Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Кабуш, Т. Ю. Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист» / Т. Ю. Кабуш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 591-593. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75831/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет писателю раскрыть воздействующий потенциал на читателя.

Ключевые слова: парентеза, художественный стиль, синтаксические конструкции, стиль писателя.

Одним из самых гибких стилей, бесспорно, считается художественный стиль. Цель его — передать эмоции автора, создать у читателя настроение, эмоциональный настрой. Основным признаком данного стиля является использование многочисленных средств выразительности. Грамотное использование писателем этих средств — залог успеха его творения. Важно отметить, что синтаксическая организация играет немаловажную роль в обеспечении воздействующего потенциала на читателя. Так, при исследовании романа Теодора Фонтане «Эффи Брист» широкое применение парентетических конструкций, создающих впечатление живого, естественного мышления, обращает на себя внимание.

Изучение научной лингвистической литературы показало, что единства в определении понятия «парентеза» нет. Среди существующих дефиниций встречаются такие, как: «прагматические вставки» [1], «парантеза» [2], «парентетические внесения» [3, 4], «вставные прагматические единицы» [5] и др. Важно отметить и тот факт, что в выделении типов и функций парентез также нет единого мнения.

Исследование романа показало, что оформление подобных конструкций в тексте осуществляется при помощи таких графических средств как тире, тире с запятой или скобки. По цели высказывания парентезы являются повествовательными. Позиция парентезы в предложении, в большинстве случае — серединная. По семантике они делятся на три категории: отсылки, экземплификации и делиберативности. Семантическая функция представлена функциями дополнения и пояснения, уточнения, связи информации в тексте.

Анализ романа Теодора Фонтане «Эффи Брист» показал, что в нем используется широкий спектр парентетических конструкций. Парентезы побуждают к размышлению, служат завязкой диалогической речи персонажей, источником информации, расширяют план повествования и являются эффективным средством эмоционального воздействия на читателя.

Парентезы категории делиберативности наиболее частотны. Их использование в прямой речи главных героев позволяет дать эмотивную характеристику персонажей. Подобные отступления позволяют «услышать» голос персонажей.

  1. „Es wird das beste sein, ich stelle dir gleich hier unsere gesamte Hausgenossenschaft vor, mit Ausnahme der Frau Kruse, die sich — ich vermute sie wieder bei ihrem unvermeidlichen schwarzen Huhn — nicht gerne sehen läßt» [6].
  2. Als Papa sich den neuen Gewehrschrank angeschafft und über seinem Schreibtisch einen Büffelkopf und dicht darunter den alten Wrangel angebracht hatte ( er war nämlich mal Adjutant bei dem Alten ), da dacht er wunder was er getan [6].
  3. Wobei mir übrigens einfällt, daß wir, als Jahnke mit der Schule vorbeikam, in unserem Gespräch unterbrochen wurden — wenigstens kann ich mir nicht denken , daß der Pelz, von dem du damals sprachst, dein einziger Wunsch gewesen sein sollte [6].

В примерах 1 и 2 лексемы vermuten –предполагать и nämlich — а именно выражают не столько простое предположение и уточнение, сколько служат способом придания особой значимости словам. При этом третий пример иллюстрирует, как парентеза выступает источником имплицитной информации.

Парентезы, выполняющие функцию отсылки, также насчитываются в большом количестве на страницах исследуемого романа. Так, например, характеризуя капитана Томсена, Инштеттен ссылается на информацию, полученную от других:

Ein sehr adretter Mann ( so wenigstens hat man mir gesagt ) und wohl gelitten [6].

В следующем примере, говорящий (Эффи) благодаря парентезе расширяет коммуникативный план, включает в содержание дополнительную информацию, релевантную для участников общения:

Als ob rote Husaren — denn es waren auch rote wie daheim in Hohen-Cremmen — so recht eigentlich die Hüter von Paradies und Unschuld seien [6].

