В работе автором проанализированы лишь некоторые, но особо актуальные проблемы правового регулирования применения мер административного наказания в виде лишения права. Осуществлена попытка поиска решений данных проблем и устранения коллизий, которые до сих пор не удалось урегулировать законодателю.
Ключевые слова: лишение специальных прав, законодатель, транспортное средство, назначение наказания, правовое регулирование.
На сегодняшний день вопрос правового регулирования применения мер административного наказания в виде лишения права как никогда острая, довольно часто она обсуждается различными экспертами в области административного права и юристами, большинство из них подчеркивает тот факт, что имеются определенные проблемы, уже на протяжении долгих лет, требующие решения и внимания со стороны законодателя. Некоторые из данных проблем особо активно обсуждаются в социальных сетях, поддаются дискуссия экспертов и вызывают наибольшее число коллизий. В частности, внимания заслуживают исключения из общих правил назначения административного наказания в виде лишения специального права. [5, с. 59]
Так, известно, что согласно ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ [1] лишение специального права в виде управления транспортными средствами не может применяться в отношении лиц, которые используют транспортные средства в связи с инвалидностью. Тем не менее, стоит отметить, что имеются некие исключения из правила, которые установленные законодательной нормой.
В отношении лиц, которые имеют статус инвалида, может быть назначено административное наказание в виде лишения специального права управления транспортными средствами в тех случаях, когда:
— данное лицо управляло транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
— в том числе, когда анализируемое лицо уклонялось от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
— в случае покидания лицом места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Существует еще одно исключение из общих правил назначения административного наказания в виде лишения специального права. Таковым является ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не применяется к лицам, для которых охота — основной законный источник средств к существованию. При этом, в содержании КоАП РФ не предусмотрено каких-либо исключений из данного правила. [2, с. 131]
Отметим что, лицо, для которого охота — единственный источник дохода, может повторно совершать правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, за что ему грозит всего лишь административный штраф. Назначенный административный штраф может быть и уплачен из тех средств, которые он получил при реализации животного, добытого на охоте.
По нашему мнению, исходя из указанной проблематики, следовало бы в содержании КоАП РФ предусмотреть условия допустимости назначения наказания лишения специального права в отношении лица, для которого охота является единственным источником дохода. Необходимо отметить такой аспект, что назначение такого административного наказания выступит эффективным средством предотвращения совершения лицом новых административных правонарушений при реализации предоставленного ему специального права. Среди исключений из общего правила, указанного в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, можно предложить следующее:
— повторное совершение административного правонарушения за определенный временной промежуток (как пример, на протяжении одного месяца);
— повторное совершение административного правонарушения в период, когда на определенной территории установлен запрет на ловлю рыб или охоту.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения определенного специального права. [3, с. 154]
Согласно части 3 статьи 27.10 КоАП РФ «при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении». Следовательно, в КоАП РФ не установлена возможность исчислять срок лишения специального права с момента, когда документы, подтверждающие предоставление специального права, были изъяты вследствие совершения административного правонарушения.
Следовательно, исчисление срока лишения специального права будет осуществляться одинаково — и для лица, которое совершило административное правонарушение, регламентированное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и которое признало изначально свою вину, отказалось от временного разрешения на право управления транспортным средством, и для лица, которое совершило аналогичное административное правонарушение, но при этом использует временное удостоверение на управление транспортным средством. Момент начала исчисления срока для двух категорий указанных в качестве примера лиц связан с вступлением в законную силу постановления о назначении административного наказания. [4, с. 314]
В данном аспекте целесообразно будет закрепить в ст. 32.7 КоАП РФ положение, в соответствии с которым срок лишения специального права будет исчисляться или с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, или же с момента, когда у субъекта административного правонарушения были изъяты документы, подтверждающие предоставленное ему специальное право. Необходимо также предусмотреть в обязательном порядке указывать в судебном постановлении момент, с которого начинается истечение срока лишения специального права.
Вышеизложенные проблемы это лишь незначительная часть проблем правового регулирования применения мер административного наказания в виде лишения права. По нашему мнению указанные проблемы обусловлены тем, что отдельные законодательные нормы не продуманы изначально до конца, в частности это касается норм, регулирующих процедуру назначения такого административного наказания, как лишение специального права.
Безусловно, указанное порождает проблемы в правоприменительной деятельности правоохранительных и судебных органов, существенным образом нарушает такие принципы, как законности и индивидуализации назначаемых административных наказаний. В связи с этим и не реализуется основная цель административных наказаний, которая заключается в предупреждении совершения новых правонарушений не только самим субъектом административного правонарушения, но и иными лицами.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Вира К. В. Проблемы реализации некоторых видов административных наказаний / К. В. Вира. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 131–133. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67644/ (дата обращения: 26.11.2020).
- Лищук Д. А. Лишение права как мера административного наказания //Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. — 2016. — № 10. — С.154.
- Симакина И. А. О некоторых проблемных аспектах применения административного наказания в виде лишения специального права // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. — 2016. — С. 314–318.
- Черкас А. Е. Лишение специального права как отдельный вид административного наказания / А. Е. Черкас. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 59–61. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67919/ (дата обращения: 26.11.2020).