Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывается опыт реализации кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11 классов на уроках русского языка и литературы.
Цель данного исследования показать возможности данного метода в тьюторском сопровождения с позиции педагога в индивидуализации обучения и школьника в мотивации и переосмыслении русского языка и литературы в траектории перспектив профессиональной самореализации
Научная новизна работы заключается в применении кейс-метода при подготовке учащихся старших классов к государственным экзаменам по русскому языку и литературе. В результате приведены примеры разработки кейсов по русскому языку и литературе в рамках организации тьюторского сопровождения учащихся.
Ключевые слова: кейс-метод, тьюторское сопровождение, русский язык, литература
The case method is a teaching technology that is in demand in the field of Humanities — Economics, Law, Medicine, but is barely used in the working activities of teachers of Russian Language and Literature. This article describes the experience of implementing the case method in tutoring support of students in grades 9–11 at Russian Language and Literature classes.
The purpose of this research is to demonstrate the possibilities of this method in tutor support from a teacher's position in individualization of learning and from a student's position in motivation and Russian language and literature reconsideration in the track of prospects for professional self-realization.
The scientific novelty of the research is the case method application in preparing high school students for state exams in Russian Language and Literature. As a result, there have been given examples of cases' development in Russian language and literature in the framework of the organization of tutor support for students
Keywords: case-method, tutor support, Russian Language, Literature
Введение
Новая волна возрождения интереса к высшему образованию значительно повысила конкурсы на вступительных экзаменах и дала импульс к упрочнению в образовательном процессе индивидуальных занятий и занятий в малых группах. Учащимся, которые планируют посвятить свою жизнь филологии, поступать на филологические факультеты, требуется углубленное изучение русского языка и литературы и индивидуальный подход к обучению, стимулирующий мыслительные процессы в приобретение когнитивных и практических навыков. Недостаточно просто индивидуализировать обучение, необходимо повысить интерес, мотивировать учащихся, показать им практическую значимость гуманитарного предмета, научить применять полученные знания в реальной жизни, а не только при сдаче государственного экзамена, поскольку требования ФГОС предполагают не только построение индивидуальной образовательной траектории, но и личностное развитие каждого обучающегося. Задачи исследования формируются в ключе определения понятия «кейс-метод» и описания опыта его применения в тьюторском сопровождении учащихся 9–11 классов на уроках русского языка и литературы. В исследовании применены эмпирические методы исследования — сбор и анализ информации, на основе наблюдения и изучения результатов деятельности учащихся. Практическая значимость заключается решении актуальных проблем, возникающих в процессе преподавания и возможности использования в совершенствовании преподавания русского языка и литературы.
Основная часть
Сегодня как никогда актуально тьюторское сопровождение и методы обучения, используемые тьюторами. Одним из таких методов, позволяющим учащимся применять теоретические знания на практике, является кейс-метод — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретной профессиональной задачи. Преподаватель, разрабатывая модель конкретной ситуации, отражает в ней тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам необходимо получить. Организация, изучение, решение и обсуждение кейса создает атмосферу сотворчества. Кейсы имеют много решений, что помогает ученикам смотреть на одну и ту же ситуацию под разным углом, обмениваться опытом в процессе дискуссий, следовательно, мыслить шире, что необходимо в изучении русского языка и литературы.
Большое значение, разумеется, имеет выбор кейса. В основе такого «гуманитарного» кейса должны лежать сложные теоретические, психологические и социальные проблемы. При разработке кейсов учитывались следующие принципы:
− учебная ситуация должна соответствовать четко поставленной цели создания — изучение законов русского языка и содержания литературного произведения;
− работа с кейсом должна научить анализировать возможные пути решения и объяснения лингвистических литературоведческих задач;
− материал, выбираемый для кейса, не должен быть простым, наоборот, он должен ставить перед учащимся сложные задачи, в ходе решения которых сможет возникнуть дискуссия, предполагающая задействование аналитического мышления.
Работа велась в группах по 3–5 человек, кейсы решались как индивидуально, так и совместно.
Характер работ учащихся рассмотрен на примере двух кейсов: «8 задание ЕГЭ. Способы объяснения и пути решения» и «Луч света в тёмном царстве: кто виноват и что делать?».
