В статье проводится исследование механизмов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, юридическая ответственность, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципально-правовая ответственность, муниципальный, муниципальное правонарушение, ответственность, должностные лица, самоуправление.
The article examines the mechanisms of responsibility of local self-government bodies and officials.
Keywords: local self-government, local self-government bodies, legal responsibility, responsibility of local self-government bodies and officials, municipal legal responsibility, municipal, municipal offense, responsibility, public official, self-government.
Органы местного самоуправления принимают активное участие в регулировании общественной жизни на вверенной им территории, используя для этого надзорные полномочия, право на законотворческую деятельность и имея обязанности по исполнению социальных и иных обязательств перед населением.
Предусматривается несколько видов ответственности для органов местного самоуправления и должностных лиц, у процедуры установления ответственности и привлечения к ней имеется своя специфика. Так, гл. 10 ФЗ-131 от 2003 г. предусматривает общие принципы организации местного самоуправления. Юридическая ответственность указанных органов и их должностных лиц несется перед населением, проживающим на территории муниципального образования, перед государством, физлицами и юрлицами [1].
Непосредственную ответственность перед населением в соответствии с ФЗ-131 несут депутаты органов местного самоуправления, выборные должностные лица. Одним из механизмов ответственности является отзыв указанных лиц с использованием для этого оснований и порядка, закрепленного в уставе муниципального образования и в соответствии с положениями ФЗ-131. Термин «население» является обезличенным, следовательно, установление прав и обязанностей этой категории граждан с последующим привлечением к ответственности за их нарушение органов местного самоуправления и должностных лиц является трудной задачей. И все же данная форма ответственности установлена в ст. 71 ФЗ-131 [2].
Отзыв депутата или иного выборного должностного лица осуществляется путем инициирования голосования со стороны населения, правовой базой выступает федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъекта РФ о проведении местного референдума. Конкретные основания для отзыва должны быть представлены в уставе муниципального образования.
И в качестве основания могут выступать только совершенные противоправные действия или же допущенное бездействие со стороны депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления. Отзыв осуществляется после проведения судебного разбирательства, то есть, требуется в судебном порядке подтвердить наличие противоправных действий и только потом с использованием для этого законных оснований использовать механизм ответственности в виде отзыва [3].
Несмотря на предусмотренное право на отзыв депутата или иного выборного должностного лица, законом предусматривается право на дачу объяснений со стороны нарушителя.
Отзыв депутата или иного выборного должностного лица в органах местного самоуправления считается состоявшимся при условии, что не менее половины населения проголосует за несение такой формы ответственности. Что касается ответственности должностных лиц перед государством, то поводом является подтвержденное в судебном порядке нарушение тех или иных положений Конституции, федерального законодательства нормативных правовых актов субъектов РФ и т. д. Ответственность несется при принятии должностным нормативного правового акта органа местного самоуправления, который противоречит законодательству региона, федерации и Конституции.
Также ответственность предусмотрена в случае неисполнения судебного решения по отмене нормативного правового акта. Если речь идет о муниципальных органах власти, то руководителю субъекта требуется подготовить и представить проект закона о роспуске представительного органа [4].
Руководитель субъекта (глава муниципального образования) имеет право привлечь к ответственности главу муниципальной или местной администрации.
Ответственность сведена к изданию указа об отрешении от занимаемой должности. Она несется в том случае, если должностное лицо органов местного самоуправления издало правовой акт, противоречащий законам субъекта, федерации, Конституции или уставу муниципального образования. Основание для отрешения в данном случае должно быть подтверждено в судебном порядке.
Отрешение от должности предусматривается и в том случае, если должностное лицо издало правовой акт, который влечет нарушение прав и свобод человека, несет угрозы для национальной безопасности, территориальной целостности и т. д. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность перед физлицами и юрлицами на основании ст. 76 ФЗ-131.
И такая ответственность несется в случае совершения должностными лицами незаконных действий или же допущения с их стороны бездействия, что привело к убыткам для физлиц и юрлиц. Обязанностью должностных лиц в данном случае будет возмещение причиненных убытков. Что касается объема имущественной ответственности, то в силу того, что органы местного самоуправления являются самостоятельными юридическими лицами, то и ответственностью перед физлицами и юрлицами несется в соответствии с учетом действующих положений гражданского законодательства.
Чаще всего органы местного самоуправления и их должностные лица привлекаются к ответственности по причине принятия ими незаконных правовых актов, ведущих к нарушению прав и свобод граждан. Возмещение вреда предусматривается только в случае наличия доказательств вины. Для возникновения ответственности важно наличие нескольких обязательных условий.
Во-первых, это наличие полномочий и закрепленных обязанностей за органами местного самоуправления и их должностными лицами. Во-вторых, это совершение незаконных действий или же допущение бездействия в связи с возложенными обязанностями. В-третьих, это причинение вреда и ущерба по причине совершения незаконных действий или же допущения бездействия. Подразумевается, что любой акт, издаваемый органом местного самоуправления, является легитимным. В то же время в ст. 13 ГК РФ указывается на возможность признания изданного акта незаконным в судебном порядке [5].
На основе принятия решения о несоответствии изданного акта Конституции, федеральным и местным законам, а также о причинении ущерба суд устанавливает обязанность либо восстановить нарушенные права, либо обеспечить их защиту. Возмещение вреда осуществляется за счет средств из бюджета муниципального образования по правилам ст. 16 и 1069 ГК РФ. Ст. 151 ГК предусматривается возможность истребования компенсации за причиненный моральный вред, как и в случае с имущественным вредом он подлежит доказыванию в судебном порядке. Причинители вреда на уровне органов местного самоуправления представлены в виде двух групп субъектов — индивидуальных и коллективных. Индивидуальную ответственность несут депутаты, выборные должностные лица, коллективную ответственность несут выборные органы и органы территориального общественного самоуправления.
Разновидностью юридической ответственности является дисциплинарная ответственность, которая может применяться к депутатам, иным выборным должностным лицам. Такая форма ответственности применяется со стороны вышестоящих должностных лиц. И поводом для привлечения к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. За допущенное нарушение может быть сделано замечание, объявлен выговор или принято решение об увольнении провинившегося сотрудника. Административную ответственность несут должностные лица органов местного самоуправления в соответствии со ст. 2.4 КоАП. Административное наказание может быть сведено к предупреждению, дисквалификации или штрафу. За совершение уголовных преступлений должностными лицами органов местного самоуправления несется уголовная ответственность.
С учетом специфики работы органов местного самоуправления и в условиях действия регионального законодательства, устава муниципального образования и т. д. Было бы целесообразно на уровне каждого региона принять закон по механизмам, формам и порядку привлечения к ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Литература:
- Михеева Т. Н. Общественный контроль с позиций конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10 (95). С. 177–183.
- Астафичев П. А. Роспуск представительного органа местного самоуправления как институт муниципального права // Конституционное и муниципальное право. 2018.№ 3. С. 39–44.
- Исламов А. М. Ответственность в системе местного самоуправления как форма реализации принципа самостоятельности муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 9. С. 40–44.
- Михеев Д. С., Михеева Т. Н. Роль гласности в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С.120–123.
- Соловьев С. Г. К вопросу о «безвиновной» ответственности депутатов местного представительного органа // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 9. С. 45–49.