В данной статье рассматриваются основные показатели реализации продукции как одного из главных факторов повышения доходности предприятия. Актуальность данной темы заключается в том, что от объема реализуемой продукции, ее качества и ассортимента зависит финансовое состояние организации, ее эффективность и конкурентоспособность. Целью статьи является раскрытие понятия реализации продукции, ее количественных и качественных характеристик.
Актуальность темы статьи в промышленном производстве выражена значимостью данного вопроса, т. к. от ее объема, от ее качественных и количественных характеристик зависит конечный финансовый результат хозяйствующего субъекта. Поэтому анализу реализации продукции уделяется большое значение при рассмотрении эффективности хозяйственной деятельности предприятия. На реализацию продукции влияют различные факторы.
Их можно объединить в две группы: рыночные и производственные.
Рис. 1. Факторы, влияющие на реализацию продукции
Реализация продукции — это отгрузка продукции потребителю и получение оплаты за нее. Реализация является завершающим этапом деятельности любой организации, преследующей получение прибыли [2].
При оценке реализации продукции используются следующие показатели [8, c. 112]:
Рис. 2. Показатели оценки реализации продукции
На основе этих показателей строится баланс готовой продукции [7, c. 85]:
ТП+ОНПн.г.=РП+ОНПк.г., (1)
где ТП-товарная продукция; ОНПн.г.,ОНПк.г.-остатки нереализованной продукции на начало и конец года; РП-реализованная продукция.
Данный баланс необходим, для того, чтобы определить достаточность имеющихся запасов готовой продукции для организации непрерывного сбыта, от которого может зависеть выполнение предприятием его договорных обязательств по поставкам готовой продукции. От своевременных и правильных поставок по договорам зависит, будут ли в будущем сотрудничать с данной организацией, а также будут ли предъявлены организации претензии и штрафы, поэтому проводят анализ выполнения договорных обязательств. Для этого вычисляют коэффициент выполнения договорных обязательств — это отношение продукции по плану за минусом недопоставок к продукции по плану [1, c. 611].
Одним из важных этапов анализа реализации продукции является определение выполнения плана по реализации (как по всей продукции, так и по отдельным ее видам) и выявление динамики объема реализованной продукции (по сравнению с базисным или предыдущим годом). При этом можно пользоваться как натуральными, так и стоимостными измерителями. Данный участок анализа показывает налаженность производственно-сбытовой деятельности предприятия и размеры его экономического роста [9, c. 131].
Также очень важно проводить анализ качества продукции, то есть ее свойств, предназначенных для удовлетворения потребностей покупателей.
Для анализа качества применяют 3 группы показателей:
Рис. 3. Показатели реализации продукции
Для определения потребительского спроса, конкурентоспособности отдельных видов продукции целесообразно проводить ассортиментный анализ продукции.
Ассортимент — это перечень выпускаемых изделий с указанием их цен и количества. Способы анализа выполнения плана по ассортименту [4, c. 118]:
Рис. 4. Способы анализа выполнения плана по ассортименту
Отклонения от плана по ассортименту нежелательны, так как это может привести к срыву плана поставок, увеличению себестоимости продукции, если увеличивается доля менее рентабельных видов продукции, и, следовательно, к снижению финансовых результатов предприятия.
После анализа изменения объема реализации продукции и ее качественных характеристик, проводится факторный анализ данных изменений. На основании факторного анализа выявляются резервы увеличения реализации готовой продукции и, как следствие, увеличения прибыли [3, c. 98].
Предприятие функционирует в условиях насыщенности отраслевых рынков. Объемы производства и реализации с каждым годом растут. Руководство предприятий заинтересовано в дальнейшем увеличении объема производства и реализации продукции. Однако, одновременно с ростом объемов реализации растут цены. Целесообразным является вопрос определения и оценки влияния основных факторов на динамику общего объема реализации (по видам продукции).
Базовое назначение данной системы заключается в обеспечении функции сбора, систематизации и анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений. Если в условиях плановой экономики на первое место выходили производственные показатели, то в условиях рынка возможный объем продаж является основой для разработки производственной программы, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать [5].
Таким образом, в современных рыночных условиях особенно актуальным является проведение анализа реализации продукции, позволяющего руководству предприятия принимать взвешенные и обоснованные управленческие решения. Это приводит к увеличению деловой активности предприятия и улучшению показателей эффективности его финансово-экономической деятельности.
Литература:
- Бакиева И. А. Методика анализа производства и реализации продукции [Текст] / Бакиева И. А., Урманбекова И. Ф.//Молодой ученый.-2019.- № 10.- С.611–614.
- Бальжинов А. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А. В. Бальжинов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/840/18840/809?p_page=4 (дата обращения: 12.11.2020г.).
- Войтоловский Н. В., Калинина А. П. Комплексный экономический анализ.- СПб: Питер 2019. –416 с.
- Глазов М. М., Фирова И. П., Петрова Е. Е. Учебное пособие по дисциплинам «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», «Комплексный экономический анализ финансовой деятельности» и «Анализ финансовой отчетности». Направление подготовки 080100 — Экономика. Квалификация выпускника — Бакалавр. Учебное пособие / Под ред. М. М. Глазова. — СПб.: Астерион, 2018. — 286 с.
- Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / О. В. Грищенко [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m67/2.htm (дата обращения: 10.11.2020г.).
- Литвинюк А. С. Экономический анализ, Учебное пособие. -М.: Эксмо 2020. — 328 с.
- Просветов Г. И. Финансовый анализ: задачи и решения.- М.: Издательство «Альфа-Пресс» 2017. — 218 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия — М.: ИНФРА-М 2017. –– 331 с.