Задние под номер 8 в ЕГЭ по русскому языку предполагает поиск и соотнесение предложенных грамматических ошибок с предложениями, в которых они допущены. В рамках подготовки кейса «8 задание ЕГЭ. Способы объяснения и пути решения» учащимся предлагалось решить следующие задачи:
− подготовить теоретическую базу, необходимую для решения 8 задания ЕГЭ;
− выявить особенности этого задания и возможные пути его решения;
− разработать уникальную схему выполнения 8 задания ЕГЭ, сформулировать рекомендации для учителя и ученика.
Первые два этапа выполнялись группой совместно. Источниками являлись теоретические справочники, учебники по русскому языку и литературе и интернет. Изучение типовых заданий в открытом банке федерального института педагогических измерений (ФИПИ) помогло учащимся выявить закономерности 8 задания, рассмотреть его варианты в тестах разных лет и подойти к третьему этапу решения кейса, который выполнялся каждым участником самостоятельно.
По результатам решения данного кейса были озвучены три уникальные схемы, позволяющие ученикам и учителям успешно выполнять одно из самых сложных заданий ЕГЭ:
− изучение всех правил, встречающихся в задании, и последующее решение типовых заданий;
− схема «правило-ошибка», в которой каждое правило прорабатывается отдельно и подкрепляется примером реализации ошибки на это правило в задании 8;
− схема «ошибка-правило», в которой сначала рассматриваются все возможные варианты реализации ошибки на то или иное правило, а уже затем объясняется правило, позволяющее не допустить эту ошибку.
Кейс «Луч света в тёмном царстве: кто виноват и что делать?» создавался на основе произведения А. Н. Островского «Гроза» и был нацелен не только на изучение содержания произведения, но и на психологический анализ поведения главной героини, а также на ознакомление с критической литературой по данному вопросу. Тема не объявлялась до начала занятия, а первая часть кейса была сформулирована так: «Вы — молодая, свободолюбивая, и что немаловажно верующая девушка, вышедшая замуж не по любви. Ваша свекровь — тиран, а муж — «маменькин сынок», потакающий матери и слушающий каждое её слово. Устав от побоев и бесконечного унижения, Вы находите утешение в руках молодого любовника, но врать мужу становится все сложнее, Вас мучает совесть. Жизнь не похожа на ту сказку, о которой вы мечтали. Что будете делать?»
Учащиеся дали разные решения кейса. Кто-то сбежал с молодым любовником, кто-то продолжил врать и терпеть отнюдь не сказочную жизнь, одни сбежали из города и начали жизнь в гордом одиночестве, а другие даже убили мужа и свекровь руками любовника, чтобы «хоть как-то исправить положение». В произведении же А. Н. Островского Катерина выбрала совсем другой вариант — самоубийство. И теперь уже перед учениками стояли совсем непростые задачи:
− проанализировать среду, в которой жила героиня, и её взаимоотношения с другими героями драмы;
− объяснить, почему Катерина сделала такой выбор;
− составить психологический портрет героини, определить авторское и собственное отношение к ней и её поступкам и сопоставить с мнениями критиков;
Данный кейс позволил учащимся подробно изучить содержание произведения, принять участие в дискуссии, ознакомиться с разными точками зрения на эту драму и научиться анализировать художественное произведение, что важно при написании развернутых ответов в ЕГЭ по литературе. Также, перенос вымышленных событий в реальную жизнь в первой части кейса помог учащимся познакомиться с психологией поведения людей в тех или иных ситуациях, установить причинно-следственные связи поступков и лучше понять себя.
Заключение
В результате можно сделать вывод, что использование кейс-метода позволило приблизить содержание уроков русского языка и литературы к требованиям ФГОС. В процессе подготовки и обсуждения кейсов происходит осмысление и переосмысление роли теоретических знаний и практических навыков будущего филолога, а также приобретение опыта работы в команде и практики публичных выступлений и профессиональных дискуссий.
Работа учителя и ученика — это процесс сотворчества, сотрудничества, и использование кейс-метода как нельзя лучше подходит для успешной реализации этой практики.
Литература:
- Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 59 с.
- Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / А. Долгоруков. — Режим доступа: http://www.vshu.ru / lections. php?tab_id=3&a=info&id
- Кирьякова, А. В. Технология «кейс-стади» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А. В. Кирьякова, И. Д. Белоновская, Т. А. Ольховая, Д. С. Каргапольцева. — Оренбург: ООО «НикОс», 2011. — 104 с.
- Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. -288 с.