В статье авторы делятся опытом работы в сфере театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, спектакль, текст.
Социализация детей — одна из самых важных проблем в дошкольной педагогике, подразумевающая под собой адаптацию, самореализацию, интеграцию, саморазвитие ребенка в обществе. В своем детском саду мы решаем эту проблему, наряду с прочими, и с помощью театрализованной деятельности. Так как театр для социализации ребенка предоставляет большие возможности: развитие личности, усвоение социальных норм, усвоение культурных ценностей, самовыражение.
Мы не собираемся делать из детей артистов. И то, чем мы занимаемся, это приобретение не актерских навыков, а навыков поведения в определенных ситуациях. Мы видели не раз, как бывает трудно даже умным, талантливым детям выразить свои мысли. Я поняла, что каждый должен что-то проиграть, каждому нужно дать слово, чтобы он как можно раньше смог сбросить груз «зажатости». Наконец, чем раньше ребенок услышит в свой адрес аплодисменты, тем лучше — ведь это тоже важно для жизни. И ему самому необходимо попробовать, кем он может быть — Петром I или Буратино.
Что касается ролей, то бывает, что ребенок сам выбирает роль, а иногда я советую: «Попробуй». Говорят, что дети не любят играть отрицательных героев. А у нас на Снежную королеву в «Новогодней сказке» и Мышильду в «Щелкунчике» очередь была, потому что мы нашли красивые костюмы и придумали для них текст.
Все дети должны быть заняты в спектакле, причем важно не просто участие, но и слова в роли. Допустим, ребенок хочет быть ежиком, а в сказке его нет. Какие проблемы? Пусть будет у нас ежик, это же сказка. Конечно, не всегда можно свободно обращаться с текстом. Если это сказки или стихи Пушкина, то ничего не меняем.
Дети заучивают роли очень хорошо, в процессе игры. Вначале мы давали тексты родителям, но вскоре поняли, что этого делать нельзя. Ведь проще всего учить «с голоса», методом показа и повторять «предложенные» интонации. Дети должны сами «почувствовать» текст, уловить основную мысль. Для нас не проблема, если кто-то из детей заболел, а спектакль должен состояться, потому что каждый ребенок знает весь текст, даже если передает его своими словами.
Самое главное понять, что спектакль не самоцель, а повод, чтобы заниматься — научиться лучше говорить, двигаться. Спектакль — это итог работы, праздник.
Воспитатели тоже выходят на сцену, ведут спектакль. Как сказочники. Но иногда отдают эту роль детям. Например, в «Белоснежке» воспитатели ведущий и волшебница, потому что нужен взрослый человек, вокруг которого все будет вращаться. Нужно быть всегда рядом, чтобы дети не волновались, чтобы помочь, если что-то забудется.
У каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше. Вот это для нас настоящий праздник. Например, в детском саду была девочка, из которой я не могла и слова вытянуть. Мы ставили «Белоснежку и семь гномов», а трое исполнителей не пришли. И вдруг эта девочка согласилась участвовать и все делала и говорила, как надо.
Каждое наше занятие начинается с техники речи — чистоговорки, разминка языка, цоканье, упражнения на гласные звуки, на согласные (бип, бап, бэп, боп, бибибип), скороговорки, потом разминка пальцев, ритмические движения. Если пьеса «костюмная» — поклоны, основные шаги.
Обязательно провожу небольшие беседы о театре, о том, как он возник, что такое премьера.
На занятиях дети придумывают различные истории, рассказы с продолжением (по очереди). Учатся выходить из-за занавеса — и начинать говорить. Это, между прочим, не так просто сделать. А ведь в школе им придется отвечать на уроке, то есть говорить, выступать перед всем классом.
Как правило, занятия начинаем с переклички. Многим детям поначалу сложно даже внятно сказать свою фамилию и имя. Я им объясняю, что фамилия — это память предков, достояние, гордость, ее нельзя сказать просто так, ею нужно гордиться. Все это формирует навыки цивилизованного и свободного поведения в обществе.
Мы занимаемся по подгруппам два раза в неделю, и устраиваем одну сводную репетицию. Дети не устают, даже просят продолжить занятие. Продолжительность зависит от возраста малышей.
Мы уже ставили «Снежную королеву», «Щелкунчик», «Дюймовочку», «Белоснежку и семь гномов», «Золушку», «Гусарскую балладу», «Красную шапочку» и праздники — день рождения Пушкина, новогодние и т. д. Кроме того, была проведена Книжкина неделя — все дети читали стихи, разыгрывали их.
Очень большой развивающий и воспитательный эффект имел спектакль про Бородино «Гусарская баллада». Мы говорили о Родине, о любви к ней. Патриотическое воспитание — сегодня «больной» вопрос. Так, как раньше к нему подходили, на уровне лозунгов, больше делать нельзя.
Мне вообще хотелось бы, чтобы театральное, музыкальное, изобразительное искусство стало как бы частью всего образовательного процесса. Например, постановка «Дюймовочки» тесно связана у нас с конструированием. Мы работаем над этим вместе с воспитателем. Дети по ходу пьесы сами перестраивают декорации из крупного конструктора.
В своей работе с детьми мы стараемся придерживаться гуманистической направленности, проявлять внимание к конкретной развивающейся неповторимой душе каждого ребенка, которая так нужна сегодня, использовать личностно–ориентированный стиль общения, стремимся с помощью театрализованной деятельности ввести ребенка в прекрасный храм, который называется человеческой Культурой.
Литература:
1. Бочарова И. Г. Социальное воспитание детей/И. Г. Бочарова — М.: Наука, 1991.
2. Социальная педагогика: курс лекций; учебное пособие для вузов/ под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: Владос, 2003.
3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Лаптева Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи. — М.: Астрель, 2013.
5. Генов Г. В., Театр для малышей. — М.: Просвещение, 2011.
6. Копосова М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2013.