В статье рассмотрено понятие государственных внебюджетных фондов, проведен анализ исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, рассмотрены виды государственного финансового контроля и показана важность финансового контроль в бюджетной сфере.
Ключевые слова: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, бюджет, доходы, расходы, государственный финансовый контроль.
Государственные внебюджетные фонды (ГВФ) — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), именуемой «Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов», в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты ГВФ (федеральный уровень) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (ТГВФ). Бюджетами ГВФ РФ являются:
– бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР);
– бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
– бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) [1] (Рисунок 1).
Рис. 1. Государственные внебюджетные фонды РФ
Формирование внебюджетных фондов происходит за счет обязательных целевых отчислений, а расходование средств фондов осуществляется в соответствии со своими обязанностями.
Размер поступивших взносов на социальное страхование в 2019 году по сравнению с 2018 годом вырос: в Пенсионный фонд на 10,4 %; в Фонд социального страхования — на 15,8 %; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — на 10,5 % [8, с.56–58.].
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату пенсий, пособий по уходу за ребенком старше полутора лет, а также оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.
Фонд социального страхования РФ отвечает за выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ направляет свои средства на финансирование целевых программ по здравоохранению и научных исследований в области медицины, оказание медицинской помощи людям, а также оплату медикаментов.
Таким образом, рассмотренные фонды гарантируют социальную поддержку граждан на протяжении всей жизни, предоставляя им помощь, на которую они имеют право согласно законодательству РФ.
В целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, необходимо осуществлять государственный финансовый контроль.
Финансовый контроль в бюджетной сфере — это контроль, осуществляемый компетентными государственными органами с использованием специальных форм и методов в целях обеспечения законности и правопорядка в бюджетной сфере в целях эффективного социально-экономического развития государства.
Согласно статье 265 Бюджетного кодекса РФ государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий [1] (Рисунок 2).
Рис. 2. Виды государственного финансового контроля
Финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного регулирования, которая обеспечивает соблюдение законодательства РФ и позволяет устранить различные нарушения и отклонение от правил [3].
Внешний и внутренний финансовый контроль в отношении бюджетов государственных внебюджетных фондов дополняют друг друга и осуществляют полноценный контроль за бюджетной сферой, исполняемый органами государственной власти.
Государственные внебюджетные фонды являются частью финансовой системы государства. Они играют важную роль в обеспечении прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование.
Обобщение вышеизложенного о деятельности ФСС РФ в целях определения его социально-экономической сущности позволило автору сделать следующие основные выводы:
– главная функция ФСС — финансирование защиты граждан России от наступления социальных рисков через ОСС;
– основные принципы функционирования ФСС заключаются во всеобщей обязательности социального страхования, обязательности уплаты страховых взносов, доступности застрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальных гарантий, эквивалентности страхового обеспечения средствам ОСС, обеспечения государственной гарантии исполнения обязательств ФСС (в части ОСС) по финансированию страхового обеспечению независимо от его финансового положения, обеспечении государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств ФСС и соблюдением действующего законодательства в области ОСС.
По мнению П. Р. Пайковича и А. А. Горохова, применительно к ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принципы функционирования ФСС заключаются также в экономической заинтересованности страхователей в улучшении условий труда, повышении его безопасности, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; обязательности регистрации в качестве страхователей всех работодателей, нанимающих работников, подлежащих страхованию по данному виду ОСС; дифференцированности величины страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска [5].
Как видим, некоторые из рассмотренных принципов относятся ко всем ГВФ, функционирующим в России, социально-экономическая сущность которых в основном состоит в том, чтобы поддерживать тех лиц, которые нуждаются в помощи, обеспечивая им возможность получения минимального гарантированного уровня доходов.
Исключительная роль ГВФ обусловливается тем, что они представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения и решения конкретных задач социально-экономического характера. Именно поэтому в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством 29 сентября 2020 г., поставлены задачи по
– индексации социальных выплат,
– развитию форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам,
– целевой поддержке отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми,
– совершенствованию системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Литература:
- Бюджетный кодекс РФ (действ. ред.)// СПС «КонсультантПлюс».
- Министерство финансов РФ. Краткая информация об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов. Режим доступа: — URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/outbud/execute/
- Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С. Деньги, кредит, банки. Учебник. 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. 400 с.
- Кубякова Е. А. Cоциальное страхование в Российской Федерации / В сборнике: Архитектура финансов: форсаж-развитие экономики в условиях внешних шоков и внутренних противоречий // Сборник материалов X Юбилейной международной научно-практической конференции / Под научной редакцией И. А. Максимцева, Е. А. Горбашко, В. Г. Шубаевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 158–163.
- Матюнина, М. В. Теоретические аспекты бухгалтерского учета валютных операций // М. В. Матюнина / Современная научная мысль. — 2020. — № 1. — С. 160–164.
- Пайкович П. Р., Горохов А. А. Экономическое содержание и назначение государственных внебюджетных фондов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 266–271.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2014. 115 с.
- Старкова О. Совершенствование механизма социального страхования //The scientific heritage. -2020. -Vol. 5.-№ 54.-С.56–58.
- Финансы: учеб. пособие / под ред. Н. Г. Ивановой, Г. В. Моруновой, Е. А. Фирсовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 134 с.