Интерес представляют и отсылки к высказываниям других участников общения:

  1. Freilich, wenn im Winter die liebe Verwandtschaft vorgefahren kommt und sechs Stunden bleibt oder wohl auch noch länger, und Tante Gundel und Tante Olga mich mustern und mich naseweis finden — und Tante Gundel hat es mir auch mal gesagt -, ja, da macht sich's mitunter nicht sehr hübsch, das muß ich zugeben [6].
  2. Und ich glaube, Niemeyer sagte nachher sogar , er sei auch ein Mann von Grundsätzen [6].

В своём высказывании (см. пример 1) Эффи упоминает известного слушателям родственника, чьё мнение не признаётся ни истинным, ни тем более авторитетным. В результате данная ссылка увеличивает смысловую нагрузку высказывания. Интересно, что парентеза может производить и обратный эффект (см. пример 2). Здесь упоминается имя человека, чьё мнение признаётся в обществе, ссылка на авторитет, в данном случае, усиливает убеждающую сторону речи.

Частотной функцией парентезы в исследуемом романе является также функция уточнения информации:

  1. Kotschukoff und Gieshübler — den sie übrigens ›Onkel‹ nennt, und man kann fast von ihm sagen, er sei der geborne Onkel —, diese beiden sind es recht eigentlich, die die kleine Marie Trippel zu dem gemacht haben [6].
  2. Sie sind so belesen, Major, aber mit einem Gedichte — freilich keinem Heineschen, keinem ›Seegespenst‹ und keinem ›Vitzliputzli‹, bin ich Ihnen, wie mir scheint, doch voraus [6].

В вышеизложенных примерах наблюдается то, как парентезы создают второй план повествования, передавая дополнительные сведения. Парентезы, которые использует Т. Фонтане, как правило, довольно длинные, при этом, вливаясь в основное предложение, они нарушают последовательность, происходит оттяжка логического завершения мысли. Писатель приковывает внимание читателя, стремящегося охватить оба смысловых плана. Таким образом, реализуется акцентирующая функция парентезы. Посредством этих вставок автор указывает на спонтанность речи, тем самым оживляет высказывания, благодаря чему они становятся динамичными.

Важно, что помимо дополнительной информации парентеза используется писателем также и для оценки, чаще субъективной, при этом высказывание приобретает яркую оценочную составляющую, и его потенциал расширяется:

  1. Unter sechs Kameraden — natürlich beste Tänzer — wird gar nicht angenommen [6].
  2. Heute abend haben wir Silvesterball, und Gieshübler — der einzige nette Mensch hier, trotzdem er eine hohe Schulter hat oder eigentlich schon etwas mehr -, Gieshübler hat mir Kamelien geschickt [6].
  3. Sie ist immer verstimmt, beinahe melancholisch ( ähnlich wie unsere Frau Kruse, an die sie mich überhaupt erinnert ), und das alles aus Eifersucht [6].

Таким образом, благодаря использованию парентез автору «Эффи Брист» удается совместить в рамках одного предложения различные смысловые планы, что способствует увеличению глубины предложения и созданию его смысловой полифонии. Можно утверждать, что парентезы в произведении Т. Фонтане обеспечивают синтаксическую, содержательную, а также коммуникативную целостность произведения. Кроме того, при помощи парентез писатель добивается динамизма высказываний, эффективно воздействующих на читателя.

Литература:

  1. Кострова О. А. Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка. Москва: Флинта; Московский психологосоциальный институт, 2004.
  2. Поликарпова О. Н. Комментативная парантеза как единица композиционного синтаксиса. Диссертация кандидата филологических наук. Барнаул, 2011.
  3. Александрова О. В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. Москва: Высш. шк., 1984.
  4. Брандаусова А. В. Функционирование парентетических внесений в тексте английской литературной сказки (на примере их использования в авторской речи). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2007; 3. 18–23.
  5. Кобрина Н. А. Предложение с вставной предикативной единицей в современном английском языке. Диссертация... кандидата филологических наук. Ленинград, 1974
  6. https://iknigi.net/avtor-theodor-fontane/114632-effie-briest-theodor-fontane.html
Основные термины (генерируются автоматически): воздействующий потенциал, высказывание, дополнительная информация, исследуемый роман, писатель, план повествования, участник общения, Фонтан, художественный стиль, читатель.


