В данной статье проведен анализ российского рынка лизинга, рассмотрены основные тенденции и проблемы развития лизинговой формы финансирования в России на современном этапе.
Ключевые слова: лизинг, основные фонды, объем нового бизнеса, лизинговый портфель.
This article analyzes the Russian leasing market, examines the main trends and problems in the development of leasing financing at the present stage.
Key words: leasing, fixed assets, new business volume, leasing portfolio.
В настоящее время лизинг является одной из наиболее прогрессивных форм финансирования коммерческой деятельности, поскольку обладает возможностью предоставлять компаниям доступ к самым передовым технологиям производства и оборудованию.
Анализ экономического развития таких стран, как Китай, Малайзия, Южная Корея, позволяет сделать вывод о том, что использование именно лизинговой формы финансирования позволило этим экономикам в относительно короткие сроки провести полное техническое перевооружение и модернизацию национальных хозяйств и выйти на лидирующие позиции по уровню технологического развития производства.
Для России проблема модернизации и инновационного развития экономики является актуальной и насущной, однако объем российского рынка лизинга в совокупном объеме инвестиционного финансирования предпринимательской деятельности относительно невелик. Так, доля лизинга в совокупных инвестициях в основной капитал в России по итогам 2019 г. составила 9,2 %, тогда как в странах с развитой экономикой этот показатель колеблется в пределах 15–30 %.
Еще одной проблемой российской экономики является высокая степень износа основных фондов, составившая на конец 2018 года по данным Росстата более 47,4 %, что также свидетельствует об огромном потенциале развития отрасли лизинга в Российской Федерации.
Рассмотрим текущее состояние российского лизинга.
По итогам 2019 г. объем нового бизнеса на российском рынке лизинга составил порядка 1,5–1,6 трлн. руб., продемонстрировав, замедление роста до 13–15 % относительно динамики предыдущих трех лет. Данное замедление можно обусловить главным образом сокращением объема крупных корпоративных сделок в секторе железнодорожного и авиатранспорта.
Совокупный лизинговый портфель российских лизингодателей вырос с 4 трлн. руб. в 2018 г. до 4,6 трлн. руб. в 2019 г. Крупнейшими игроками отечественного рынка лизинга по-прежнему являются государственные компании. При этом на долю ТОП-10 крупнейших лизинговых компаний по объему портфеля пришлось 81,3 % от совокупного объема нового лизингового бизнеса против 72,5 % годом ранее, что свидетельствует о постепенном вытеснении мелких игроков с рынка и повышении рыночной концентрации. В текущем году данная тенденция может усилиться на фоне банкротства и неплатежеспособности предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся клиентами небольших лизинговых компаний.
В настоящее время лидером российского рынка лизинга является «Сбербанк Лизинг» благодаря нескольким удачным сделкам с авиационной техникой. На втором месте находится компания «ГТЛК», специализирующаяся в основном на предоставлении в лизинг различных видов транспортных средств и техники для российских предприятий. Третью строчку занимает «ВТБ Лизинг».
Таблица 1
ТОП-5 игроков по объему нового бизнеса в 2019 году
Наименование компании |
2019, млрд. руб. |
Доля в новом бизнесе, % |
Рост г/г, % |
СБЕРБАНК ЛИЗИНГ |
207,4 |
18,9 % |
5,7 % |
ГТЛК |
201,7 |
18,4 % |
-6,1 % |
ВТБ Лизинг |
133,3 |
12,2 % |
-15,9 % |
ЛК Европлан |
85,1 |
7,8 % |
16,2 % |
Альфа-Лизинг |
59,9 |
5,5 % |
-6,3 % |
Наибольшую долю в структуре российского рынка лизинга в 2019 году занял лизинг железнодорожной техники (34,4 %), второе место ожидаемо занял сегмент авиационного транспорта (16,6 %). Затем следовали такие сектора, как грузовой автотранспорт (11,5 %), морские и речные суда (9,5 %), легковые автомобили (8,5 %) и т. д.
В 2019 году наблюдалось сжатие в наиболее крупных сегментах лизингового рынка — железнодорожном (- 43 %) и авиационном (-52 %). Как следствие их доли в совокупном лизинговом портфеле существенно снизились — на 6,5 и 4,9 % соответственно. Данное снижение в железнодорожном сегменте произошло на фоне падения спроса на уголь (добыча угля составила 441 млн. тонн против прогноза в 445 млн. тонн), в сегменте авиаперевозок — ввиду сокращения поставок российских самолетов.
Договоры лизинга морских и речных судов, а также крупная сделка с недвижимостью лидера рынка поддержали корпоративные сегменты, тем не менее, продемонстрировавшие отрицательную динамику впервые с 2015 года. Остальные сегменты, напротив, продемонстрировали значительный рост, что во многом было связано с положительной динамикой сделок лизинга с автотранспортом, строительной техникой и оборудованием для добычи нефти и газа.
