании специальных дисциплин; дается толкование понятий «умения», «проектировочные умения»; актуализируется значимость формирования про...

Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций

В статье рассмотрен процесс подготовки и выполнения дипломного проектирования, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Похожие статьи

Системный подход к формированию программного и методического обеспечения переподготовки персонала промышленных предприятий

В статье раскрывается подход к проектированию системы образовательных программ для переподготовки персонала, на уровнях отбора содержания и методического обеспечения процесса обучения рассматривается система переподготовки персонала для работы на ста...

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс проектирование учебно-методического обеспечения

Статья раскрывает специфику дисциплин в колледже и ее влияние на процесс проектирования учебно-методического обеспечения.

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

Разработка методического пособия для студентов среднего профессионального образования

В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.

Понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности

В статье рассматривается понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений студентов ССУЗов при преподавании специальных дисциплин; дается толкование понятий «умения», «проектировочные умения»; актуализируется значимость формирования про...

Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций

В статье рассмотрен процесс подготовки и выполнения дипломного проектирования, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Задать вопрос