Семейные традиции и их влияние на воспитание в семье (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 1346 раз

Библиографическое описание:

Лукашова, Т. А. Семейные традиции и их влияние на воспитание в семье (из опыта работы) / Т. А. Лукашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75813/ (дата обращения: 16.11.2024).



Обычаи, традиции и наставления отражают общечеловеческие и вечные проблемы бытия. Именно эти вечные истины способствуют утверждению в обществе согласия и миролюбия, чего так не хватает нам сегодня. А не хватает очень многого: воспитания потребности заботиться о близких, родных, слабых, без чего никакая справедливость не станет характерной чертой нашего общества, и простой человеческой порядочности, дефицит которой приводит к угрожающему росту преступности, наркомании, проституции, не желанию работать, беззастенчивой спекуляции и другим проявлениям нравственной коррозии.

С учётом роли и значения нравственно ценных традиций особую остроту и актуальность приобретают ныне многие проблемы семейной жизни: благополучие и здоровье семьи, взаимоотношения между мужем и женой, роль мужа в создании здорового уклада семейной жизни, в возрождении высоконравственных отношений друг к другу, труду, родителей к детям и детей к родителям; нормы человеческого поведения, профилактика разводов, духовное обогащение семьи на основе синтеза ума, сердца, физического здоровья и, воли старших и младших и другие.

Я считаю, что семья вырастает из любви, живёт ею, и любовь эта должна передаваться и ребёнку. Благодаря теплоте отчего дома, семье, у него будут рождаться светлые патриотические чувства. Уважительное отношение к людям, а отсюда и ко всему народу. По традиции обязанность родителей — воспитывать потомков и заботиться о старших. К сожалению, вторая обязанность нередко забывается, что грозит этической утратой лучших черт русского национального характера. Народная мудрость гласит: «Без любви к старикам нет любви к детям. Без дедов нет мудрости, без внуков радости». И это правильно. В нашей русской традиции — жалость, сострадание, уважение к старикам, такие отношение детей к пожилым людям, как правило, воспроизводит отношение к ним родителей. В некоторых семьях исчезает культ предков, теряются семейные альбомы, внуки и правнуки не знают о жизненном пути, заслугах, успехах и трудностях, пережитых старшими. Но независимо от причин отсутствия эмоционального контакта, родители, демонстрирующие детям неуважение к старости, в дальнейшем ощутят постарев, такое же неуважение детей к ним самим. Доброта воспитывается добротой, культура — культурой, а озлобление — озлоблением. Правы те родители, которые внушают детям, что бабушка и дедушка помогают их расти. Забота, внимание, любовь к старикам — эти качества должны утверждаться в раннем детстве. От нравственного климата в семье зависит, каким будет подрастающий человек. Семья — это обитель любви и покоя, где залечиваются душевные раны, проходят обиды, где родители любят и жалеют своих детей, а дети родителей. В семье может быть порядок и беспорядок. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления её постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет и отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим. Семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делает приобретения на всю жизнь. Для воспитания необходима совокупная, согласная деятельность отца и матери, необходимая мирная жизнь, необходим живой благотворительный пример родителей. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается, намерено или ненамеренно. Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они собирают позже, в годы юности и начало зрелости.

Веками к выполнению семейных обязанностей готовили с раннего детства. Девочкам давали обязательный минимум по домоводству. Мальчик должен был приобрести целый ряд трудовых умений и навыков, так как он в будущем — опора и кормилец. Он получал в подарок топорик или какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. В наши дни в свадебном обряде, хотя и символично, присутствует испытание невесты и жениха на подготовленность к выполнению семейных обязанностей. Родители, не приучающие ребят трудиться, нарушают святые заповеди этнопедагогики, а это чревато негативными последствиями. Формированию здорового национального достоинства помогают трудовые традиции — уборка квартиры, работа на приусадебных участках, дачах всей семьёй, осознание того, что даже самый нудный труд может быть выполнен с радостью. Трудолюбие — мерило ценности личности, а «семья есть трудовой очаг, трудовое, наследственное единение людей».

Благодатным материалом для воспитания достоинства могут служить русские пословицы и поговорки, которые нередко называют жемчужинами народной мудрости. Они ценны тем, что отражают традиции народа, оценку жизни, наблюдение народного ума. Пословицы своей образностью, выразительностью заинтересуют ребёнка, прочно войдут в память, т. к. легко запоминаются.

Многие молодые родители не знают, как заполнить свободное время всем членам семьи. К сожалению, ни в школе, ни в институтах, ни на каких лекциях этому не учат. И каждый родитель решает данную задачу, как умеет, точнее, как не умеет, в меру собственного жизненного опыта, с помощью бабушек и дедушек, а так же круга знакомых и друзей. А ведь семейные праздники, традиции, посиделки — эта наша культура, духовность, потребность в общении друг с другом в семье: матери с дочерью, отца и матери с сыном, отца, матери, детей с бабушками и дедушками, семьи с родственниками матери и отца, родителей, детей с друзьями семьи. Хорошее, правильное общение придаёт много жизненных сил, праздничное общение вселяет в душу человека веру в завтрашний день, укрепляет его моральные и духовные корни.

Ошибаются те родители, которые считают, что семейное воспитание сводится лишь к беседам, мерам контроля, поощрениям, наказаниям. Всё это важно. Но решает всё-таки атмосфера в семье, нравственно-психологический климат в ней, тон, содержание отношений, слова и поступки родителей, в которых проявляется система их жизненных целей, нравственных ценностей, потребностей, интересов и привычек.

До недавних пор считалось, что главным воспитателем должны быть школа, коллектив, а семья лишь постольку, поскольку у родителей хватает, а точнее не хватает, времени на общение с детьми. Однако сегодня мы видим, что коллективное воспитание не приносит желаемых результатов. Объясняется это просто: наиважнейшие свойства личности, и основа социального «Я» закладываются отнюдь не в коллективе (там они только развиваются), а в самом раннем возрасте, когда ребёнок впитывает жизненные впечатления и получает жизненный опыт вместе с любовью матери, с её поддержкой, под её присмотром, когда контакт с родителями ему необходим буквально как воздух.

Семейная атмосфера проявляется в стремлении её членов семьи к общению между собой, совместному проведению досуга и обмену мнениями о фильмах, книгах, событиях в стране и за рубежом, о новостях на работе, в школе детском саду. В некоторых семьях составляют план на полгода-год совместных посещений музеев и выставок, театра, не ограничивая этим самостоятельного проведения свободного времени детьми, но подбрасывая им информацию о новостях культуры.

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимых для тебя людей. В семье дети воспитываются каждым родительским шагом, как только они начинают познавать мир. В образе отца и матери ребёнок открывает для себя первое понятие о единстве «хочу» и «надо». Хорошие или плохие дети — это зеркало или эхо родительской морали, гражданского долга, родительского поведения и их внутренней культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, раннее детство, ребенок, любовь, народная мудрость, свободное время, семейная жизнь, член семьи.


Похожие статьи

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности дошкольников

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы

Похожие статьи

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности дошкольников

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы

Задать вопрос