За первые пять месяцев 2020 г. зафиксировано снижение железнодорожной погрузки и грузооборота на 4,5 % и 5,5 %, соответственно. Наиболее существенным образом сократился объем отгрузки угля, цемента, черных металлов и лома, что обусловит рост профицита и простой вагонов на рынке и соответственно уменьшение спроса на железнодорожный лизинг.
Основным получателем российских самолетов является ГК «Аэрофлот», у которой пассажиропоток и пассажирооборот сократились вдвое за пять месяцев 2020 года в сравнении с 2019 годом. По прогнозам экспертов, восстановление пассажиропотока может занять минимум два года.
Таким образом, если в относительно стабильном 2019 году, на фоне снижения кредитных ставок и увеличения объемов фондирования, крупнейшие сегменты российского рынка лизинга продемонстрировали весьма ощутимое сжатие по сравнению с показателями 2018 года, то в текущем году на фоне макроэкономических рисков, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, прогнозы для данных сегментов и рынка лизинга в целом выглядят еще более пессимистично. Так многие эксперты утверждают, что сокращение может составить 15–30 %.
На протяжении последних лет объемы лизингового финансирования стремительно сокращают отставание от объемов выдаваемых инвестиционных кредитов, в то время как в некоторых странах (например, в Польше, сопоставимой с Россией по объемам лизинга) лизинг уже превысил объем инвесткредитов.
Так, по данным Росстата, объем выдачи инвестиционных кредитов в России в 2019 году составил 1,87 трлн. руб., что на 15–20 % выше объема нового бизнеса лизинговых компаний за аналогичный период.
По нашему мнению, существенное влияние на российский рынок лизинга окажет реформа лизинговой отрасли, которую ЦБ намерен завершить в 2021 году. В числе положительных аспектов, связанных с реализацией начального этапа реформы, необходимо отметить тот факт, что по итогам 2020 года все без исключения лизинговые компании должны перейти на стандарт отчетности по МСФО и на новый план счетов. К 2021 году рынок должен будет выполнить все требования регулятора, касающиеся внедрения реестра лизинговых компаний и удовлетворения требований ЦБ к минимальному объему собственных средств.
Реформирование отрасли нацелено на регламентирование и усиление контроля деятельности лизинговых компаний, а также повышение стандартов и прозрачности их деятельности. Данные процессы одновременно снизят риски для лизингополучателей и кредиторов, а также приведут к еще большей концентрации рынка лизинга, так как рост расходов в связи с повышением требований к управлению рисками, переходом на МСФО и внедрением новых информационных систем приведет к вытеснению с рынка лизинга относительно мелких компаний.
Таким образом, с нашей точки зрения, учитывая рассмотренные перспективы развития рынка лизинга с максимальным учетом степени влияния внешних и внутренних факторов, можно отметить следующие моменты, касательно перспектив развития российского сегмента рынка лизинга в краткосрочной перспективе на 2020–2021 гг.:
Железнодорожный сегмент лизинга продолжит свое сокращение вследствие дальнейшего роста профицита подвижного состава из-за падения погрузки на сети РЖД.
Авиализинг показал себя довольно волатильным сегментом ввиду повышенной чувствительности к реализации крупных сделок. Кроме того, ослабление национальной валюты и ограничение полетов из-за пандемии приведут к снижению выручки авиакомпаний и приостановке их планов по наращиванию и обновлению воздушного парка.
Автолизингу из-за продолжающихся падений продаж автомобилей будет сложно показать в ближайшие годы темпы прироста более 5 %.
Следует ожидать просрочек выплат по уже заключенным договорам лизинга в силу сокращения доходов лизингополучателей, что станет импульсом для роста проблемной лизинговой задолженности, ухудшив таким образом качество лизинговых портфелей.
В случае повышения Центробанком учетной ставки у лизинговых компаний возникнет риск сокращения процентной маржи при фиксированной стоимости уже заключенных договоров лизинга.
В результате обозначенных факторов можно ожидать сокращение объемов нового бизнеса по итогам 2020 года на 20–40 % по сравнению с 2019 годом. Уменьшение темпов сокращения возможно только за счет реализации крупных сделок, динамика которых не будет отражать реального состояния всего российского рынка лизинга.
Литература:
- Белкин С. С. Анализ современного состояния лизингового рынка в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. — Т. 4. — С. 25–36.
- Долгополов Д. М. Лизинг, проблемы и важность для экономики России // Сибирский экономический журнал: эл.научный журнал. –2020 — № 4(12).
- Советкина З., Коршунов Р., Тетерин В., Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста // Рейтинговое агентство «Эксперт РА» — Эл. ресурс / Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/leasing/2019/ Дата обращения (25.11.2020 г.).
- Аналитический обзор Российский рынок лизинга: под перекрестным огнём — Национальное рейтинговое агентство, июль 2020 Режим доступа: https://www.ra-national.ru