Ключевые слова

синтаксические конструкции, художественный стиль, парентеза, стиль писателя

Похожие статьи

Роль художественной категории пространства-времени в создании психологической характеристики персонажей в романе Ш. Джексон «Мы живём в замке»

В работе представлен краткий анализ пространственно-временной категории как одного из наиболее ярко выраженных и эффективных способов психологической характеристики персонажей произведений Ширли Джексон на примере романа писательницы «Мы живем в замк...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Мотив двойничества в пьесе Франца Верфеля «Человек из зеркала»

В данной статье рассматривается реализация мотива двойничества (Doppelgängerheit) на материале экспрессионистской пьесы Франца Верфеля «Человек из зеркала». В процессе анализа образов раскрывается сущность двойника Тамала, а также причины, характер и...

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

Основной проблемой, анализируемой в статье, являются отношения автора и лирического героя. Особое внимание уделяется тому, насколько реальным является образ автора в образе рассказчика. Рассматриваются возможности авторского языкового освоения действ...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Представление о смерти как о состоянии в английской языковой традиции (на материале английских фразеологизмов)

В статье автор предпринимает попытку осветить восприятие и понимание явления смерти носителями английского языка путём анализа и условной систематизации фразеологических оборотов, связанных с концептом «смерть», что является важным условием для поним...

Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж»

В статье автор пытается сделать анализ идейно-художественного аспекта романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» на основе биографии писательницы и проведения аналогии содержания романа с другими произведения зарубежных писателей.

Функциональные аспекты эмотивности в герметичном тексте (на примере рассказа З. Прилепина «Белый квадрат»)

В статье рассмотрены способы выражения эмоциональных пере-живаний в речи рассказчика, со стороны психологии героя выделены ха-рактерные для авторского стиля З. Прилепина приемы повествования.

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Похожие статьи

Роль художественной категории пространства-времени в создании психологической характеристики персонажей в романе Ш. Джексон «Мы живём в замке»

В работе представлен краткий анализ пространственно-временной категории как одного из наиболее ярко выраженных и эффективных способов психологической характеристики персонажей произведений Ширли Джексон на примере романа писательницы «Мы живем в замк...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Мотив двойничества в пьесе Франца Верфеля «Человек из зеркала»

В данной статье рассматривается реализация мотива двойничества (Doppelgängerheit) на материале экспрессионистской пьесы Франца Верфеля «Человек из зеркала». В процессе анализа образов раскрывается сущность двойника Тамала, а также причины, характер и...

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

Основной проблемой, анализируемой в статье, являются отношения автора и лирического героя. Особое внимание уделяется тому, насколько реальным является образ автора в образе рассказчика. Рассматриваются возможности авторского языкового освоения действ...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Представление о смерти как о состоянии в английской языковой традиции (на материале английских фразеологизмов)

В статье автор предпринимает попытку осветить восприятие и понимание явления смерти носителями английского языка путём анализа и условной систематизации фразеологических оборотов, связанных с концептом «смерть», что является важным условием для поним...

Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж»

В статье автор пытается сделать анализ идейно-художественного аспекта романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» на основе биографии писательницы и проведения аналогии содержания романа с другими произведения зарубежных писателей.

Функциональные аспекты эмотивности в герметичном тексте (на примере рассказа З. Прилепина «Белый квадрат»)

В статье рассмотрены способы выражения эмоциональных пере-живаний в речи рассказчика, со стороны психологии героя выделены ха-рактерные для авторского стиля З. Прилепина приемы повествования.

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Задать вопрос