Интернет и информационные технологии давно вошли в жизнь современного человека. Интернет уникальная и незаменимая вещи в современном мире, с помощью него, люди общаются, учатся, работают, развиваются и т. д. Но несмотря на то, что большая часть жизни людей, автоматизирована и упрощена, отчасти благодаря интернету и информационным технологиям, ритм жизни людей, особенно в мегаполисах, ускорился.
В условиях современного ритма жизни, людям очень важно экономить время, поэтому в обществе постепенно, но уверено складывается культ «еды вне дома». рис.1 В этом людям очень помогают рестораны быстрого питания. Рестораны быстрого питания, это место, где человек может быстро перекусить или полноценно покушать, при этом не затрачивая силы на поход по магазинам и приготовление еды дома.
Рис. 1. Динамика посещения ресторанов быстрого питания за последние 7 лет
Интернет-продвижение– это комплекс мер традиционного маркетинга (продвижения), которые используются в интернете для привлечения аудитории (клиентов), с целью продажи товаров и услуг и управления взаимодействия с клиентами.
Перед тем как начинать интернет — продвижение ресторана, необходимо определить главное: для кого ресторан будет работать. Для деловых мужчин, заключающих в ресторане сделку, или для семей с детьми, которые будут проводить у вас свои выходные, или может для студентов, которые забегут к вам в перерыве между парами. От целевой аудитории зависит не только то, как ресторан будет выглядеть, насколько он будет заполнен и какой будет сумма среднего чека, но и то, как привлечь и сохранить этих людей. рис. 2
Рис. 2. Определение ЦА в сфере ресторанов быстрого питания
Так же, как и в обычной жизни, для бизнеса информационные технологии играют очень важную роль. Ресторанный бизнес сейчас, очень широко использует интернет и информационные технологии в своей деятельности и у этого есть ряд причин:
1) Есть очень много бесплатных или малозатратных способов для продвижения и привлечения клиентов
2) Большой охват аудитории и потенциальных клиентов, с возможностью таргетирования.
3) Возможность молниеносно реагировать на инфоповоды или создавать их самостоятельно быстро и с пользой для себя.
4) Удобство и простота процесса аналитики.
На сегодняшний день существует огромное количество способов присутствия продвижения в интернет среде, можно выделить 3 основных способа:
1) Сайт — как правило, является основной площадкой, для предоставления информации клиентам. На сайте размещается основная и самая объемная часть информации, интересующая клиентов. Информация о заведении, адрес, контакты, схема проезда, акции и специальные предложения и т. д. Но для сайта, мало просто его создания, большую роль играет SEO — продвижение. рис.3
2) Создание групп и страничек в социальных сетях — как правило, они создаются для более «близкого» общения с клиентами в режиме реального времени, получения от них обратной связи и более активного их взаимодействия с рестораном. Здесь важно SMM- продвижение, на нём строиться ведение социальных групп и страничек в социальных сетях.
3) Создание своего приложения — самый новый способ общения с клиентами. Появился относительно других способов, недавно, но уверенно набирает обороты и привносит новые способы взаимодействия с клиентами.
Рис. 3. Схема SEO-продвижения
Далее поговорим и способах оптимизации интернет — продвижения.
Способов оптимизации интернет — продвижения, огромное количество и каждый бизнес для себя выбирает наиболее для него удобные и эффективные, для той или иной сферы деятельности. Для ресторанов быстрого питания наиболее удобны и часто используемые следующие способы оптимизации интернет продвижения:
1) Репосты с сайта или из групп в социальных сетях — взаимодействие клиентов с рестораном. Является дополнительных источником рекламы среди друзей и подписчиков, того кто делает репост.
2) Фото и видео контент — красочное и визуальное взаимодействие с аудиторией. Видеоролики о текущих событиях, фото еды и гостей. Это отличный способ взаимодействия с клиентом, сокращения разрыва между ним и заведением. Красивые фото — провокаторы эмоций. Людям нравятся их рассматривать. Больше качественных фото на сайте и в группах — больше визуальных поклонников и потенциальных клиентов!
3) Опросы посетителей — это очень эффективный способ установления диалога со своими гостями. Темы опросов могут быть самыми разными: качество сервиса, официант месяца, любимый коктейль, желательные перемены. Именно опросы на предмет, что хотелось бы добавить или изменить в работе кафе/ресторана, являются самыми полезными и популярными. Людям нравятся, когда их мнение кому-то интересно. Они ощущают себя значимыми и сопричастными к работе заведения, автоматически превращаясь из сторонних наблюдателей в соучастников, из обычных клиентов — в друзей заведения.
4) Акции, специальные предложения, купоны и программы лояльности — всё это является большой частью интернет-продвижения и работы с клиентами. Это формирует у клиента доверие к ресторану, желание чаще приходить и чаще выбирать именно этот ресторан, так как здесь у него есть скидки или индивидуальные акции. Так же это хорошая возможность для ресторана совмещать online и offline (например: получи купон на сайте или в приложении, используй скидку при покупке на месте.)
5) Посты с рабочими фото сотрудников ресторана — так же является эффективным способом взаимодействия с клиентами. А также истории об их увлечениях, опыте работы и уникальных навыках. Распространяя интересную информацию и положительные новости о своих сотрудниках, вы не только повышаете репутацию самой команды, но в целом престиж вашего заведения. Это покажет, что у вас работают не безликие роботы и машины по обслуживанию, а интересные личности.
Подводя итоги, можно сказать следующее, продвигать и развивать ресторан с помощью информационных технологий, в наше время процесс довольно трудоёмкий, очень важно правильно и грамотно рассказать о нем потенциальным посетителям. К счастью, технологии позволяют сделать этот процесс эффективным, простым и приятным.
Однако в каждом случае необходим индивидуальный подход к маркетингу, ведь не бывает одинаковых бизнесов, каждый из них имеет свои особенности. Где-то лучше подойдет работа над сайтом, где-то работа над репутацией, а где-то ведение стильного инстаграма и таргет в социальных сетях. Самое главное при интернет-продвижении и его оптимизации:
1) построить эффективную программу продвижения
2) создать комплекс мероприятий для поддержания актуальности вашей концепции
3) внедрить системы аналитики продаж для эффективной корректировки маркетингового календаря
4) научиться контролировать мнение гостей о вашем ресторане
5) формировать комплекс PR-мероприятий для нового и для действующего ресторана
6) внедрять актуальный ассортимент и верстать продающее меню
7) использовать эффективные инструменты digital-маркетинга.
Литература:
- https://apollo-8.ru/marketing-dlya-restoranov/. — Текст: электронный // Appolo-8: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.11.2020).
- Гавриков, А. В. Интернет-маркетинг. Настольная книга digital-маркетолога / А. В. Гавриков, В. В. Давыдов. — 1-е изд. — 2019: АСТ, 2019. — 352 c.
- Ф. Котлер Маркетинг от А до Я..М.: Альпина Паблишер, 2018. 112 с.